Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Пародийные смыслы и способы их воплощения в повести Ф.М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели"

Тип: дипломная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Терминологические определения, отсутствие трагического содержания в повести "Село Степанчиково и его обитатели". Гоголевские следы, пародийный принцип организации персонажей. Реминисцентное измерение, пародийные "заготовки" трагических образов и тем.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра русской и зарубежной литературы

Выпускная квалификационная работа

ПАРОДИЙНЫЕ СМЫСЛЫ И СПОСОБЫ ИХ ВОПЛОЩЕНИЯ В ПОВЕСТИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "СЕЛО СТЕПАНЧИКОВО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ"

Работу выполнила: студентка 251 группы

Нестюричева Надежда Андреевна

Научный руководитель:

профессор кафедры русской и зарубежной литературы,

доктор филологически наук

Ребель Галина Михайловна

ПЕРМЬ

2013

Оглавление

  • Введение
  • Глава первая. Терминологические определения
  • Глава вторая. Гоголевские следы в "Селе Степанчикове"
  • Глава третья. Пародийный принцип организации персонажей
  • Глава четвертая. Реминисцентное измерение повести "Село Степанчиково и его обитатели"
  • Глава пятая. Пародийные "заготовки" будущих трагических образов и тем. Самопародия
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

Вышедшая в 1959 году, в ноябрьском номере "Отечественных записок", повесть "Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного" не произвела на публику того впечатления, которое прогнозировал Ф.М. Достоевский, готовя рукописи для публикации и следя за тем, как его брат Михаил ведет переговоры с издателями. "Теперь вот что, друг мой: я уверен, что в моем романе есть очень много гадкого и слабого. Но я уверен - хоть зарежь меня! - что есть и прекрасные вещи. Они из души вылились. Есть сцены высокого комизма, сцены, под которыми сейчас же подписался бы Гоголь" [28 (I), 334] Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. Здесь и далее сочинения и письма Достоевского цитируются в тексте работы указанием тома и страницы в квадратных скобках. , - пишет Достоевский брату, подбирая нужные слова для разговоров с редакторами литературных журналов.

Однако повесть остается незамеченной и неоцененной критикой, и одна из первых критических работ, посвященных отдельному и обстоятельному анализу "Села Степанчикова", появляется лишь в 1882 году, когда Достоевского уже нет в живых. Это статья Н.К. Михайловского "Жестокий талант", в которой критик высказывает надолго впоследствии забытую в литературоведении мысль о том, что в образе Фомы Фомича Опискина Достоевский выводит самого себя: "Нам только интересно знать, как отразится в крупном литературном таланте ненужная жестокость, освободившись от глупости, грязи и ничтожества Фомы Опискина" Михайловский Н.К. Жестокий талант // Михайловский Н.К. Литературная критика: статьи о русской литературе XIX века. Л.: Худ. лит., 1989. С. 179. . Само знаменитое определение "жестокий талант" дается Михайловским не только на основании анализа творчества Достоевского в целом, а выводится им из образа Фомы Фомича Опискина. Михайловский видит в Достоевском-писателе зафиксированную им же в его герое-тиране предрасположенность к мучительству, истязательству, стремлению своим героям причинить страдание, а читателей держать в постоянном нервном напряжении. Эту мысль - о сродстве Фомы Опискина и его создателя Достоевского - по прошествии более чем столетия в ином варианте сформулирует Л. Сараскина. Через двадцать лет после смерти Достоевского В.М. Шулятиков, с одной стороны, подтверждает мысль Михайловского об автобиографичности психологии героев Достоевского: "Создавая "огромные типические” характеры, он подводит итоги внутреннего опыта; в этих характерах он воплощает владевшие его душой чувства и настроения, он приводит в систему пережитые им ощущения. Как известно, он создал всего два таких огромных характера: он разделил всех людей на хищников и людей смирных. Подобное разделение было продиктовано ему двумя крайними полюсами его душевного мира, двумя наиболее яркими проявлениями его душевной жизни" Шулятиков В. М.Ф.М. Достоевский (По поводу двадцатилетия со дня его смерти) // Курьер. 1901. №22. 3б. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //azlib.ru/s/shuljatikow_w_m/text_0590. shtml.

С другой стороны, Шулятников опровергает формулу "жестокий талант", обосновывая хищничество многих героев Достоевского (в том числе и Фомы Опискина) действием неведомых стихийных сил, тиранией которых был поражен и сам Достоевский: "Правда, Достоевский постоянно говорит о "жестокостях”. Но о каких жестокостях? Название "ненужных жестокостей" далеко не объясняет их сущности: это - стихийные жестокости, это жестокости, проистекающие от власти "неведомых сил”; об этих жестокостях Достоевский распространяется так много вовсе не потому, что находит какое-то болезненное, "волчье” наслаждение в изображении человеческих страданий" Там же. . Однако такая трактовка позволяет вывести из-под критики и отрицательной оценки практически все уродливые явления и нравственные пороки, в частности, объяснив тиранию Фомы Фомича тем, что много он "страдал" в прошлом, - в широком смысле слова, это отсылка к той самой "среде", которая "заела", и снятие с героя личной ответственности за его поступки и судьбу.

