Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Древнегреческая лирика

Тип: лекция
Категория: Литература
Скачать
Купить
Формирование представления об эпохе и о поэтах-лириках Древней Греции. История появления жанра лирики в древнегреческой литературе и классификация ее видов. Элегия и ямб в античной поэзии. Монодическая лирика. Хоровая песня и ее связь с культом и обрядом.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

2

Древнегреческая лирика

Введение

лирика древнегреческий поэзия

Цели:

- образовательная: сформировать представление об эпохе и о поэтах-лириках Древней Греции;

- развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, дать им возможность оценить свой уровень знаний о Древнегреческой литературе;

- воспитательная: воспитать интерес к литературе; развивать интерес учащихся к культурному наследию Древнего мира.

Форма проведения: лекция-визуализация

Базовые термины: древнегреческая лирика, элегия, ямб, мелика, хоровая лирика, сольная лирика.

Методы, приемы: рассказ, диалог; диагностический вопрос; анализ, сравнение, обобщение.

Средства обучения: медиапроэктор, презентация Microsoft Office PowerPoint

План лекции

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Древнегреческая лирика.

2.1. Виды греческой лирики.

2.2. Элегия и Ямб.

2.3. Монодическая лирика.

2.4. Хоровая лирика.

3. Заключительное слово преподавателя.

Задание для самостоятельной работы:

1. Что означает термин лирика?

2. Какие виды древнегреческой лирики вы знаете?

3. Какая тематика элегий Тиртея?

4. Расскажите о лирическом жанре - ямб

5. Что вам известно о классике ямбического жанра Архилоха?

6. Составьте сравнительную характеристику видов древнегреческой лирики в виде таблицы.

1. Вступительное слово преподавателя

Сегодняшняя лекция посвящена теме «Древнегреческой лирики». Основной задачей этого занятия является формирование представления об эпохе и о поэтах-лириках Древней Греции. Надеюсь, моя лекция вызовет у вас интерес к изучению культурного наследия Древнего мира.

2. Древнегреческая лирика

2.1 Виды греческой лирики

VII-VI вв. до н. э. - это время начавшегося в VIII в. до н. э. распространения и выражения мировосприятия греков, сформировавшегося в течение "темных веков", время больших перемен. Греки энергично преобразовывали окружающий и свой собственный мир: за несколько столетий, прошедших после наплыва дорийцев, число жителей изрядно выросло. В VIII в. до н. э. они начали активно колонизировать побережье Черного моря, южные области Италии и Сицилию, а также некоторые местности Северной Африки. В VII в. до н. э. началось, а в VI в. особенно усилилось движение в самой Греции: здесь создавались демократические города-государства. Это был сложный, иногда даже весьма драматический процесс.

В большинстве полисов он происходил так: все граждане стремились иметь такие же права, как и аристократы. У последних права не отнимались, но все становились равноправными. Обычно это происходило не сразу. Лидером возмутившихся граждан чаще всего был аристократ, который становился правителем, называемым тираном.

Тирания была недолговечной, после свержения тиранов утверждалась демократия. Во время этих перемен, в VII-VI вв. до н. э., появился новый жанр - лирика.

Термин «лирика» появился во времена александрийских филологов, заменив собою более ранний термин «мелика» (от melos - «песня»), и применялся по отношению к тем видам песен, которые исполнялись под аккомпанемент струнного инструмента, в первую очередь семиструнной лиры, изобретение которой миф приписывает богу Гермесу.

В античности термин "лирика" фиксировал только внешние признаки жанра. Возникая из культовой и обрядовой фольклорной песни, греческая лирика в течение долгого времени сохраняла тесную связь песенного содержания с традиционным ритмико-мелодическим типом песни и характером ее исполнения.

Следуя античной классификации, необходимо различать:

1) элегию,

2) ямб,

3) мелику, или лирику в тесном смысле слова; эта последняя в свою очередь имеет многочисленные подразделения в зависимости от содержания или культового задания песни, но основным является ее разделение на две категории - монодическую лирику, исполняемую отдельным певцом, и хоровую лирикуо. Различие между всеми этими видами обусловлено было тем, что они возникали из различных типов фольклорной песни, получали свое литературное развитие в разных областях Греции и в различной классовой обстановке, и каждый жанр имел свою тематику, свои стилистические и стиховые особенности и сохранял даже диалект той области, в которой он впервые литературно оформился.

Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой и здесь важны две вещи:

Ш во-первых, стихотворение формировалось как литературное произведение, имеющее определенный объем и форму;

Ш во-вторых, появилась поэзия индивида, в которой преобладает раскрытие душевных переживаний поэта.

Греческая лирика очень пострадала от позднеантичного школьного отбора и, хотя от неё сохранились только случайные отрывки, она не может не зачаровывать глубиной и разнообразием чувств.

Первое произведение античной лирики относится к VII веку: в апреле 648 года до н.э. было затмение солнца, упоминаемое у Архилоха.

