Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Образ русалочки в сказке Х.К. Андерсена

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Мифологические источники сказки Г.Х. Андерсена "Русалочка", описание художественной интерпретация образа русалочки. Фантастика и реальность в сказке. Определение авторской концепции человеческой души в сказке. Русалки в славянской и западной мифологии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1 МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СКАЗКИ Г.Х. АНДЕРСЕНА «РУСАЛОЧКА»
    • 1.1 Сказки Андерсена - фантастика и реальность
    • 1.2 Русалки в славянской и западной мифологии
    • 1.3 Фантастика и реальность в сказке «Русалочка»
  • ГЛАВА 2 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА РУСАЛОЧКИ В СКАЗКЕ АНДЕРСЕНА
    • 2.1 Образ Русалочки в сказке Русалочка Х.К.Андерсена
    • 2.2 Авторская концепция человеческой души
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ВВЕДЕНИЕ

Маленькая Дания внесла заметный вклад в европейскую культуру XIX века. Среди знаменитых сынов и писатель-романтик Эленшлегер, и один из последних мастеров классицизма - скульптор Торвальдсен. Но самую громкую славу во всем мире снискал своими сказками Ханс Кристиан Андерсен (1805 - 1875).

Не легко и не сразу завоевал он эту славу. Сын сапожника и прачки из города Оденсе на острове Фюн, он рано остался без отца и четырнадцати лет с 13-ю монетами в кармане отправился в столицу Дании Копенгаген, чтобы начать тяжелую, изнурительную борьбу за свое будущее.

Первую литературную известность принесли ему путевые очерки и романы. И когда начиная с 1835 г. стали появляться его сказки, соотечественники не сразу догадались, что именно в этом жанре Андерсену дано было сказать новое слово. Однако, несмотря на бесцеремонное отношение к его не сказочному творчеству, Ханс Кристиан считал себя романистом и драматургом, а не писателем историй для детей [19, с. 3]. Но настоящий Андерсен проявляется скорее в сказках, чем в иных сочинениях.

Андерсен был посредственным драматургом, средним поэтом, хорошим романистом и выдающимся автором путевых заметок. Но в сказках он достиг совершенства, и его гений проявился именно в них «благодаря необычайному сочетанию внешних и внутренних обстоятельств: особых социальных условий, особого темперамента и особого художественного таланта» [18, с. 4].

Немногие писатели пользуются такой популярностью, как Андерсен. Он написал очень много, но русской публике хорошо известно только собрание его сказок, составляющее лучшую, но меньшую часть его произведений. Сказки эти, переведенные на все языки и выдержавшие множество изданий, и доставили главным образом славу своему автору. Несравненная поэзия в соединении с тонким юмором, с чистотою и искренностью чувства является особенностью этих оригинальных произведений. Умение одушевлять все существующее и представлять в живых образах решительно все окружающие нас предметы делает сказки Андерсена особенно близкими сердцу, так сказать интимными. В них нет ничего грандиозного, ничего величавого, но тем не менее всякая подробность их бесконечно интересна. Способность Андерсена наделять человеческими чертами неодушевленные предметы и вызывать сочувствие к ним читателя и составляет особенность его таланта. Если прибавить к этому широкую гуманность, необыкновенно простой и сжатый языки самое светлое миросозерцание, то всемирная известность Андерсена будет вполне понятна [5, с. 135].

Сказка - древнейший жанр литературы. У каждого народа передаются из поколения в поколение волшебные и авантюрные сказки, сказки о животных, бытовые сказки. В эпоху романтизма, когда возрос интерес к устному народному творчеству, почти во всех странах стали собирать и публиковать сказки. Многие выдающиеся писатели начали обрабатывать сказочные сюжеты [6, с. 160].

Андерсен писал в то же время, что и знаменитые Ш. Перро, братья Гримм, Э. Гофман. Их произведения, несмотря на значительные отличия, объединялись тем, что открывали для читателя мир безудержной народной фантазии. В этом ряду Андерсен был одновременно и своим, и чужим. Его сказочные сюжеты своим разнообразием и неожиданными решениями, глубиной мысли и изящным, острым языком не вписывались в тысячелетиями установленные правила народной сказки. Даже используя фольклорные сюжеты, он ломал традиционные каноны и расцвечивал их смелыми и красочными импровизациями. Его героями могли быть и мифические бестелесные существа, и привычные бытовые предметы, растения и насекомые. Мистицизм органично соседствует с мягким юмором, иносказательность с информативностью. «Сказочная поэзия - самая широкая область поэзии, она простирается от кровавых могил древности до разноцветных картинок простодушной датской легенды», - писал Андерсен Генриетте Вульф [16, с. 210].

В сказках Х.К.Андерсена нет счастливых или несчастливых концов. Есть закономерные финалы. Ошибочные действия, заблуждения приводят к провалу. Бережное отношение к собственной Силе, стремление грамотно пройти испытание вознаграждается разрешением острой ситуации. Особое место в рассуждениях о закономерном финале сказочных историй занимают сказки Г.-Х. Андерсена, особенно «Русалочка».

В сказке «Русалочка» заключался целый мир, который можно назвать «андерсеновским.

