Понятие и назначение олицетворения в произведении А.С. Пушкина "Цыганы"
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Оглавление
- Введение
- 1. Понятие и назначение олицетворения
- 2. Функции олицетворения в произведении А.С. Пушкина
- Заключение
- Список литературы
Введение
Еще в древние времена люди наделяли окружающие предметы и явления человеческими характеристиками. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение.
Олицетворение - это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией. Олицетворение используют многие прозаики и поэты. Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.
Что такое олицетворение в литературе, понятно, но этот оборот речи используется и в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит», также являются олицетворением. Использование этого литературного приёма в разговоре делает речь образной и интересной. Однако, мы даже не задумываемся о том, что используем этот приём. В общем, можно сказать, что олицетворение - это такой литературный оборот, иными словами, троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого.
Олицетворение часто путают с метафорой. Стоит понимать, что метафора - это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например, «золотая осень». Поэтому отличить олицетворение от других литературных оборотов весьма несложно.
Цель данной работы - рассмотреть функции олицетворения в произведении А.С. Пушкина «Цыганы».
1. Понятие и назначение олицетворения
Олицетворение - персонификация, присущее мифопоэтическому сознанию свойство перенесения на неодушевлённые вещи и явления черт живых существ: человеческих (антропоморфизм, антропопатизм) или животных (зооморфизм), а также наделение животных качествами человека. Однако если поэтические олицетворения являются лишь метафорами, образными сравнениями, выступая как литературный приём, то в мифологических и религиозных представлениях олицетворения - некие воображаемые реальности, служащие для своеобразного объяснения явлений природы или человеческой жизни. Здесь это не частный вид метафоры, а особый, и притом наиболее богатый содержанием вид символа. В таких символических олицетворениях обозначаемое, т.е. та реальность, которая, собственно, скрывается за символами, мыслится как живое и личностное начало, а обозначающее, т.е. эмпирические, данные людям в восприятии проявления этого личностного начала, условно изображается по аналогии с человеческими действиями, чувствами, мыслями и т.п. Например, Уран и Гея - личностно понимаемые стихии, отношения между которыми уподобляются человеческому бракосочетанию. Весь рассказ об их соитии и потомстве не буквален, а символичен (и благодаря этому имеет познавательный смысл). Буквально лишь «олицетворение первого порядка» - древнее верование в их личностные свойства. Наличие олицетворений служит определяющим признаком любого мифологического повествования.
Ю.П. Францев противопоставлял поэтическое (сказочное) олицетворение природы образам религиозно-мифологической фантазии. Всё более широкое распространение получают взгляды на олицетворения как на один из способов символического кодирования реальности, позволявший человеку объяснять себя самого и окружающий мир, персонифицируя себя в природе. Наивное очеловечивание природной среды вело через первобытные верования (фетишизм, анимизм, тотемизм) к такому «метафорическому» сопоставлению природных и культурных объектов, которое выразилось в сложных тотемических классификациях и (шире) в мифологическом символизме, представлении космоса взооантропоморфных терминах, отождествлении микро- и макрокосма. Согласно этим представлениям, космологическая картина мира описывалась древними с помощью синонимических рядов, понятий, относящихся к различным срезам бытия, так что одни и те же элементы космоса (небо, земля, огонь, вода, ветер и т.д.) могли быть олицетворёнными участниками космогонической драмы, а могли выступать и как деперсонифицированные и даже абстрактные классификаторы. Отсюда часто встречающийся в мифах обратный олицетворению процесс «овеществления» живого [3, с.14].
Первоначальным источником олицетворений был «синкретизм древнейшей поэзии» (выражение А.Н. Веселовского), который вмещал в себя и архаические обряды, и простейшие мифы, и элементарные верования, и начальные формы поэтического творчества, так что различение религиозно-мифологических и поэтических олицетворений стало актуальным лишь с появлением литературы. Олицетворения органически входили в самый сюжет сказки и мифа, поскольку на всём мироощущении первобытного человека лежала печать его близости к природе, невыделенное из окружающей среды - природной и социальной.
