Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Моральный аспект в романе О. Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Краткая биография и творческий путь О. Уайльда – известного английского писателя, автора стихов, сказок. "Портрет Дориана Грея" как яркий образец интеллектуального романа ХIX века. Эстетско-декадентская сущность и мораль романа "Портрет Дориана Грея".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Минский государственный лингвистический университет

Курсовая работа

по зарубежной литературе на тему:

Моральный аспект в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Выполнила

студентка 5-го курса

Группы №503

Габрусь С.А.

Научный руководитель:

Вадим Леонидович Зуенок

Минск- 2011г.

Содержание

Введение

1. Эстетизм Оскара Уайльда

1.1 Начало пути

1.2 Эстетическая теория Оскара Уайльда

2. «Портрет Дориана Грея»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Человечество многим обязано XIX веку. Во второй его половине складываются образы и идеи, которые в ХХ столетии становятся классическими. Изучение культуры конца XIX века остается актуальной задачей и в наше время. Особенный интерес вызывает концепция «искусства ради искусства», вершина эстетизма позапрошлого столетия, которая зарождается во Франции в трудах Теофиля Готье. Своего наиболее яркого изобразительного воплощения она достигла в работах Обри Бёрдсли, а наибольшую силу идея «чистого искусства» обрела в викторианской Англии благодаря усилиям У. Пейтера и О. Уайльда. Оскар Уайльд - одна из наиболее замечательных и противоречивых фигур в английской литературе. Современники называли его «блестящий Оскар». Он прожил недолгую жизнь (1854 - 1900). Она была укорочена, омрачена и унижена общественным лицемерием, буквой закона и декадентской надменностью поведения самого поэта. Многие слышали об Оскаре Уайльде: кто-то помнит его замечательные сказки, кто-то восхищается его яркими эпиграммами; для кого-то он «апостол Красоты», первый эстет Европы, для кого-то - автор единственного романа, своего рода библии декадентов. Существует своего рода миф об Уайльде, отчасти созданный им самим, отчасти являющийся результатом громкого скандала и сплетен. Поддерживать его, развеивать или дополнять - задача всех тех авторов, которые не устают писать книги, снимать кинофильмы об этом человеке.

Писательская карьера Уайльда складывалась как своеобразный калейдоскоп. Его творчество многогранно, в нем раскрывается множество философско-эстетических и моральных проблем. Во многих своих произведениях Уайльд развивал или повторял суждения Пейтера и Рескина, которые проповедовали культ красоты, несовместимость мира подлинного искусства с пошлостью обыденности. Пейтер проповедовал искусство ради искусства. Уайльд превратил этот тезис в свой девиз и положил его в основу своей философии. Творчество Уайльда было глубоким по содержанию, он затронул многие жизненные вопросы, хотя делал это в необычной манере. Немало его произведений, начиная с первых стихотворений и заканчивая «Балладой Редингской тюрьмы», свидетельствуют о том, как писателю было тесно в рамках декадентской эстетики. Репутация ни одного писателя его поколения не претерпела так много различных превращений - от осмеяния к преклонению, от преклонения к славе, от триумфальной славы к бесчестию, позору и презрению; а со временем, посмертно, - возврата к славе и триумфу. Талант писателя проявился в разных жанрах - статьях, пьесах, сказках, стихотворениях. Единственный роман Уайльда «Портрет Дориана Грея», своего рода гимн эстетизму и «эстетическая антиутопия», вышел в свет в 1891 и имел оглушительный успех. Философско-эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея» многопланова, а сам роман стал воплощением эстетических идей писателя.

1. Эстетизм Оскара Уайльда

Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд (1854-1900) - известный английский писатель, автор стихов, сказок и пьес. Наиболее известное его произведение - «Портрет Дориана Грея» - яркий образец интеллектуального романа ХIX века. В творчестве О. Уайльда выражены как романтические традиции первой половины ХIX века, так и реалистические и модернистские эстетические принципы его второй половины.

1.1 Начало пути

Родился Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд 16 октября 1854 года в Дублине. Отец, сэр Уильям Уайльд, личность примечательная, опытный хирург и превосходный окулист; издавал фундаментальные труды, причем не только по медицине, с увлечением занимался археологией и этнографией, описывал шедевры старинной ирландской архитектуры и искусства, собирал фольклор. Мать, леди Франческа, более известная под красноречивым псевдонимом «Сперанца» (Надежда), утверждавшая, что ее девичья фамилия Элджи происходит непосредственно от Алигьери и создатель «Божественной комедии» - ее дальний предок, - светская дама, во вкусах и манерах которой был оттенок неумеренной театральности. Её сочувствие освободительному движению Ирландии было искренним, однако не лишенным внешнего, показного жеста. В ее литературном салоне и провел свою раннюю юность будущий писатель. От родителей Оскар унаследовал редкую трудоспособность и любознательность, мечтательность, интерес к таинственному и фантастическому, склонность придумывать и рассказывать необыкновенные истории.