Датчане чтят память своего великого земляка. В столице Дании Копенгагене в Королевском саду и близ ратуши стоят памятники Андерсену. А вход в Копенгагенский порт охраняет статуя Русалочки, героини одной из самых чудесных сказок Андерсена.

Образ русалки встречается в легендах, преданиях, поверьях народов разных стран. В них русалки изображаются как коварные, хитрые, враждебные человеку существа. Они живут в водной стихии и, вступая с людьми в какие-либо отношения, приносят страдания, горе, а порой и смерть. Но этот мифологический персонаж в народных сказках встречается редко. А вот в литературной сказке он получил более широкое распространение - В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, В.В. Набоков. И.В. Гете и другие писатели и поэты использовали образ русалки в своих произведениях.

Датский фольклор знает немало сказок и преданий о русалках. В одном из них, использованном Андерсеном, говорится, что только беспредельная любовь к ней человека поможет русалке обрести бессмертие. Писатель по-своему трактует это предание. В его сказке не человек любит русалку, а русалка любит человека. Но андерсеновская героиня необычайно человечна, и любовь ее сильнее желания стать бессмертной.

Она решается на самопожертвование ради любви. Чтобы быть рядом с принцем, принимает она человеческий образ и идет на невыносимые муки, ради него отдает свой прекрасный голос. Ее любовь ничто не может уничтожить, даже женитьба принца на другой. Русалочка знает: стоит ей вонзить нож морской ведьмы в сердце принца и она снова очутится в море вместе с родными и проживет 300 лет. Но она умирает, не желая спасти свою жизнь ценой жизни любимого. Эта великая самоотверженная любовь Русалочки бессмертна.

Хотя сказка кончается печально, она утверждает светлый и чудесный мир человеколюбия и благородства, высокой любви. В этой сказке чувствуется и немного грустная на сей раз, но неизменно добрая улыбка сказочника. Он снисходителен к обычным людским слабостям, что видно на примере очеловеченных им обитателей моря [3, с. 59].

Использование в сказке «Русалочка» Х.К.Андерсена фольклорно-мифологических тем и мотивов тщательно рассмотрено филологами. Все статьи, посвященные этому произведению, на наш взгляд, очень интересны и представляют собой плод кропотливой текстологической и филологической работы. Немало глубоких замечаний об Андерсене и его сказках содержится в статьях К. Паустовского, Н.А. Пивнюк, Л.Ю. Брауде, И.И. Муравьевой.

Актуальность данного исследования обусловлена неослабевающим интересом современного литературоведения к творчеству Х.К. Андерсену. Для постижения творческого метода сказочника необходимо рассмотреть кардинальные вопросы эстетики Х.К. Андерсена, которые рассматриваются в теснейшей связи с мифами о русалках и обрядами и обычаями.

Объект исследования: сказка Х.К. Андерсена «Русалочка».

Предмет исследования: образ Русалочки.

Цели данного исследования:

1) выявить мифологические источники сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка», описать художественную интерпретацию образа Русалочки;

2) определить авторскую концепцию человеческой души в сказке Г.Х. Андерсена.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1) сопоставить мифологический образ русалки и образ Русалочки;

2) проанализировать образ Русалочки в контексте авторской позиции.

Методы исследования: историко-функциональный, текстологический, типологический в сочетании с культурологическим и искусствоведческим подходами.

Научная значимость: в работе системно выделены и охарактеризованы жанрово-стилистические и изобразительные особенности интерпретации образа Русалочки Х.К. Андерсеном; определена авторская концепция человеческой души в сказке «Русалочка».

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования не только при изучении историко-литературного процесса XIX века, но и наследия Х.К. Андерсена в вузе и средней школе.

Цель и конкретные задачи работы обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников. Количество страниц - 31. Список использованных источников представляет 20 наименований.

ГЛАВА 1. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ СКАЗКИ Г.Х. АНДЕРСЕНА «РУСАЛОЧКА»

1.1 Сказки Андерсена - фантастика и реальность

Сказка всегда связана с реальностью, раскрывая основные жизненные конфликты - борьбу Добра со Злом, Правды с Крив...

Другие файлы:

Взрослый подтекст в сказке Г.Х. Андерсена "Дикие лебеди"
Особенности сказочной поэзии Ганса Христиана Андерсена, ее реалистическое содержание, стиль, язык и манера письма художника. Христианский мир в сказке...

Мотив утраты тени в сказке Г.Х. Андерсена "Тень" и сказке Шамиссо "Удивительные приключения Петера Шлемеля"
Отличительные особенности фольклорной (народной) и литературной (авторской) волшебной сказки. Понятие тени как архетипического образа в культуре разны...

Русалочка. Красные башмачки
Сказка Русалочка Андерсена - добрая история о бесконечно сильной любви Русалочки к принцу. Нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими глазами, Р...

Образ Снежной королевы в сказке Г.-Х. Андерсена
Сказки Андерсена являются единственными датскими произведениями, вошедшими в мировую литературу. Время не лишило их жизненной силы, и они пересекли вс...

Образ положительного персонажа в немецкой сказке
Специфика и образный строй художественного текста. Особенности жанра сказки. Способы создания образа персонажа в произведениях. Типичные положительные...