Склонность человеческого сознания к олицетворению окружающей действительности, несомненно, была психологической предпосылкой к возникновению религиозных верований. При этом собственно религиозный элемент может быть слабо выражен или даже совсем отсутствовать в том или ином олицетворении: критерием чаще всего служит здесь наличие или отсутствие культа - поклонения данному мифологическому образу. Например, в мифологических представлениях некоторых австралийских и африканских племён определённое место занимает олицетворение неба, но это в большинстве случаев бледный и тусклый образ, ему не приписывают вмешательство в жизнь людей, а потому ему и не поклоняются. Напротив, другие природные явления, особенно бурные, угрожающие жизни человека: гроза, наводнение, разрушительный циклон и пр. - олицетворяются в образах, служащих предметом религиозного поклонения. Отсюда образы грозных богов природы в разных религиях.
Различаются и степени олицетворения: в одних случаях можно лишь догадываться о наличии олицетворённого образа того или иного явления природы. Таковы «хозяева» тайги, горы, моря, промысловых животных в верованиях народов Сибири. Здесь трудно бывает установить, поклоняются ли, например, антропоморфному образу «хозяина» моря или самому морю? Такого рода «непроявленность», символичность характерна для наиболее чистых форм мифопоэтического сознания. В других случаях, например в античной греческой мифологии, налицо яркие и пластичные, чисто человеческие образы богов. Это бытовое человеко-подобие олимпийского пантеона, его детальная антропоморфизация и ослабление символического начала свидетельствуют об упадке мифологического мышления, его перерождении в систему философских аллегорий и условно-поэтических приёмов [2, с.94].
2. Функции олицетворения в произведении А.С. Пушкина
литературный олицетворение неодушевленный выразительность
В поэтическом языке А.С. Пушкина олицетворения как средство повышения выразительности используется при описании явлений неодушевлённого мира: «Прощай, свободная стихия!», человеческих действий, чувств и отношений: «Как пахарь, битва отдыхает...» [4, с.73].
Период южной ссылки занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Именно здесь, на юге, сформировался пушкинский романтизм, на юге же наметилось его преодоление, обусловившее появление «Цыган», последней романтической поэмы, завершенной уже в Михайловском. «Цыган» многое сближает с другими романтическими произведениями этого периода, и прежде всего - стремление создать обобщенный характер молодого человека XIX века. Ио если в «Кавказском пленнике» образ романтического героя, не удовлетворенного жаждой свободы, был написан на волне подъема освободительного движения в России и Европе, то к моменту создания «Цыган» поэт переживает кризис, связанный с его подавлением. Пушкин пытается понять, почему достижение свободы стало невозможным. Его интерес приковывает теперь именно внутренний мир современного человека, именно в нем стремится отыскать поэт причину крушения романтических мечтаний о скором избавлении от тирании.
Главный герой поэмы - незаурядная личность, это человек больших страстей и сильной воли, решительный, смелый, образованный. Бунтарь Алеко уходит от ненавистного ему общества, где торгуют волею своей, главы пред идолами клонят и просят денег да цепей. Он добровольный изгнанник из неволи «душных городов», его «преследует закон». И хотя прошлое его романтически - таинственно, нынешние его устремления определены ясно: «он хочет быть... цыганом», «вольным жителем мира». Ясно осознавая нравственные пороки современного ему общества, Алеко не может мириться с тем злом, которое оно несет. Однако Пушкин не идеализирует своего героя. Требуя свободы для себя и отрицая чужую свободу, Алеко предстает в поэме как эгоист. Этот, по словам Белинского, «турок в душе» признает лишь свое право на обладание разлюбившей его женщиной, а старого цыгана, простившего Мариулу, он осуждает.
Таким образом, конфликт в «Цыганах» строится на противоречии страстей самого героя. Решительный и смелый вольнолюбец Алеко сам оказывается послушным рабом и мучеником. Эгоизм героя проявляет в нем...
Анализ поэмы А.С.Пушкина Цыганы
"Капитанская дочка" - народный бунт в произведении А.С. Пушкина
Характеристика образов природной стихии в творчестве А.С. Пушкина их эстетическая, философская, символическая и сюжетная функции. История Пугачева и е...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Элегия"
Тема стихотворения "Элегия" А.С. Пушкина. Художественно-выразительные средства, сравнения, олицетворения, эпитеты и антитеза в стихотворении. Грустный...
Москва в произведении Пушкина "Евгений Онегин"
МОСКВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ ПУШКИНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"Москва - святыня России, её сердце. Не зря захватчикивсех времён и народов, будь то татарские, французск...
Южные поэмы
В книгу входят четыре романтические, так называемые "южные" поэмы Пушкина, написанные во время южной ссылки поэта: "Кавказский пленник", "Братья разбо...