Повесть В. Распутина "Живи и помни"
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Федеральное Государственное образовательное учреждение
Среднего Профессионального образования
"Заволжский автомоторный техникум"
Реферат
по современной литературе (60-90 гг. ХХ в)
На тему: "Повесть В. Распутина "Живи и помни"
Выполнил: студентка 189 гр.
Феофанова Ирина Владимировна
Проверил: преподаватель литературы
Фомина Альбина Вениаминовна
2007-2008 год
Содержание
- 1. Коротко об авторе
- 2. Время написания произведения и время, отражённое в нём
- 3. Идейно-тематическое содержание
- 4. Характеристика главных героев
- 5. Страницы, которые произвели на меня сильное впечатление
- 6. Актуальность
- 7. Список используемой литературы
1. Коротко об авторе
РАСПУТИН Валентин Григорьевич (р.15.03.1937), русский писатель и общественный деятель.
Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе "Ангара" (1961).
Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".
В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.
Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть "Деньги для Марии".
В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
Затем последовали повести: "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.
В 1981 вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи - век люби".
Появление в 1985 повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Ленереке"; в 1996 - рассказы "Поминный день"; в 1997 - "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"). Живет и работает в Иркутске.
Коренной сибиряк из с. Усть-Уда на Ангаре, ныне подтопленного водохранилищем Братской ГЭС. Окончил Иркутский университет в 1959. Публиковаться начинал в местной печати с очерков и рассказов, отмеченных несомненным дарованием, но на уровне сибирско-таежной романтики. Крупным успехом Распутина, принесшим ему литературную славу, стала повесть "Деньги для Марии" (1967), в которой выразилась основная идея писателя - торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия. Распутин тогда же был причислен столичными оценщиками к числу писателей "деревенской прозы”, хотя даже сюжетно никогда не ограничивался описаниями сельской жизни. Развивали литературный успех Распутина последовавшие затем повести и рассказы ("Последний срок”, 1970, "Живи и помни”, 1974, "Прощание с Матёрой”, 1976, и др.). В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека - доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство.
Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. В повести "Прощание с Матёрой" Распутин показывает, как русский человек относится к разрушению своего национального мира "именем прогресса”. По приказу сверху должна исчезнуть с лица земли, быть затоплена одна из многих русских деревень. Крестьян насильственно переселяют в другое место - в "перспективное" село, построенное бездарными, чуждыми русскому народу "специалистами" без любви к людям, которым тут жить”. Простая русская женщина Дарья пять лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом - воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды, и каждое бревно не только ее, но и пращуров ее. Сердце ее русское болит - "как в огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет”. Как точно отмечал критик Ю. Селезнев: "Название острова и села - Матёра - не случайно у Распутина. Матёра конечно же идейно образно связано с такими родовыми понятиями, как мать (мать - Земля, мать - Родина), материк - земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матёра - это как бы "малый материк”). Космополитическое наступление так называемого мирового прогресса, превращение человека в бездушный винтик потребительского мира разрушает духовную цивилизацию, подрубает основы православного мировоззрения, которое так стойко защищает Дарья. Предавая свою малую Родину, человек теряет истоки самого главного в жизни, деградирует как личность, жизнь его становится серой и бесцельной. Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина "Пожар" (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный. С началом "перестройки" Распутин, до того сторонившийся заседательской суеты, включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников вредительского "поворота северных рек" (проект Бергера был отменен в июле 1987). В 1989-91 - депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А. Столыпина о "великой России” ("Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”). Состоял в руководстве Русского Национального собора и Фронта национального спасения. Потом публично заявил, что "политика - дело грязное”.
Художественный мир писателя.
Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют "городской прозе". И действие у него почти всегда происходит в деревне, и главные герои (точнее, героини) в большинстве случаев - "старинные старухи", и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни.
повесть распутин герой содержание
Все это так и не так. Критик А. Бочаров справедливо заметил, что между "городским" Ю. Трифоновым и "деревенским" В. Распутиным при всем их различии много общего. Оба взыскуют высокой нравственности человека, обоих интересует место личности в истории. Оба говорят о влиянии прошлой жизни на современную и будущую, оба не приемлют индивидуалистов, "железных" суперменов и бесхарактерных конформистов, забывших о высшем назначении человека. Словом, оба писателя разрабатывают философскую проблематику, хотя и делают это по-разному.
Сюжет каждой повести В. Распутина связан с испытанием, выбором, смертью.
В "Последнем сроке" говорится о предсмертных днях старухи Анны и о собравшихся у постели умирающей матери ее детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей, и в первую очередь самой старухи. В "Живи и помни" действие переносится в 1945 год, когда так не хотелось умереть на фронте герою повести Андрею Гуськову, и он дезертировал. В центре внимания писателя - нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и - в еще большей степени - перед его женой Настеной. В "Прощании с Матерой" описываются затопление для нужд ГЭС острова, на котором расположена старая сибирская деревня, и последние дни стариков и старух, оставшихся на нем. В этих условиях обостряется вопрос о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии.
Во всех трех повестях В. Распутин создает образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей народа, его философского мироощущения, литературных преемниц шолоховской Ильиничны и сол-женицынской Матрены, развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. Всем им присуще чувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей слитности с миром как человеческим, так и природным.
Старикам и старухам, носителям народной памяти, во всех повестях писателя противостоят те, кого, используя выражение из "Прощания с Матерой", можно назвать "обсевками".
Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин, подобно другим писателям-"деревенщикам", видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъявляет высокие требования к самой личности. Для него неприемлемы индивидуализм, пренебрежение такими народными национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере.
От повести к повести усиливается в распутинском творчестве трагизм авторского мировосприятия.
И все же писатель верит в духовное здоровье русс...
Повесть Распутина живи и помни
Великая Отечественная война в литературе. Сборник сочинений
В пособии представлены сочинения по произведениямхудожественной литературы о великой отечественной войне.Почему "Живи и помни"? (по роману В.Распутина...
Боль человеческая (по повести В. Распутина «Живи и помни»)
Нравственная проблематика произведений конца ХХ века По повести Распутина Живи и помни
Сочинения на свободную тему - Повести лицом к лицу ч. айтматова и живи и помни в. распутина