Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Образ стихии в литературе романтизма

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Особенности восприятия природы в литературе романтизма. Смысловое наполнение морской стихии у В.А. Жуковского. Идейно-художественное своеобразие образа моря в лирике А.С. Пушкина. Особенности художественного его воспевания в стихотворениях Н.М. Языкова.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

23

Размещено на

Введение

Образ морской стихии, многогранно воплотившийся в русской поэзии, восходит к одному из ключевых архетипов мировой культуры - архетипу воды.

Вода издавна воспринималась как «универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни», но одновременно с этим в фольклоре закрепилось и древнее архетипическое значение воды как переходного состояния. В мифах часто река или море разделяют миры живых и мертвых.

Н. Теребихин пишет: «Русская мифология и мистика моря является порождением и частной разновидностью такого универсального религиозного феномена, как водный символизм, входящий в самые основания религиозно-мифологических систем разных народов мира.<…> Вода - это не только порождающее лоно и крестильная купель мира и человека, но и та смертная материя, в которую они облекаются и претворяются на краю - «на берегу» времени и пространства. Являясь универсальной сокровищницей всего религиозного опыта человечества, памятующего о своем происхождении из вод мирового океана, водный, или морской, комплекс представлений по-разному осваивался и продуцировался, выражался, воплощался в мифопоэтических моделях разных народов мира» [19,с. 63].

В мифопоэтическом творчестве русского народа запечатлена изначальность морской ипостаси России. «Хотя русский народ в старину стародавнюю и не был прирожденным обитателем поморья, но как с самим морем, так и со всем заморским связано в его тысячелетней памяти немало всяких сказаний, поверий и цветистых ходячих слов, с незапамятных времен до сих пор разгуливающих "от моря до моря". Теперь, когда народная Русь не только стоит твердою богатырскою стопою на берегах семи морей, но даже омывается двумя океанами, -- невольно выплывают перед ее глазами... облики былых поверий» [Коринфский А.А. Народная Русь... -- С. 73].

Море является в народном представлении олицетворением всего необъятного, необозримого, неисчерпаемого: «море бед», «море хлопот», «море напастей», «море радостей», - говорится в живой обыденной речи. Отразилось море и в народных песнях («Уж как пал туман на сине море», и др.).

В последнее время тема «стихий» получила новый поворот в мифопоэтических исследованиях. В.Н. Топоров, например, в своих работах ставит вопрос не только об изучении «поэтических» комплексов в поэзии, о способах «эксплицирования» тех или иных «внепоэтических» реальностей в поэтическом тексте, но и об изоморфизме трех планов: плана выражения, содержания и референтно-денотативной сферы.

Целью данной работы является

- анализ идейно-художественной специфики образа морской стихии в поэзии В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и Н.М. Языкова.

Задачи исследования:

- изучить исследовательскую литературу о поэзии русского романтизма;

-проанализировать своеобразие художественного воплощения образа морской стихии в русской романтической лирике, а именно в стихотворениях В. Жуковского («Море»), А. Пушкина («Погасло дневное светило», «К морю»), Н. Языкова(«Пловец», «Море», «Нелюдимо наше море и др.).

-выявить сходства и отличия в изображении моря в творчестве В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н. М. Языкова.

Теоретической основой настоящего исследования послужили работы В.Н. Топорова, Ю.М. Лотмана, Д.Д. Благого, Г.А. Гуковского, Е.А. Маймина, и др.

Объект исследования:

своеобразие художественного воплощения образа морской стихии в русской романтической лирике.

Предмет исследования:

Стихотворения В.А. Жуковского «Море», А.С. Пушкина «Погасло дневное светило», «К морю», Н.М. Языкова. «Пловец» («Море»), «Нелюдимо наше море", «Морское купание».

Структура исследования:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

1.Особенности восприятия и изображения природы в литературе романтизма

Романтизм как направление культуры сформировался в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. Романтики сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий.

Особый интерес к личности, характер её отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального - с другой, определяют и своеобразие художественного метода романтизма. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать своё отношение к этой действительности, более того, создать свой, вымышленный, образ мира, часто по принципу контраста к окружающей жизни, чтобы через этот вымысел, через контраст, донести до читателя и свой идеал, и своё неприятие отрицаемого им мира. Это активное личностное начало в романтизме накладывает отпечаток на всю структуру художественного произведения, определяет его субъективный характер. События, происходящие в романтических поэмах, драмах и др., важны лишь для раскрытия особенностей личности, которая интересует автора[11, с.10].

