Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.А. Ахматовой "Реквием"

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Идея художественного произведения. Художественные средства выражения идеи произведения. Формы освоения трагического сюжета русской истории в поэзии А.А. Ахматовой. Хоровое начало, полифонизм как основные элементы художественной системы поэтессы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения поэзии А.А.Ахматовой

1.1 Идея художественного произведения

1.2 Художественные средства выражения идем произведения

Глава II. Теоретические основания изучения идеи и художественных средств ее воплощения в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

2.1 Краткий обзор творчества А.А.Ахматовой

2.2 Идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Анна Ахматова прожила долгую по человеческим и поэтическим меркам жизнь. «И кто бы поверил, что я задумана так долго, и почему я этого не знала», - написала она в семидесятилетнем возрасте. В поздних своих стихотворениях и прозаических записях последних лет Ахматова не раз говорила, что пережила не только своих родных, близких, друзей, поэтов-современников, но и многих читателей ее первых книг («…Уже за Ахероном/ три четверти читателей моих…»; «Первые читатели «Четок» встречаются реже, чем зубры вне Беловежской пущи…»).

Но жизнь Ахматовой была не просто долгой, на ее долю выпало столько трагического, что хватило бы на несколько людских жизней. Время, в которое Ахматова «гостила на земле», оказалось до отказа насыщенным событиями поистине мирового значения. В одной из своих «казенных» биографий она писала: «Я счастлива, сто жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Для литературоведов 70-80-х годов, радостно подхвативших и цитировавших эту фразу, был прекрасный повод притянуть инакомыслящую Ахматову в ряду советских поэтов, осознавших величие Октябрьской революции, «перевернувшей судьбы человечества». Она действительно перевернула многие судьбы, в том числе Анны Ахматовой, и был этот переворот трагический и беспощадный. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1975. - С.63.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»».

Объект нашего исследования поэма А.А. Ахматовой «Реквием».

Предмет исследования - идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

Цель работы дать характеристику идее и художественным средствам ее воплощения в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Методы исследования: анализ теоретической литературы, обобщение, контекстуальный анализ.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературоведческую литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику основным понятиям работы.

3. Дать характеристику идее и художественным средствам ее воплощения в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

Глава I. Теоретические основы изучения поэзии А.А.Ахматовой

1.1 Идея художественного произведения

Автор дает о себе знать прежде всего как носитель того или иного представления о бытии и его феноменах. И это определяет принципиальную значимость в составе искусства его идейно-смысловой стороны,--того, что на протяжении XIX--XX вв. нередко именуют «идеей» (от др.-гр. idea -- понятие, представление).

Это слово укоренено в философии издавна, со времен античности. Оно имеет два значения. Во-первых, идеей называют умопостигаемую сущность предметов, которая находится за гранью реальности, прообраз вещи (Платон и наследующая его средневековая мысль), синтез понятия и объекта (Гегель). Во-вторых, на протяжении последних трех столетий мыслители стали связывать идеи со сферой субъективного опыта, с познанием бытия. Так, английский философ рубежа XVII--XVIII вв. Дж. Локк в «Опыте о человеческом разуме» различал идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные, сообразные и несообразные с действительностью. Здесь идея разумеется как достояние субъекта.

Применительно к искусству и литературе слово «идея» используется в обоих значениях. В гегелевской эстетике и наследующих ее теориях художественная идея совпадает с тем, что традиционно именуется темой. Это -- постигнутая и запечатленная творцом произведения бытийная сущность. Но чаще и настойчивее об идее в искусстве говорилось (и в XIX, и в XX вв.) как о сфере авторской субъективности, как о выраженном в произведении комплексе мыслей и чувств, принадлежащих его создателю.

Субъективная направленность художественных произведений привлекла к себе внимание в XVIII в.: «Тезис о первенствующей роли идеи, мысли в произведениях искусства <...> характеризует эстетику рационалистического Просвещения» Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962. С. 70. . Творец художественных произведений в эту пору, а еще более на рубеже XVIII--XIX вв., был осознан не просто как мастер («подражатель» природе или прежним образцам искусства) и не в качестве пассивного созерцателя неких умопостигаемых сущностей, а как выразитель определенного круга чувств и мыслей. По словам Ф. Шиллера, в искусстве «пустота или содержательность зависят в большей мере от субъекта, нежели от объекта»; сила поэзии состоит в том, что «предмет ставится здесь в связь с идеей»2. Автор (художник) предстал в теориях рубежа XVIII--XIX столетий как выразитель определенной позиции, точки зрения. Вслед за Кантом, который ввел термин «эстетическая идея», сферу художественной субъективности стали обозначать термином идея. В том же значении использовались выражения «поэтический дух» и «концепция». По словам Гете, «во всяком произведении искусства <...> все сводится к концепции»3.