Расцвет античной лирики относится к VI веку до н.э.

Вывод:

Жанр лирики в древнегреческой литературе появляется в VII в. до н.э. Конец VII - начало VI в.в. до нашей эры дает нам уже богато развитую, разнообразную по жанрам лирическую поэзию. Термин лирика (от слова лира) возникает много позже расцвета лирической поэзии, в III - II в.в. до н.э.. Буквально он обозначал такое стихотворение или род поэзии, которое исполнялось под аккомпанемент музыкального инструмента (лиры, кифа-ры, флейты и др.). Сами греки использовали слово “мелика” - от греческо-го “мелос”, т.е. песня.

Следуя античной классификации, необходимо различать следующие жанры лирической поэзии:

1) Декламация:

1. Элегия (Каллин Эфесский, Тиртей, Мимнерм, Феогид, Солон)

2. Ямб (Архилох, Гиппонакт, Семонид Аморгский)

2) Собственно мелика:

1. Хоровая мелика (Пиндар, Вакхилид)

2. Сольная мелика (монодийная) (Алкей, Сапфо, Анакреонт)

Как любой вид искусства, древнегреческая лирика зарождалась и развивалась в условиях исторических изменений. Менялся общественный строй, экономика, усилилась классовая борьба. В это время зарождаются колонии. Происходит переоценка роли личности в обществе и истории. И если ранее в поэтических произведениях на первый план выступало повествование событий, то теперь поэты заговорили о своих личных переживаниях, о восприятии окружающего мира изнутри.

2.2 Элегия и ямб

Элегия и ямб - важнейшие лирические жанры, созданные в Ионии. И тот и другой жанр связан с фольклорными обрядовыми песнями; однако новое содержание, порожденное социальной революцией VII - VI вв. до н.э., не только тематически обогащает фольклорные жанры, но и поднимает их на высшую ступень: народная песня превращается в индивидуальную лирику, в которой находят свое выражение противоречия эпохи, ее политическая борьба и мировоззренческие проблемы.

Темы греческой элегии - различны. Одним из первых элегиков считают Тиртея (VII в. до н. э.), писавшего элегии патриотического содержания, в которых он призывал храбро сражаться за родину.

Существует легенда о том, как во время II Мессенской войны (671 г. до н.э.) спартанцы обратились к афинянам с просьбой прислать вождя. Афиняне в насмешку послали хромого учителя Тиртея. Разочарованным спартанцам не пришлось долго сердиться и упрекать афинян: своими стихами Тиртей так поднял дух воинов, что те тотчас победили. Благодарные спартанцы предложили Тиртею поселиться у них. В своих элегиях Тиртей призывал молодежь сражаться в первых рядах. Поэту близка эстетическая установка Гомера: погибнуть молодым - красиво, а старику - нет. Отвратительно и стыдно, когда молодые остаются живыми, а гибнут седовласые.

Представителем любовной элегии был Мимнерм (около 600 г. до н.э.), который предпочитал смерть старости и отсутствию наслаждений и который называл любовь «золотой Афродитой». Он мечтал, чтобы человек жил всего 60 лет, но без болезней и забот. Творчество Мимнерма привлекает беззаботной радостью жизни, цветением юности. Поэта чаруют только зелень молодых весенних листьев, только пьянящий аромат цветов. Он категорически отказывается от зрелости лета и осени. Когда пронеслась мимолетная юность, поэт готов скорее умереть, чем жить, страдая от забот и болезней.

Совершенно иначе думает обращающийся только к прошлому Феогнид (VI-V вв. до н. э.) из Мегар. Мир ему кажется несправедливым, потому что в нем господствуют дурные люди. Феогнид, как богатый мегарский аристократ был втянут в политическую борьбу, защищая интересы своего сословия. Когда победу одержали демократы, он удалился из родного полиса, а возвратившись, не получил имущества обратно. Поэтому поэт не доволен демократическим строем, когда власть, по его мнению...

Другие файлы:

Древнегреческая лирика, условия ее развития и разновидности
Особенности развития древнегреческой литературы - совокупности литературных произведений античных авторов, включающих в себя все творчество древнегреч...

Лирика А.С. Пушкина. Творческая эволюция поэта
Виды и тематика лирики. Субъективно-лирическая и гражданская поэзия А.С. Пушкина лицейского периода. Лирика А.С. Пушкина Болдинской осени 1830 г. Зрел...

Древнегреческая архитектура
Древнегреческая скульптура периода архаики. Ионический и дорический ордер, отличительные особенности. Храм Артемиды Эфесской – одно из "Семи чудес све...

Вся Лирика
Вся лирика поэта. Мир размышлений, а также о любви. Каждый стих - отдельный файл. Открывать желательно вордом 2003....

Лирика среди литературных родов
Описание: В книге сделана попытка выяснить, что такое лирика как род словесного искусства. Для выявления специфических особенностей лирика сопоставляе...