Когда Оскару исполнилось одиннадцать лет, его отдали в ту же королевскую школу Портор, где учился его брат Уилли. Школа эта была основана в североирландском городе Эннискилен и пользовалась солидной репутацией. Там Оскар открыл для себя античность и занялся изучением древнегреческих авторов. После он проводит восемь лет (с 1871 по 1878 год) в привилегированной университетской среде - в колледже Троицы (Дублин) и в Оксфорде. Он поглощен искусством, зачитывается поэтами-романтиками, восхищается прерафаэлитами, а также слушает лекции Джона Рескина (1819 - 1900), который уже успел прославиться томами “Современных живописцев” и “Камней Венеции”, побуждавших по-новому взглянуть на многовековое культурное наследие Европы. Оскара Уайльда сопровождает неизменный успех, его дарование признано (он оканчивает Оксфордский университет с отличием). Профессор Мэгаффи, ректор колледжа Троицы и президент королевской ирландской академии, в предисловии к своему труду о Греции выразит ему признательность за помощь. Вместе с профессором Мэгаффи в 1877 году Оскар Уайльд совершит поездку в Италию и Грецию, итоги которой отразятся на его прозе и стихах.

Первые поэтические опыты Уайльда относятся к оксфордскому периоду, а самая ранняя его публикация - это перевод хора дев из комедии Аристофана «Облака» (1875). Поэтическое наследие Уайльда не слишком обширно. Оно представлено двумя книгами стихотворений: «Стихи» (1888) и «Стихотворения, не вошедшие в сборники, 1887 - 1893» - а также несколькими лиро-эпическими поэмами, наиболее известной из которых является «Баллада Редингской тюрьмы» (1898). Оскар Уайльд добивался отточенности каждого стихотворения, отдавая предпочтение наиболее ёмким, трудным стихотворным жанрам - канцонам, вилланелям, что было несомненным признаком влияния прерафаэлитов. Основным содержанием своих стихов Уайльд сделал мир интимных страстей и переживаний. Также одним из жанров, в которых Уайльд-поэт достиг наибольшей выразительности, стали «моментальные» зарисовки сельского, а чаще городского пейзажа - так называемые «impressions» (например, «Симфония в желтом», носящая ярко выраженный импрессионистический характер, построенная на игре цветовых и звуковых сочетаний, и «Les Silhouettes»). Уже в первом сборнике ранних стихов Уайльда появились свойственные декадансу настроения пессимизма. Яркий пример - стихотворение «Eх tenebris» («Из мрака»), проникнутое чувством отчаяния и одиночества. В стихотворении «Vita nuova» («Новая жизнь») Уайльд говорит о жизни, «полной горечи». В стихотворении «Видение» он признается, что из античных трагиков ему ближе всех Еврипид - человек, который «устал от никогда не прекращающегося стона человеческого».

В 1882 г. молодой писатель совершил поездку по США с чтением лекций об эстетике. К нему приходит международная известность. В 1880-е гг. Уайльд редактирует журнал «Женский мир», пишет пьесы, рассказы.

Ещё в Оксфорде в меру скромных средств, выделяемых ему отцом, он начинает проявлять особую заботу о том, чтобы окружать себя красивыми вещами. К концу первого учебного года в его комнате, расписанной красками, отделанной лепными украшениями, начинают появляться ковры, картины, занятные безделушки, книги в нарядных переплетах, изящный голубой фарфор. Он отпускает себе длинные волосы, тщательно следит за своей наружностью, экстравагантно одевается. Костюм, который помог начинающему поэту завоевать Лондон, выглядел следующим образом: короткая бархатная куртка, отороченная тесьмой, тончайшая шелковая рубашка с широким отложным воротником, мягкий зеленый галстук, штаны из атласной ткани до колен, черные чулки и лакированные туфли с пряжками. Дополнялся этот привлекавший всеобщее внимание наряд беретом, иногда - свободно ниспадавшим плащом, а также подсолнечником и лилией в петлице (позднее их заменит зелёная гвоздика). В таком виде Уайльд появлялся время от времени на людях, изрядно эпатируя викторианскую публику.

В этот период складывается эстетизм Уайльда, основанный на утверждении первичности искусства, на дискредитации значения природы, действительности для художника. В соответствии с уайльдовским культом Красоты, искусство не только выше жизни, но и формирует действительность в соответствии с фантазией художника. Этот тезис стал кульминационной точкой в развитии английского эстетизма.

1.2 Эстетическая теория Оскара Уайльда

В историю литературы Оскар Уайльд вошел как наиболее яркий представитель эстетизма в искусстве. Это направление зарод...

Другие файлы:

Нравственный кризис героя романа "Портрет Дориана Грея"
Основные символы в романе "Портрет Дориана Грея". Творчество Уайльда – красивая, но ядовитая орхидея. Мотивы искушения, нравственного кризиса и аскети...

Характер произведения Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея"
Комплексное системное описание и теоретический анализ системы образов в романе "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда. Определение сущности понятия "си...

Портрет Дориана Грея
Символическое отражение жизни представителя лондонской аристократии Дориана Грея в романе О. Уайльда. Нравственный кризис героя, сопоставление проблем...

Проблема чистого искусства в романе О. Уайльда "Портрет Дориана Грея"
Оскар Уайльд - писатель, давший начало эстетизму - художественному направлению, которое основывается на философии "чистого искусства" и "искусства рад...

"Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда
Основные символы, используемые Оскаром Уайльдом для отражения жизни Дориана Грея. Погружение в порочность ради открытия новых горизонтов. Нравственный...