Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Глубина поисков и поиски глубины в поздней лирике Н. Заболоцкого

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Н.А. Заболоцкий как известный российский поэт, краткий очерк его жизни и творческого пути. Характеристика лирических произведений поэта конца 40-ых начала 60-ых гг. через призму исторической эпохи, в которой он творил. Художественные поиски и открытия.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

Глубина поисков и поиски глубины в поздней лирике Н. Заболоцкого

Введение

Николай Алексеевич Заболоцкий внёс весомый вклад в русскую литературу. Под его пристальным взглядом естествоиспытателя, первопроходца, философа многие вещи обыденной жизни приобрели совершенно иное значение. С самых первых стихотворений поэта чувствуется его преданность делу всей своей жизни - поэзии. Несмотря на превратности судьбы, множественные гонения, тюремное заключение, Заболоцкий не прекращал упорствовать на литературном поприще. Поэт взыскательно относился к собственному творчеству, быть может, именно поэтому его литературное наследие относительно невелико: несколько томов поэтических переводов зарубежных авторов, некоторые письма, томик стихотворений и поэм, несколько прозаических статей и заметок, небольшие детские произведения. Однако каждая книга Заболоцкого концептуальна, целостна, и, безусловно, отражает эволюцию авторского мировоззрения.

Заболоцкий родился 24 апреля 1903 года под Казанью, в семье сельского агронома и учительницы. Детство и юношеские годы будущий поэт провёл в Вятской губернии, в селе Сернур, которое находится неподалеку от города Уржума. В 17 лет Заболоцкий оканчивает реальное училище в Уржуме и едет в Москву. Здесь юноша поступает на филологический факультет Московского университета. Через год Николай Заболоцкий решает переехать в Ленинград, где поступает в педагогический институт имени Герцена, а также участвует в литературном кружке «Мастерская слова». Немного позже Заболоцкий сближается с молодыми поэтами (Даниил Хармс, Александр Введенский и др.) и организует с ними «Объединение реального искусства» («ОБЭРИУ»). Общение с «обэриутами» не проходит мимо начинающего поэта. Именно на этом этапе творчества Заболоцкий наиболее активно ищет собственный «голос», ищет себя. Он принимает участие в популярных детских журналах «Еж» и «Чиж».

Первой книгой Н.А. Заболоцкого является поэтический сборник «Столбцы», который вышел в 1929 году, включив в себя 22 стихотворения. В 1937 году вышла другая его книжка, включающая семнадцать стихотворений. 19 марта 1938 года Н.А. Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы, от собственной семьи, от привычной жизни свободного человека. По 1944 год он отбывал заключение в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем Востоке и в Алтайском крае. С весны и до конца 1945 года вместе с семьей Заболоцкий жил в Караганде. В 1946 году Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей. Теперь он получил разрешение жить в столице. Начинается новый, более серьёзный и плодотворный, период его творчества - московский. «Стихотворения» (1948 г.) являются третьей книгой поэта. За последние три года жизни (1956-1958) поэт создал около половины всех стихотворений московского периода. В 1957 году вышел четвертый, наиболее полный его прижизненный сборник (64 стихотворения и избранные переводы).

Стоит заметить, что при жизни творчество Заболоцкого никогда не было оценено по достоинству ни критикой, ни властями, более того он постоянно чувствовал на себе серьёзное давление со стороны властей. Тем не менее, его книги активно читались и имели успех. Можно вспомнить, например, ту шумиху и скандалы, поднятые вокруг первой книги поэта. При всём огромном количестве поклонников нельзя сказать, что Заболоцкого любили все. Напротив, некоторые и вовсе не принимали его творчество, являясь недоброжелателями поэта. По мнению самого Заболоцкого, его творческий метод имел тройственную природу: эта своеобразная «триада» Мысль - Образ - Музыка, была ясно выражена поэтом в одноименной статье 1957 г.

Заболоцкий скончался в возрасте 55 лет в октябре 1958 года. За несколько дней до смерти он составил литературное завещание, в котором назвал те произведения, которые, по его мнению, следовало включить в итоговое собрание сочинений. Талантливейший и уникальный человек, замечательный поэт, мастер своего дела Николай Алексеевич Заболоцкий, как это часто бывает, ушёл в самом апогее своего творческого развития.

Современники Н.А. Заболоцкого отзывались о поэте по-разному. Как человек Заболоцкий был замкнутым и нелюдимым. Открывался посторонним не сразу, к нему нужно было «втереться в доверие». Вероятно, эти черты характера повлияли и на творчество писателя. В неприметных, на первый взгляд, стихах Заболоцкий постоянно вуалирует некий ребус, философскую загадку, которая не всем по зубам. Но стоит вчитаться, и тебе открывается целый мир, далёкий от повседневной суеты, наполненный созиданием и поиском философского смысла.

