Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Жизнь и творчество Елены Сергеевны Вентцель (И. Грековой)

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Детские годы Елены Сергеевны Вентцель. Учеба на физико-математическом факультете Петроградского государственного университета. Знакомство с Димитрием Александровичем Вентцелем. Научная и преподавательская деятельность, художественные публикации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Жизнь и творчество Елены Сергеевны Вентцель (И. Грековой)

Введение

Елена Сергеевна Вентцель (литературный псевдоним И. Грекова, урождённая Долгинцева; (21 марта) 1907, Ревель, Россия, ныне Таллин, Эстония - 15 апреля 2002, Москва, Россия) - советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, русский прозаик, доктор технических наук (1954), профессор (1955).

Писательница, зашифровавшая свое имя с помощью Y, латинской буквы "игрек", так и осталась одной из самых главных загадок современной русской литературы. Ее повести и романы "Дамский мастер" (1963), "Хозяйка гостиницы" (1976), "Кафедра" (1978), "Вдовий пароход" (1981) по-прежнему составляют золотой фонд отечественной беллетристики. Однако когда-то огромная популярность писательницы в последние годы постепенно сошла на нет. При том что сама судьба Елены Вентцель так и просится на страницы романа.

И. Грекова как никто другой знала, как угодить самой многочисленной и самой заинтересованной читательской массе советских времен - тем, кого условно называют технарями. Потому что она, сделавшая их главными героями своих произведений, сама была из них. Выступившая в журнале "Новый мир" с повестями "За проходной" и "Дамский мастер" 55-летняя дебютантка И. Грекова уже была к 1962 году величиной совсем в другой области. "Советская математик" - так ее представляют в энциклопедиях. Не очень повезло и с другим определением с неустойчивой родовой принадлежностью: "писательница".

Профессор, доктор технических наук, академик Международной академии информатизации, автор учебника по теории вероятностей и книги по теории игр, а также множества других научных работ - это одна из неизвестных "уравнения" И. Грековой-Е. Вентцель. Неизвестные то и дело приходили во взаимодействие: повесть из жизни военных "На испытаниях" (1967) высшими чинами была объявлена клеветой на армию. Из-за скандала И. Грековой пришлось уйти из Военно-воздушной академии имени Жуковского, где она проработала 33 года. К борьбе с неугодной писательницей подключились и лингвисты, ради чего собрали чрезвычайное совещание в Институте русского языка. Охладить пыл специалистов смог только Корней Чуковский: на совещании прокрутили пленку с записью его защитного слова. Корней Чуковский, как известно отличавшийся особой строгостью в отношении к пишущим дамам вроде Лидии Чарской,- И. Грековой посвятил статью "К вопросам о 'дамской повести'".

И. Грекова и сама была воплощением идеального писателя: прекрасное владение материалом она сочетала с великолепной филологической эрудицией. Ею восхищались многие профессиональные литераторы. С глубокой печалью воспринял известие о смерти И. Грековой прозаик, заведующий отделом прозы журнала "Новый мир" Руслан Киреев. Когда-то он, начинающий автор, предложил журналу свою повесть о парикмахере, не зная, что к публикации уже принят "Дамский мастер" И. Грековой. Когда спустя 15 лет текст Киреева все же вышел в свет, уже знаменитейшая И. Грекова сама позвонила ему. По признанию Руслана Киреева его всегда поражала эрудиция писательницы, в подлиннике читавшей Пруста и Шекспира, наизусть цитировавшей целые страницы из Гоголя: "Это был человек культуры XIX века".

Краткие биографические сведения

Родилась в Ревеле (сейчас Таллин). Отец, Сергей Федорович Долгинцев, преподавал математику, мать - словесность. Сергей Федорович считал, что высшая математика проще элементарной и занимался ею с дочерью, когда ей было 7-8 лет. В результате математика приобрела Елену Сергеевну.

В 1923 году, шестнадцати лет от роду, поступила в Ленинградский (тогда еще Петроградский) университет. Училась уБ. Н. Делоне, Н. Н. Гернет, И. М. Виноградова, Г. В. Колосова, А. М. Журавского, И. И. Иванова, Г. М. Фихтенгольца. «В вас что-то есть, - говорил Григорий Михайлович, - только не возьму в толк, что именно. А, может быть, и вообще ничего нет». (И. Грекова. «Ленинградский университет в 20-х годах»).

В 1929 окончила физико-математический факультет Ленинградского университета.

§ 1935-1968 - работа в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского.

§ 1968-1987 - кафедра прикладной математики в Московском Институте Инженеров Транспорта (МИИТ).

Член СП СССР с 1967.

Умерла 15 апреля 2002 года, похоронена на Донском кладбище Москвы

Семья

Сергей Федорович Долгинцев, отец Елены Сергеевны, преподавал математику в старших классах гимназии. Он был сыном купца первой гильдии, желавшего дать наследнику медицинское образование. Однако, увлекшись математикой, юноша самовольно перешел на физико-математический факультет, за что был лишен материальной поддержки и наследства. К тому же он рано обзавелся семьей. Поэтому его мечтам о научной математической карьере не суждено было сбыться. Но и на педагогическом поприще проявилась его незаурядность. Елена Сергеевна вспоминала: «Педагог он, видимо, был выдающийся. Никто в моей жизни не был таким педагогом - в слабой мере я от него унаследовала эту черту»1.

