Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Концепты "Жизнь" и "Смерть" в рассказе Рэя Брэдбери "The Maiden and the Death"

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Специфика художественных концептов как средств реализации языковой личности писателя. Их структура и методика описания. Иносказательный дискурс как объект лингвистического исследования. Способы вербализации концептов"death" и "life" в произведении.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Художественный концепт как единица индивидуально-авторской концептосферы

1.1 Понятие «концепта» и «концептосферы»

1.2 Понятие «художественного текста». Особенности художественного концепта, его структура и методика описания

1.3 Понятие «художественного дискурса»: специфика содержания термина

1.4 Иносказательный дискурс как объект лингвистического исследования

Выводы по главе 1

Глава 2. Анализ концептов «death» и «life» в произведении Рэя Брэдбери

2.1 Концепт «жизнь»/«life»

2.2 Концепт «смерть»/«death»

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Интернет источники

Введение

В последнее время наблюдается ярко выраженный интерес к изучению художественных концептов на различном литературном материале.

Актуальность исследования определяется, с одной стороны, необходимостью изучения художественных концептов, а с другой -- недостаточной разработанностью методов выявления концептуальных смыслов в художественном тексте, а также неоднозначностью подходов к способам языковой и речевой репрезентации художественных концептов. Художественный мир писателя формируют индивидуально-авторские художественные концепты. Однако для их исследования необходимо знать, что представляет собой концепт, который стал предметом описания в трудах таких зарубежных и отечественных ученых как С.А. Аскольдов, Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, Л.Ю. Буянова, А. Вежбицкая, В.В. Виноградов, С.Г. Воркачев, В. фон Гумбольдт, В.И. Карасик, В.В. Колесов, Т.Н. Колокольцева, Н.А. Красавский, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, А.В. Рудакова, О.Н. Селиверстова, Э. Сепир, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин и многие другие.

Целью работы является выявление специфики языковой репрезентации авторских концептов Рэя Брэдбери «death» и «life».

Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:

1) Выявить специфику художественных концептов как средств реализации языковой личности писателя;

2) Выявить специфику художественного, иносказательного дискурса;

3) Провести анализ концепта «death»;

4) Провести анализ концепта «life»;

5) Проанализировать особенности авторского выбора тех или иных лингвоконцептуальных средств для раскрытия данных концептов;

6) Сформулировать выводы по специфики анализируемых концептов.

Объектом исследования являются индивидуально-авторские концепты Рэя Брэдбери «death» и «life».

Предмет исследования - языковые средства реализации индивидуально-авторских концептов Рэя Брэдбери «death» и «life»

Материалом для исследования послужил текст рассказа Рэя Брэдбери «The Maiden and the Death»

Научная новизна исследования заключается в том, что лингвокогнитивный подход, при котором творческая индивидуальность раскрывается в формах языковой реализации художественных концептов, впервые применен к исследованию рассказов Р. Брэдбери.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в курсах по языкознанию, стилистике и интерпретации текста, в спецкурсах по лингвокультурологии и коммуникативной лингвистике.

Для проведения исследования применялись следующие методы: компонентный, сравнительный, контекстуальный, концептуальный анализ и процедура целенаправленной выборки.

Результаты исследования были апробированы на международной студенческой конференции в ПсковГУ в апреле 2014 г., а также в тезисах, включенных в сборник «Молодежь науки», 2014г.

Глава 1. Художественный концепт как единица индивидуально-авторской концептосферы

1.1 Понятие «концепта» и «концептосферы»

В последние десятилетия понятия концепта и концептосферы активно вошли в научный обиход. Понятие «концепт» занимает центральное место в когнитивной лингвистике, лингвокультурологии и ряде других наук. На современном этапе развития наук данный термин активно разрабатывается в связи с повышением интереса к природе мыслительной деятельности человека. Несмотря на то, что проблема концепта, поднятая еще в 70-х годах ХХ века, не утратила своей привлекательности, она недостаточно разработана. Данное понятие неоднозначно воспринимается исследователями из-за неограниченности рамок, в которые мог бы заключаться его предел, поэтому концепт воспринимается как неуловимое мелькание, трудно поддающееся определению.

Многообразие определений позволяет взглянуть на это понятие с разных точек зрения.

Пользуясь определением Д.С. Лихачева, концепт есть «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [Лихачев, 1993, 20], сделаем вывод, что концепт выражается некими образами, возникающими в процессе того или иного явления.