Философская критика Серебряного века, так много внимания уделявшая Достоевскому, именно на нем построившая свою философию, опиралась главным образом на романы Достоевского, из повестей конца 50-х - начала 60-х гг. предпочитая "Записки из подполья".

К повести "Село Степанчиково и его обитатели" обращается Л.И. Шестов в работе "Достоевский и Ницше (философия трагедии)" и, удивляясь внешнему благополучию запечатленного Достоевским общества, высказывает совершенно противоположное и взгляду Михайловского, и рассуждениям Шулятикова мнение: "Такого благодушия Достоевский не проявлял ни разу, ни в одном из своих произведений - ни до, ни после каторги. Его героев постигает какая хотите участь; они сами режут людей или их режут, они сходят с ума, вешаются, заболевают белой горячкой, умирают в чахотке, идут в каторгу - но того, что произошло в селе Степанчикове, где и глава такая есть в конце: "Фома Фомич создает всеобщее счастье”, нигде больше в его романах не повторялось. А заключение - так просто пастушеская идиллия. Невольно с удивлением спрашиваешь себя: неужто так бесследно прошла для человека каторга? Неужто есть такие неисправимые идеалисты, которые, что с ними ни делай, продолжают носиться со своими идеалами и всякий ад умеют обращать в рай?" Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии) //Шестов Л. Сочинения в двух томах. Т. 1. Томск: «Водолей», 1996. С. 340. .

Отсутствие трагического содержания в повести "Село Степанчиково и его обитатели" Шестов объясняет переполняющим Достоевского торжеством обретения свободы и "желанием забыть все вынесенные ужасы" Там же. С. 341. . Критик как будто не замечает (?) внутренней напряженности, ненормальности всех выведенных в повести персонажей и отношений между ними.

Ю. Айхенвальд называет Достоевского "существом инфернальным, как бы вышедшим из могилы и в саване блуждающим среди людей живых" Айхенвальд Ю.И. Достоевский //Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. В 3 выпусках. Вып. 2.М. 1908. С. 90. , обнаруживая на всем его творчестве отпечаток пережитой внутренней драмы. Обращаясь к анализу крупных романов и не называя "Села Степанчикова", Айхенвальд пишет об одном из типов Достоевского как о человеке-шуте: "Достоевский много внимания отдал человеку-шуту и выискивает почти в каждом черты презрительного Терсита, или ростовщика, или палача и в этих поисках забирается в самые сокровенные изгибы чужого духа" Там же. С. 102. . А ведь именно в "Селе Степанчикове" шутовство впервые предъявляется с такой художественной выразительностью и угрожающей силой.

Н.А. Бердяев, в частности, анализируя мировоззренческие установки Достоевского, тоже опирается на его романное творчество. Однако замечание, высказанное философом о характере внутренней противоречивости писателя, нашедшей отражение в его произведениях, одинаково применимо и к романам Достоевского, и к повести "Село Степанчиково и его обитатели". Бердяев, как бы обобщая точку зрения Михайловского и его оппонентов, пишет: "У Достоевского было двойственное отношение к страданию. И эта двойственность, не сразу понятная, оправдывает противоположные отзывы о Достоевском как о писателе самом сострадательном и самом жестоком. Творчество Достоевского проникнуто беспредельным состраданием к человеку. Достоевский учит жалости и состраданию. В этом нет ему равного. <…> Но Достоевский менее всего может быть назван сентиментальным, слащавым и расслабляющим гуманистом. Он проповедовал не только сострадание, но и страдание. Он призывал к страданию и верил в искупительную силу страдания. <…> В творениях своих Достоевский проводит человека через чистилище и ад. Он проводит его к преддверию рая. Но рай не раскрывается с такой силой, как ад" Бердяев H. A. Миросозерцание Достоевского. М.: Директ-медиа, 2012.С. 149-50. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.biblioclub.ru/book/42199/.

Это размышление Бердяева очень важно для понимания сути творчества Достоевского в целом, хотя в "Селе Степанчикове" эта сложная диалектика, как нам кажется, если и присутствует, то имплицитно, точнее д...

Другие файлы:

Село Степанчиково и его обитатели 2

Село Степанчиково и его обитатели

Достоевский, петрашевцы и утопический социализм («Село Степанчиково и его обитатели»)

Литературная пародия и историческое время: У. Шекспир и В. Скотт
Пародирование Достоевским в повести "Село Степанчиково и его обитатели". История становления человеческой личности в борьбе с внешним окружением за пр...

Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности
Идея соотнесения психоанализа и интертекстуальности на первый взгляд может показаться странной. Тем не менее, именно сопоставление базовых категорий п...