Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Пейзажная лирика в творчестве русских поэтов

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов второй половины XIX века. Пейзажная лирика в стихотворениях Алексея Толстого, Аполлона Майкова, Ивана Никитина, Алексея Плещеева, Ивана Сурикова. Сочетание внутреннего мира человека и красоты природы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

15

Размещено на

План

1. Пейзажная лирика в творчестве русских поэтов

2. Алексей Константинович Толстой

2.1 Пейзаж в стихотворении «Осень»

3. Апполон Николаевич Майков

3.1 Пейзаж в стихотворении «Летний дождь»

3.2 Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»

4. Иван Саввич Никитин

4.1 Пейзаж в стихотворении «Встреча зимы»

5. Алексей Николаевич Плещеев

5.1 Пейзаж в стихотворении «Дети и птичка»

5.2 Пейзаж в стихотворении «Сельская песня»

6. Иван Захарович Суриков

6.2 Пейзаж в стихотворении «Зима»

6.3 Пейзаж в стихотворении «Детство»

7. Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

1. Пейзажная лирика в творчестве русских поэтов

19 век - золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят эти стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа.

Также в 19 веке прославились такие поэты, как А.Н. Майков, А.К. Толстой, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, И.З. Суриков. К числу лучших творений этих поэтов относится пейзажная лирика. Они написали много стихотворений, связанных с природой. Это стихотворения Майкова - «Сенокос", "Под дождем", "Ласточки", «Летний дождь», «Колыбельная песня», которые отличаются задушевностью и напевностью, Толстого - «Осень», «Растянулся на просторе…», «Колышется море; волна за волной…», Никитина - «Встреча зимы», «Пахарь», Плещеева - «Дети и птичка», «Сельская песня», Сурикова - «Детство», «Зима», «Зимой».

Творчеством русских поэтов второй половины 19 века в истории детской дошкольной литературы заполнена прекрасная страница. Образы пейзажной лирики насыщены светлым восприятием жизни и глубокой любовью к прекрасной природе России. Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благородную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы. Эти стихотворения наполнены гармонией, любовью к окружающему миру.

2. Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875)

Выдающемуся русскому лирику - поэту Алексею Константиновичу Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Умение схватить и передать в слове формы и краски природы, ее звуки и запахи характеризуют целый ряд лирических стихотворений, баллад и былин Толстого.

2.1 Пейзаж в стихотворении «Осень»

Одно из самых известных стихотворений Толстого называется «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». Стихотворение написано в 1858 году. Поэт задумчиво и проникновенно говорит о «пожелтевших листьях», что летят по ветру, и о ярко-красных кистях на вянущих рябинах.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кистья ярко-красные вянущих рябин.

Именно эти строки легко ложатся в память, и картина, красочно изображенная поэтом, встает перед мысленным взором. В стихотворении указаны самые броские предметы осенней поры. Особенно привлекает Толстого оживающая и расцветающая осенняя природа. Могущественное воздействие природы на душу человека исцеляет от душевной боли и сообщает голосу поэта оптимистическое звучание.

Вторая половина стихотворения - о печальной любви и осенней грусти - понятна только взрослому читателю. Здесь перекликаются любовь и «грустная» осень.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью

Не умею высказать, как тебя люблю.

Лирика поэта очень проста и понятна любому читателю, в том числе и стихотворение «Осень». Он не боится простых слов, общепринятых эпитетов. Эту особенность поэзии Толстого хорошо охарактеризовал Н.Н. Страхов, передавая смену впечатлений от сборника его стихотворений. "Какие плохие стихи! - писал он. -...То высокопарные слова не ладят с прозаическим течением стиха; то выражения просты, но не видать и искры поэзии, и кажется, читаешь рубленую прозу. И ко всему этому беспрестанные неловкости и ошибки в языке...» Толстой А.К. Собрание сочинений в четырех томах 1969. - с.612

.