Естественно, что Сергей Федорович хотел, чтобы его дети добились того, от чего ему самому пришлось отказаться, - стали учеными-математиками. В семье росли два сына - Илья и Николай - и дочь Елена. Только она и проявила способности к математике. По словам Елены Сергеевны, уже в семь-восемь лет отец занимался с ней высшей математикой, полагая, что она проще элементарной. Не только математические способности отличали Елену. «Я любила „мальчишеские” игры - ружья, луки, духовые пистолеты. Прицелиться, нажать и попасть! - вот что было моим идеалом», - вспоминает она2.

Мать, Ольга Дмитриевна, преподавала в младших классах, а после рождения детей была целиком поглощена заботами о них и о доме и в самые трудные послереволюционные времена умела скрасить жизнь семьи, одевать и кормить детей и мужа. Елена Сергеевна писала: «Мама была аккуратна до педантичности»3.

Все же именно отец оказал решающее влияние на формирование личности и перипетии судьбы Елены Сергеевны. В повести «Кафедра» об отце профессора Завалишина сказано: «Талантлив он был необычайно, разносторонне. Прекрасно играл на скрипке. Замечательно читал вслух. Рисовал акварелью, писал стихи (главным образом шуточные). Обладал ярким актерским даром». Все это целиком и полностью относится к Сергею Федоровичу Долгинцеву. Вспоминая детство, Е. С. пишет об отце: «Он и тогда был, и потом, и до сих пор остался самым любимым человеком за всю мою жизнь». Надо еще добавить, что Сергей Федорович был «истинно и праведно православный человек <…>. Набожность свою он соединял с юмором, а что может быть прелестнее такого соединения?»4.

Любовь, интеллигентность и культура сочетались в семье Долгинцевых с трудолюбием и самодисциплиной. Постоянно поддерживался интерес к русскому слову. «В нашей семье традиционным был и интерес к литературе, все мы что-то писали. Писать я начала очень рано, печататься - поздно». Уже в раннем возрасте (в пять-шесть лет, как пишет С. Ицкович5) Елена Сергеевна начинает свои первые литературные опыты: «<…> так что внешне я была прирожденным математиком. А внутренне я больше тянулась к литературе. Так и сложилась моя дальнейшая жизнь - между математикой и литературой»6.

В 1913 году семья переехала в Петербург. Сергей Федорович получил должность инспектора Первой петербургской гимназии. Семья поселилась в казенной квартире при гимназии. Школьные годы Елены Сергеевны прошли уже в Петрограде. Она училась в одной школе с Дмитрием Шостаковичем, на класс младше. Годы относительно обеспеченной жизни семьи коллежского советника сменились годами «военного коммунизма». «Впрочем, тогда мы не называли его ни „коммунизмом”, ни тем более „военным”, это название потом придумали. Просто было плохо, скудно, голодно…»7

Студенческие годы

Окончив в 1923 году школу, поступила на физико-математический факультет Петроградского государственного университета - на математическом курсе из 280 студентов было всего пять девушек. «По образованию - я математик… Это, видимо, было уступкой отцу, которого я любила больше всех на свете»8.

О времени своего студенчества Елена Сергеевна вспоминала: «Прошло еще только несколько лет после Революции. Университет - одно из светлейших воспоминаний моей жизни. Все было прекрасно - окружающая нас действительность, новый строй (НЭП), который еще только пробивался сквозь мрак военного коммунизма. Полная наша освобожденность, раскованность. <…> В те времена мы совсем не чувствовали страха. Отсутствие страха - главная черта тех времен. Голод и отсутствие страха»9. Еще одно характерное воспоминание: «Главным ощущением, которое я вспоминаю, думая о том времени, была гордость. Гордость за то, что у нас - все по-новому. Никаких торжеств, никаких „свадеб”. Почему надо праздновать, если двое людей решили жить вместе? Это - их личное дело. Гордость была еще и за то, что мы отменили все „буржуазные” предрассудки. Происхождение? - Чепуха! Церковь? - Еще глупее. Как правило, женившиеся не меняли фамилий, в крайнем случае жили на разных квартирах…»10

Главный корпус университета - здание Двенадцати коллегий - был построен в 1730-х годах по проекту архитектора Доменико Трезини. В XIX веке в этом здании разместился университет. Изначально здание совмещало две функции - административную и торговую: в первом этаже со стороны площади, под аркадой Гостиного двора, торговали, с противоположной стороны здания находилась «коммуникация» - двухэтажный коридор, в котором располагались коллегии, как назывались в XVIII веке министерства. Этот коридор, как говор...

Другие файлы:

Моцарт. Жизнь и творчество
Книга российского музыковед, доктора искусствоведения Елены Семеновны Черной о жизни и творчестве великого австрийского композитора Вольфганга Амадейа...

Жизнь и творчество Сальвадора Дали
Сальвадор Дали - один из самых известных художников XX века, гений сюрреализма. Влияние дадаизма на творчество художника. Условия бессознательного тво...

И. Грекова
Я не хочу писать некролог — такие звёзды не падают, такие люди не умирают насовсем. Тем живущим, которым досталось их сияние в прошлом, оно будет сият...

Моя жизнь с отцом Александром
В книгу вошли воспоминания супруги отца Александра Ульяны Сергеевны Шмеман. Она описывает жизнь о. Александра с самого его рождения, но, конечно, самы...

Творчество Моне
Жизнь и творчество художника. Свет в творчестве Моне. Световая жизнь природной среды. Передача неуловимых модуляций света без каких-либо интерпретаций...