Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Лингвистическая природа парадокса

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Семантико-синтаксическая организация парадокса. Выделение инвариантных черт парадокса: алогизм, одновременная реализация отношений контраста и тождества, обобщенность, неожиданность в трактовке известного и привычного. Парадоксы О. Уайльда и Б. Шоу.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Парадокс как стилистическое явление

1.1 Понятие парадокса

1.2 Типология парадоксов

2. Творческий путь Оскара Уайльда

2.1 Биография Оскара Уайльда

2.2 Парадоксы Оскара Уайльда

3. Литературная биография Бернарда Шоу

3.1 Творческий путь Бернарда Шоу

3.2 Парадоксы Бернарда Шоу

Заключение

Список использованной литературы

парадокс инвариантный алогизм синтаксический

Введение

Наше исследование посвящено изучению парадокса как стилистического явления в творчестве английских авторов первой половины XX века.

Парадокс является характерной чертой стиля ряда писателей. "Истина вверх дном, гимнастика ума на туго натянутом канате понятий, общепринятых мнений и штампов, является способом выразить свои взгляды, служит, как подчеркивал А. М. Горький, средством борьбы против ханжеской морали, глупости, невежества".

Парадокс является определенной словесной композицией и как фигура речи несет в себе большой заряд стилистической информации, является одним из эффективных средств воздействия на читателя. Исследователи справедливо отмечают необходимость изучения его специфики. Однако если таким приемам как метафора, сравнение, антитеза и др. посвящены монографические исследования, подробные описания в учебниках, то парадокс, либо вообще не упоминается в перечне стилистических приемов, либо освещается неполностью. Немногочисленные статьи, посвященные проблеме парадокса в лингвистике, не могут восполнить этого пробела. Вопрос о том, является ли парадокс стилистическим приемом, остается спорным и требует доказательства.

В современной лингвистической литературе нет единства взглядов по вопросу о природе парадокса и тех функциях, которые он выполняет. Точки зрения по вопросу о том, что же такое парадокс, в лингвистике крайне противоречивы. С одной стороны, парадокс трактуется как высказывание, опровергающее общепринятые мнения. Его изучают в одном ряду с крылатыми выражениями и афоризмами. В то же время существует точка зрения, согласно которой парадокс рассматривается как стилистический прием, фигура речи. Нельзя не отметить и тот факт, что парадокс наряду с остротой и каламбуром всегда был предметом изучения теории комического. Это в свою очередь привело к рассмотрению функции создания комического эффекта как единственной функции парадокса, к отрицанию возможности использования его с каким-либо другим заданием.

Прием парадокса связывают с именами отдельных писателей. Это явление характеризует творчество английских писателей и драматургов конца XIX начала XX в., которых объединяет ненависть к викторианской Англии, неприятие ее канонов и правил. Их творчество проникнуто желанием низвергнуть с пьедестала ложные истины, которым поклоняются мещане".

Прием парадокса оказываются самыми частотными в системе различных стилистических приемов имплицитного выражения оценки, видимо, в силу того, что они емко и эффективно оценивают современную эпоху, которую можно было бы охарактеризовать как эпоху парадоксов. Приемы парадокса широко употребляется не только во всех сферах устной речи, но и в художественных произведениях, публицистике, средствах массовой информации, периодической печати, где он постоянно совершенствуется, шлифуются, претерпевают семантические изменения и разнообразные формальные, структурные преобразования.

Существует также сложность, заключающаяся в том, что слово парадокс имеет несколько значений. Объяснение и определение его дают многие словари, энциклопедии и справочники, так как термин "парадокс" встречается в разных областях человеческой жизни, используется в философии, литературоведении, логике, стилистике, риторике. Тем не менее, каждая наука, оперируя термином парадокс, обозначает им различные явления. Стилистический прием парадокса, имея точки соприкосновения с теми явлениями, которые изучают данные области знания, все же не может быть отождествлен с парадоксами логики, с парадоксами, возникающими в развитии определенных научных построений. Теория комического, литературоведение рассматривают парадокс под иным углом зрения [1].

Актуальность исследования данной работы бесспорна, так как в литературе недостаточно раскрыта природа парадоксов, их функции и особенности. К тому же, парадоксы О.Уайльда и Б.Шоу всегда представляли живой интерес у людей.

Очевидно, ясно и понятно, что общество осталось прежним со всеми его недостатками, которые так точно и иронично подмечали в свое время писатели. Также существуют вечные проблемы между мужчиной и женщиной, между добродетелями и пороками, вечные споры о красоте и искусстве и многое другое. Поэтому парадоксы Оскара Уайльда и Бернарда Шоу остаются актуальными и по сей день.

Проблема парадокса не может быть решена без привлечения обширного фактического материала, последовательного применения тех методов, которые существуют в современной стилистике.