3. Апполон Николаевич Майков (1821 - 1897)

Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи известного поэта второй половины 19 века Апполона Николаевича Майкова. Уже в начале творчества он получил проницательную характеристику В.Г. Белинского. Критик усмотрел у поэта «эллинское созерцание». По словам Белинского, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением русской жизни.

3.1 Пейзаж в стихотворении «Летний дождь»

Природа России предстает сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красотой. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Такое и стихотворение «Летний дождь», написанное в 1856 году и считается одним из самых любимых стихотворений детей. Здесь показана короткая летняя сценка во время дождя:

«Золото, золото падает с неба!» -

Дети кричат и бегут за дождем…

- Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Небесное золото станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию. Главное достоинство этого стихотворения заключается в естественности интонации, в воссоздании привычного, неизъяснимо очаровательного пейзажа. Майков показал обычную сцену сельской жизни во время дождя.

Дети как-будто радуются этому дождю. Дождь - это «Золото, золото падает с неба!». Дети бегут за ним - «Дети кричат и бегут за дождем…».

Майков сам вступает в особые отношения с природой - становится как бы частью ее, растворяется в таинственных шорохах ее жизни, принимает в себя ее секреты. Майков учил всех своих «учеников» краткости, безошибочному выбору подробностей, верным, точно угаданным «ударам кисти». Даже в стихотворении «Осень» можно увидеть целую картину жизни детей в летний дождь. Это стихотворение легко читается как взрослыми, так и детьми. Они воспринимают его по-разному.

Так как Майков больше любил сельскую природу, чем городскую, большее число его произведений посвящены сельской природе. Потом он будет советовать И.С. Никитину не перебираться в Петербург.

3.2 Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»

Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. По словам самого Майкова, он стремился передать «поэзию этих песен, открывающую светлые архипелажные горизонты, поражающую красотой древней греческой антологии, представляющую чудную смесь древнеязыческих и христианских элементов, между которыми нередко дает себя чувствовать и элемент славянский» Майков А.Н. Румяный парус, стихотворения - Москва «Детская литература», 1982. - с.13. Таковы известные стихотворения Майкова «Ласточка примчалась» (1858») и «Колыбельная песня». «Колыбельная песня» была написана в 1858 году. Реальные представления автора о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. В этом стихотворении мы не найдем социальных мотивов, которыми отмечено, например, творчество Плещеева. В «Колыбельной песне» мир дитя раскрыт в любовном рассказе о безмятежном младенчестве.

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебя взяла

Ветер, солнце и орла.

Мать поет эту песню своему ребенку, чтобы он уснул. Говорит, что «Улетел орел домой», «Солнце скрылось под водой», «Ветер…, мчится к матери своей». И мать ведет небольшой диалог с ветром. Наверное, любая мама пела эту колыбельную в детстве своему чаду, а сейчас дети сами с удовольствием читают это стихотворение. Оно наполнено только добром и любовью к детям. Здесь природа сочетается в отношении с ребенком. Она дополняет этот замечательный детский мир. Мать спрашивает ветра, где он пропадал, а он отвечает:

Я дитя оберегал,

Колыбелочку качал!

Ребенок будет спать нежным и сладким сном, ведь рядом мама и «ветер».

Это стихотворение удовлетворяло педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.

4. Ива...

Другие файлы:

Пейзажная хоровая лирика русских композиторов
Пейзажная лирика. Общая характеристика музыкального и хорового искусства России рубежа XIX–XX веков. Основные образные и жанрово-стилевые доминанты св...

Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова

Лермонтов м. ю. - Пейзажная лирика в творчестве а. с. пушкина и м. ю. лермонтова.

"Край ты мой, родимый край...". Стихи русских поэтов ХІХ века о природе и о Родине
Особенности поэтики, художественные средства и реализм в творчестве И.А. Бунина. Проникновенная, с ярко выраженным музыкальным началом лирика А.К. Тол...

Пейзажная лирика Некрасова