По мнению же лингвиста П.В. Чеснокова, концепт - это «единица мышления, обладающая отдельным целостным содержанием и реально не разлагающееся на более мелкие мысли …» [Чесноков, 2002, 17].

М.А. Холодная дает определение концепта как «познавательной психической структуры, особенности организации которой, обеспечивают возможность отражения действительности в единстве разнокачественных аспектов». [Холодная, 1983, 23]

Исходя из определения лингвиста А. Рудаковой, концепт есть «смыслы, составляющие когнитивно-базисные подсистемы мнения и знания» [Рудакова, 2002, 21].

Для А. Вежбицкой концептом является «объект из мира «идеальное», имеющий имя и отражающий культурно-обусловленное представление о мире «действительности» [Вежбицкая, 1999, 68].

Интересна также точка зрения А.П. Бабушкина. Он утверждает, что концепт - это ничто иное как «ментальная репрезентация, которая определяет, как вещи связаны между собой» [Бабушкин, 1996, 44].

Что касается лингвиста Е.С. Кубряковой, то она считает, что концепт - это «единица ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [Кубрякова, 2002, 5-15].

Анализируя рассмотренные выше определения, можно сделать вывод, что не существует единого фиксированного определения «концепта», и вероятнее всего это обусловлено «размытостью, произвольностью его употребления, смешением с близкими по значению или языковой форме терминами» [Рудакова, 2002, 24], а также тем, что процесс восприятия концепта в целом или какого-либо явления зависит от особенности и структуры человеческого сознания.

В.А. Маслова, предлагая принять за рабочее, дает следующее определение концепта: «концепт - это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры. Но в то же время - это некий квант знания, отражающий содержание всей человеческой деятельности» [Маслова, 2001, 51].

Таким образом, концепт, опосредственно возникая из значения слова, является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека.

Нельзя не согласиться с мнением И.А. Стернина, что сознание связано со статическим аспектом, а мышление - с динамическим, потому как мышление - это деятельность мозга, результат, которым и является возникновение образов и концептов [Стернин, 2001, 26].

Не может быть оставлена без внимания и сущность формирования концепта. Концепт отдельной личности формируется постепенно и в процессе жизни претерпевает некоторые изменения, обрастает концептуальными знаками. Н.Н. Болдырев в работе «Когнитивная семантика» предложил перечень способов формирования концепта в сознании человека [Болдырев, 2001, 123].

По его мнению, наиболее существенным является «сенсорный опыт», то есть восприятие действительности посредством органов чувств. Следующий способ связан с определенной деятельностью человека. Немаловажную роль в данном перечне играет языковое общение личности, то есть концепт может быть сообщен человеку в языковой форме. И завершающим способом в данном перечне является способ самостоятельного познания значений концептов человеком.

Итак, по мнению Д.С. Лихачева, «концепт тем богаче, чем богаче национальный, сословный, классовый, профессиональный, семейный и личный опыт человека, пользующегося концептом. В совокупности потенции, открываемые в словарном запасе отдельного человека, как и всякого языка в целом мы можем называть концептосферами» [Лихачев, 1993, 282].

Само понятие «концептосфера» является одним из центральных понятий когнитивной лингвистики.

Необходимо также указать на то, что концептосфера носит, по-видимому, достаточно упорядоченный характер. Концепты, образующие концептосферу, по отдельным своим признакам вступают в системные отношения сходства, различия и иерархии с другими концептами.

Конкретный характер системных отношений концептов требует исследования, но общий принцип системности, несомненно, на национальную концептосферу распространяется, поскольку само мышление предполагает категоризацию предметов мысли, а категоризация предполагает упоря...

Другие файлы:

Языковая картина мира в пословицах с концептом "жизнь" и "смерть"
Место паремий в ряду языковых и фольклорных клише. Исследование языковой картины мира в пословицах и поговорках на этапах собирания и изучения паремио...

Жизнь и смерть в рассказе А. И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Брэдбери
"Фантасты не предсказывают будущее, они его предотвращают". Эта слова принадлежат большому писателю Рею Дугласу Брэдбери, который всю свою жизнь, созд...

Живые машины времени, или Рассказ о том, как Брэдбери стал Брэдбери

Crib Death Sudden Unexplained Death of Infants - The Pathologist’s Viewpoint
The sudden unexpected death of a baby in the crib is surely one of the most heartbreaking tragedies for the family and for society. Everyone who reads...