Новизна исследуемой темы состоит, на наш взгляд, в попытке сопоставить функции парадокса в произведениях О.Уайльда и Б.Шоу.

Целью данного исследования является изучение лингвистической природы парадокса и его стилистических функций.

Нами были поставлены следующее задачи исследования:

- дать определение понятию "парадокс";

- выявить типологию парадокса;

- рассмотреть парадоксы О.Уайльда и Б. Шоу;

- сравнить парадоксы О.Уайльда и Б.Шоу.

Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемая классификация и анализ парадоксов могут быть использованы при изучении стилистических приемов. Результаты исследования могут найти применение в теоретических курсах по стилистике английского языка. Также результаты исследования могут быть использованы на практических занятиях по английскому языку, особенно на старших курсах.

1. Парадокс как стилистическое явление

Художественный текст, являясь произведением литературы, выступает одним из средств познания окружающего мира человеком и направлен на формирование человеческой личности. Одним из наиболее ярких средств актуализации внимания читателя на важных аспектах художественного контекста выступает парадоксальное противоречие. Понятие "парадокс" возникло в древнегреческой философии для характеристики нового оригинального мнения. Парадокс как стилистический прием восходит к античной риторике, а в современной науке неоднозначно трактуется с позиций логики, философии и лингвистики. "Здравый смысл утверждает, что у всех вещей есть четко определенный смысл; но суть парадокса состоит в утверждении двух смыслов одновременно", -- справедливо отмечает французский философ Жиля Делеза в своей книге "Логика смысла" [2, 43 c.].

1.1 Понятие парадокса

Из Большой Советской Энциклопедии следует, что парадокс (от греч. paradoxos - неожиданный, странный) - неожиданное, непривычное суждение, резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу. В этом смысле эпитет "парадоксальный", т.е. нестандартный, отклоняющийся от наиболее распространенной традиции, противопоставляется эпитету "ортодоксальный", понимаемому как синоним слова "проверенный", т.е. общепринятый, буквально следующий господствующей традиции.

Сам термин "парадокс" греческого происхождения, где para - "неверный, неправильный", doxa - "мнение" от dokein - "думать, полагать". В древнегреческой философии стоиков термин обозначал странное, оригинальное мнение, которое противоречит здравому смыслу. Ученые использовали его для обозначения оригинальности взглядов. Парадокс отвечал стремлению к ясности, почти математической точности и сжатости при изложении общих положений философии, этики, морали [3, 80 c.].

Цицерон написал философский труд "Парадоксы". С тех пор парадоксы нередки в литературе, особенно в юмористической, сатирической и резко полемической.

Среди писателей, славившихся своими парадоксами, были Ф.Ларошфуко, Ж.Л.Лабрюйер, Ж.Ж.Руссо, Л.С.Мерсье, П.Ж.Прудон, Г.Гейне, Т.Карлейль, А.Шопенгауэр, А.Франс, особенно М.Нордау, О.Уайльд, Б.Шоу.

Любой парадокс выглядит как отрицание некоторого мнения, кажущегося "безусловно правильным" (вне зависимости от того, насколько верно это впечатление). Поскольку оригинальность высказывания воспринять гораздо проще, чем удостовериться в его истинности или ложности, парадоксальные высказывания часто воспринимают как свидетельство независимости, самобытности выражаемых ими мнений, особенно если они к тому же имеют внешне эффективную, четкую, афористичную форму.

Такая репутация может быть и вполне заслуженной - парадоксальную форму имеют, например, такие философско-этические обобщения, как "Твои взгляды мне ненавистны, но всю жизнь я буду бороться за твое право отстаивать их" (Вольтер) или "Люди жестоки, но человек добр" (Р.Тагор). Но и независимо от глубины и истинности конкретного высказывания парадоксальность его, особенно если речь идет об устном высказывании, привлекает внимание; поэтому неожиданность выводов, несоответствие их "естественному" ходу мыслей есть (наряду с общей логической последовательностью изложения и красотами стиля) один из сущ...

Другие файлы:

История парадокса Гиббса
Книга посвящена, исследованию парадокса Гиббса, связанного со скачкообразным возрастанием энтропии газов при их смешении. Хотя этот парадокс был сформ...

Лингвистическая и прагматическая ценность единиц семантического поля "пища" (на материале современного русского дискурса)
Понятие ценности применительно к языку, положение о важности соотношения знака с другими знаками и значимость каждой единицы. Структура, состав и иера...

Парадокс Гиббса и тождественность частиц в квантовой механике
Монография посвящена некоторым вопросам термодинамики и квантовой механики, связанным с проблемой тождественности микрочастиц.Последовательно развивае...

Физическая сущность парадокса близнецов

История одного парадокса электротехники