Художественная идея (концепция автора), присутствующая в произведениях, включает в себя как направленную интерпретацию и оценку автором определенных жизненных явлений (что подчеркивали просветители от Дидро и Лессинга до Белинского и Чернышевского), так и воплощение философического взгляда на мир в его целостности, которое сопряжено с духовным самораскрытием автора (об этом настойчиво говорили теоретики романтизма).

Мысль, выражаемая в произведении, всегда эмоционально окрашена. Художественная идея -- это своего рода сплав обобщения и чувства, который вслед за Гегелем В. Г. Белинский в пятой статье о Пушкине назвал пафосом («пафос всегда есть страсть, возжигаемая в душе человека идеею»1). Именно это отличает искусство от беспристрастной науки и сближает его с публицистикой, эссеистикой, мемуарами, а также с повседневным постижением жизни, тоже насквозь оценочным. Специфика же собственно художественных идей заключается не в самой по себе их эмоциональности, а в направленности на мир в его эстетической явленности, на чувственно воспринимаемые формы жизни.

Художественные идеи (концепции) отличаются от научных, философских, публицистических обобщений их местом и ролью в духовной жизни человечества. Они нередко предваряют позднейшее миропонимание, о чем писали Шеллинг и Ап. Григорьев. Эта мысль, восходящая к романтической эстетике, обоснована М. М. Бахтиным. «Литература <...> часто предвосхищала философские и этические идеологемы. <...> У художника чуткое ухо к рождающимся и становящимся <...> проблемам». В момент рождения «он их слышит подчас лучше, чем более осторожный «человек науки», философ или практик. Становление мысли, этической воли и чувства, их блуждания, их еще не оформленное нащупывание действительности, их глухое брожение в недрах так называемой «общественной психологии» -- весь этот не расчлененный еще поток становящейся идеологии отражается и преломляется в содержании литературных произведений» Руднева Е. Г. Пафос художественного произведения. М., 1977.. Подобная роль художника -- как предвестника и пророка -- осуществлена, в частности, в социально-исторических концепциях «Бориса Годунова» А. С. Пушкина и «Войны и мира» Л. Н. Толстого, в повестях и рассказах Ф. Кафки, заговорившего об ужасах тоталитаризма еще до того, как он упрочился, и во многих других произведениях.

Вместе с тем в искусстве (прежде всего словесном) широко запечатлеваются идеи, концепции, истины, уже (и порой весьма давно) упрочившиеся в общественном опыте. Художник при этом выступает как рупор традиции, его искусство дополнительно подтверждает общеизвестное, его оживляя, придавая ему остроту, сиюминутность и новую убедительность. Произведение подобной содержательной наполненности проникновенно и волнующе напоминает людям о том, что, будучи привычным и само собой разумеющимся, оказалось полузабытым, стертым в сознании. Искусство в этой его стороне воскрешает старые истины, дает им новую жизнь. Вот образ народного театра в стихотворении А. Блока «Балаган» (1906): «Тащитесь, траурные клячи,/Актеры, правьте ремесло,/Чтобы от истины ходячей/ Всем стало больно и светло».

Как видно, искусство (воспользуемся суждением В. М. Жирмунского) проявляет пристальный интерес и к тому, что «принесла с собой новая эпоха», и ко всему издавна укорененному, к «отстоявшимся» умонастроениям Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении (Бахтин под маской. Маска вторая). М., 1993. С. 22-23..

1.2 Художественные средства выражения идем произведения

Стилистика -- разработанная область науки о литературе, располагающая богатой и достаточно строгой терминологией. Пальма первенства в построении теории художественной речи принадлежит формальной школе (В. Б. Шкловский, Р. О. Якобсон, Б. М. Эйхенбаум, Г.О. Винокур, В.М. Жирмунский), открытия которой оказали се...

Другие файлы:

Идея и художественные средста ее воплощения в поэме Анны Ахматовой "Реквием"
Время Ахматовой прошло через резкие переломы, и это был путь великих утрат и потерь. Только поэт великой силы, глубокой сущности и воли мог выдержат...

Есенин с. а. - Идея и художественные средства ее воплощения в поэме с. а. есенина анна снегина

Образ матери в литературе 30-40 годов XX века
Образ матери - один из главных в литературе. Сравнительный анализ образов матери. Образ лирического героя в поэме А.А.Ахматовой "Реквием". Сходство и...

Ахматова а. - Трагедия поколения в поэме а. ахматовой “реквием” и в поэме а. твардовского “по праву

Тема материнского страдания в поэме Ахматовой Реквием