В литературе и искусстве романтики создали мир, в котором человек стремится к возвышенному, проявлению благородных порывов души и сердца. По мнению романтиков, строгие нормы классицизма сковывали свободу творчества. Сильную личность - героя, который противостоит жизненным бурям и возвышается над толпой обыкновенных людей с их мелкими заботами и повседневной суетой, романтизм позаимствовал из античного наследия. Прекрасный и внутренне свободный человек в изображении романтиков пытается преодолеть разрыв между мечтой и явью, живёт стихийной неподвластной разуму жизнью как ветер, море, как вся природа.

Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А. Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (Дж. Байрон, П.Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А.С. Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству»[Голованова И.С.].

Романтиков влекли к себе дальние страны и минувшие исторические эпохи, прекрасный и величественный мир природы, образу которой, тесно и неразрывно переплетающемуся с темой лирической исповеди, отводится огромное место. В этом образе олицетворяется душевное состояние героя, так часто окрашенное чувством дисгармонии с действительностью.

По представлениям романтиков, именно в природе растворяется Божество, через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой. Вот почему в романтических произведениях так часто возникает тот особый лирический символический пейзаж, который мы видим, в частности, в стихотворении Жуковского «Море».

В романтической поэзии природы отразились подлинно глубокие идеи и переживания, большие человеческие чувства, и в этом её эстетическая ценность. Сюлли Прюдом утверждал, что отличие романтической трактовки природы от просветительской состояло в том, что романтизм "осуществил уравновешенность мира чистых идей с миром ощутимых и видимых вещей, ликвидировав их противоположность"1 (под "чистыми идеями" автор подразумевает абстракции).

Природе в целом - и как космосу, и как пейзажу, и как единичной детали пейзажа - романтики приписывали чувства, характерные для человеческой души, они оценивали природу как доброго, сочувствующего друга, как носителя моральных ценностей, противопоставленных испорченности городских нравов.

Мотивом бегства к природе от сложных и неясных общественных проблем, от неуверенности своей повседневности жизни, от бед, разочарований, быть может, и от внутренней напряженности, от своих сомнений характеризуется один из типов романтического воззрения па природу.

Стремление к изображению ярких и резких контрастов, в том числе и в изображении природы, очень сильно? в романтическом искусстве. Внутренняя связь с природой приносит поэту облегчение, свежесть, придает новые силы. В поэзии романтиков часто встречается изображение бурной природы.

В эпоху романтизма тема моря, поэзия противоборства человека со стихией получают в литературе наиболее полное развитие. Для романтического героя море -- это способ вырваться на свободу. В романтической литературе утвердился особый идеал вольной жизни “лицом к лицу с природой, жизни простой, непритязательной, независимой и гордой”. [9, c.153]. Вс.П. Вильчинский писал: “Образ моря прочно вошел в русскую классическую поэзию как символ свободной, непримиримой стихии, борьбы и свободы” [8,6].

2. О психофизиологических основах «поэтического» комплекса моря (по В.Н. Топорову)

В последнее время тема «стихий» получила новый поворот в мифопоэтических исследованиях. Природные стихии, в том числе и морская, рассматриваются как целые смысловые комплексы, могущие реализовываться не только в тех образах, которые прямо со стихиями связаны, но и на уровне метафор, имеющих дополнительное символическое значение. В.Н. Топоров в своей работе «О «поэтическом» комплексе моря и его психофизиологических основах», посвященной выявлению психофизиологических основ поэтического комплекса моря рассматривает связь между изображением морской стихии в поэзии и его ««психофизиоло...

Другие файлы:

Романтизм в литературе
Истоки романтизма. Романтизм как направление в литературе. Возникновение романтизма в России. Романтические традиции в творчестве писателей. Поэма "Цы...

Адам Мицкевич и польский романтизм в русской культуре
В центре внимания авторов статей особенности восприятия русской культурой худо­жественного наследия А. Мицкевича, его историософских, религиозно-полит...

Проявление романтизма в белорусской культуре
Исследование романтизма, особого направления в искусстве и духовной культуре. Проявление романтизма в белорусской культуре, литературе и архитектуре....

Проблемы романтизма
Выпускаемые издательством «Искусство» сборники «Проблемы романтизма» имеют своей целью объединить усилия ученых — философов, эстетиков, искусствоведов...

Особенности поэзии в литературе США
Истоки и сущность романтизма в американской поэзии, периоды раннего и позднего романтизма. Современные направления поэзии США: традиционализм, поэты-о...