Особенное настроение несёт в себе поздняя лирика Заболоцкого. В ней поэт осмысливает исторические развитие не только русской культуры, но и мировой в целом. Стоит отметить, что в эти годы он впервые обращается к любовно лирике. По воспоминаниям современников поэта, Заболоцкий всегда проявлял незаурядные математические способности и даже хотел посвятить себя науке. Очевидно, что многогранность мышления автора мощно повлияла на его философские концепции, отразилась в способах передачи его глубоких поэтических образов.

Лирика Н.А. Заболоцкого по своему тематическому содержанию всегда отличалась разнообразием. Но, как у любого автора, в ней существовали и так называемые «сквозные темы». Заболоцкий любил пейзажную лирику, активно использовал образы природы. Однако его пейзажная лирика - это не просто описание, не просто насыщенное красками повествование, она насыщена философским смыслом, заключённым, на первый взгляд, в непримечательную форму. С каждым годом природа у Заболоцкого приобретает всё новые и новые содержательные грани, становясь образнее и значительнее. Поиски смысла бытия и некой истины - постоянные спутники его лирики. Тема человеческой красоты и души, их нераздельности и взаимосвязи - наиболее ярко отражена в позднем творчестве поэта. История, культура, целая эпоха, - эти темы и многие другие поднимает Заболоцкий в своих стихах.

Тема данного курсового проекта звучит следующим образом: «Поиски глубины и глубина поисков в поздней лирике Н.А. Заболоцкого». В соответствии с заданной темой мы рассмотрим лирические произведения поэта конца 40-ых начала 60-ых годов ХХ века. Целью курсовой работы является изучение поздней лирики Заболоцкого в контексте его философского мировоззрения и эстетического видения. Задачи курсовой работы:

- охарактеризовать лирические произведения Заболоцкого конца 40-ых начала 60-ых гг. через призму исторической эпохи, в которой он творил;

- выявить специфику их идейно-тематической направленности;

- определить сущность художественных поисков и открытий, свойственных поздней лирике поэта.

Актуальность нашей курсовой работы заключается, во-первых, в том, чтобы дать объективную оценку его позднему творческому наследию, во-вторых, в необходимости углубления представлений о его феномене.

1. Философская глубина в поздней лирике Н. Заблоцкого

лирика заболоцкий поэт художественный

Поздняя лирика Н. Заболоцкого тяготеет к поискам души и духовности. Особенно остро Заболоцкий ставит вопрос о красоте и её природе. В стихотворении «Лебедь в зоопарке» (1948) как бы намечаются те основные идеи, которые будут сформулированы им несколько позже. В нём Заболоцкий сохраняет образ «чуда», свойственный ранней его лирике. Но это «чудо» намного понятнее читателю, можно сказать, что оно более интимно. Заметна тенденция Заболоцкого к пейзажной описательности и повествованию, ощущается тесная связь с образами «природной красоты»:

Плывёт белоснежное диво,

Животное, полное грёз,

Колебля на лоне залива

Лиловые тени берёз.

Головка у ней шелковиста,

И мантия снега белей,

И дивные два аметиста

Мерцают в глазницах у ней.

[9, с. 254]

«Лебедь в зоопарке» содержит в себе ещё одну важную тему - тему взаимоотношений между людьми:

И звери сидят в отдаленье,

Приделаны к выступам нор.

И смотрят фигуры оленьи

На воду сквозь тонкий забор.

Иное настроение несёт в себе стихотворение «Некрасивая девочка» (1955). Красота в поэзии Заболоцкого приобретает конкретные очертания, противопоставляясь пустоте и бездушности. Идея гармонии, единства разума и сердца всё больше пронизывает его лирику:

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

[9, c. 291]

Заболоцкий уже не говорит о «чуде», напротив, он использует бытовое, обыденное. Но в этой простоте, неприкрашенности заключается глубокий философский смысл:

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

Достаточно резкое сравнение угловатой девочки с лягушонком дополняется «счастьем бытия»...

Другие файлы:

Николай Алексеевич Заболоцкий
Краткие сведения о жизненном пути и творческой деятельности Николая Алексеевича Заболоцкого - русского советского поэта. Период учебы и появление перв...

Философская лирика Заболоцкого
Краткая биография Н. Заболоцкого. Основные периоды творчества поэта, характерные черты каждого из них. Диапазон идей лирики Н.А. Заболоцкого, ее филос...

Константиновские пейзажи в лирике Есенина
Описания и картины в ранней лирике Сергея Есенина родного села Константиново, отражение в стихотворениях автора исконно русской природы и местности. Я...

Интерпретация результатов геофизических исследований нефтяных и газовых скважин. Справочник
За последние годы существенно изменились условия поисков, разведки и разработки месторождений нефти и газа. Значительно возросла глубина разведочных и...

Функции оксюморона в лирике Анны Ахматовой
Оксюморон как эпитет, противоречащий определяемому. Явный и неявный оксюморон. Оксюморон в ранней и поздней лирике. Роль Иннокентия Анненского в стано...