Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Влияние художественной литературы на сохранение здорового образа жизни

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Обзор форм и методов взаимодействия уроков литературы в проведении оздоровительной работы со школьниками по формированию здорового образа жизни. Описания пропаганды здорового образа жизни писателями М. Пришвиным, М. Горьким, А. Чеховым и Л. Н. Толстым.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

«Влияние художественной литературы на сохранение здорового образа жизни»

литература оздоровительный пришвин писатель

Учащийся 11 класса Астахов Александр Иванович

Руководитель: Мокроусова Надежда Алексеевна

2011

Понятие «здоровый образ жизни» появилось совсем недавно, в семидесятые годы прошлого века. Интерес к этой теме связан с существенным увеличением продолжительности жизни. Человек утратил важные жизненные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия (семья, вера), и приобщился к новым бездуховным «ценностям» (материальные блага, успех, свобода и личности и совести). Современный человек стал долго жить, мало двигаться, много есть, приобрёл множество вредных привычек, утратил духовность, в результате этого он начал болеть и тосковать. Человек начал терять совесть. Современный человек, «чтобы совесть не мучила», прибегает к порочной практике нейтрализации совести при помощи алкоголя, наркотиков, ложной идеологии, вместо того, чтобы, чтобы изменить свою жизнь и «жить по совести». «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали бы одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом», - писал Лев Толстой. Разумный человек вынужден ограничивать свои желания ради сохранения здоровья.

В самой главной книге христиан - Библии много внимания уделяется вопросам физического и духовного здоровья. Православная церковь благословляет здоровый образ жизни, понимая под этим не только правильное питание, достаточную двигательную активность, отсутствие вредных привычек и закаливание, но и духовно-нравственное благополучие. Нравственность - обязательное условие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это обычный путь христианина, которому свыше предписано заботиться как о своей душе, так и о своём теле и пребывать в здоровом состоянии духа. Средства заботы о душе изложены в Святом Писании, и они не требуют корректировки. Такие цели, как долгая жизнь, отсутствие болезней, богатство, простому смертному ставить не следует. Это мало зависит от человека. «…человек смертен, …он иногда внезапно смертен… и не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер»,- точно сформулировал дьявол из известного романа М. Булгакова.

Существует несколько сложившихся версий здорового образа жизни. Всё дело в системе жизненных ценностей и мотиваций к самоограничению. Здоровье-состояние ответственности за свою судьбу и близких людей. Формирование основ сохранения здоровья на уроках литературы средствами художественного слова - действенный инструмент в воспитании здоровой во всех отношениях личности. В начальной школе и в 5-ом классе обучающиеся брали пример со сказочных героев, хотелось быть похожим на сильного Ивана Царевича, храброго Финиста Ясна сокола. Девочкам нравилась красота царевны Лягушки, Василисы Прекрасной. Для сказок очень важна идея сотрудничества человека с человеком, человека с животными. Через сказку происходит выражение ментальности народа, формируются узнаваемые национальные образы. И, наконец, человеку свойственно жить, надеясь на лучшее, поскольку сказка всегда заканчивается хорошо и внушает тем самым уверенность человеку в своих силах. Каждый раз, обращаясь к сказкам, мы вновь и вновь приобщаемся к истинно человеческим ценностям. В сказках практически всегда добро побеждает зло. Положительный сказочный герой - добрый, справедливый, честный, смелый и, естественно, здоровый человек. Но если герой попал в беду, на помощь ему приходит матушка-природа. Волшебно-целительными свойствами в сказках наделяются растения: корни, травы, плоды т.д. В одном случае их надо найти и доставить издалека. Герои целого ряда сказок отправляются на поиски молодильных яблок: “Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с живою водою, если съесть старику это яблоко, то он помолодеет, а водой этой помазать глаза слепцу - он будет видеть”. (Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде). Но все мы помним, что все волшебные средства помогают только положительным героям, злодеев же наказывают. Разнообразные функции в сказках выполняет вода, В случае болезни или, чаще, временной смерти героя, в его спасении, как правило, главную роль играет живая и мертвая вода. Этот мотив непосредственно связан с древнейшими представлениями о жизни и смерти. Приведенный материал позволяет сделать следующие выводы. В сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека. Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия -- свидетельства первых шагов лечебной магии.

Здоровый образ жизни пропагандирует известный писатель М. Пришвин, изучаемый в 5-ом классе. Язык Пришвина-язык народный, точный и образный, он мог сложиться только в тесном общении русского человека с природой, в труде, великой простоте, мудрости и спокойствии народного характера. Пришвин был человеком народа. В своих произведениях он показал, что земля нам дана для жизни. На ней человек должен быть здоров и счастлив. Здоровый образ жизни - это система разумного поведения человека (умеренность во всём, закаливание, правильное питание и т. д.). Всё это обеспечивает человеку душевное и физическое и социальное благополучие (то есть здоровье) в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках земной жизни. Вспомним Настю, которая так увлеклась сбором ягоды клюквы, что забыла о брате. Её охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком. Автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества. Человечество всегда стоит перед выбором, что выбрать, как жить. В этом глубокий философский смысл сказки. Автор был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием науки. Пришвин в «Кладовой солнца» не просто писатель, а просветитель. Целебная клюква, деревья и травы - это кладовая солнца. Природа-это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, не теряя человеческие качества. Вспомним советы Антипыча: будьте, как дети, ходите по земле босиком и тогда вы познаете истин.

Много в нашей жизни всякой мерзости. «Свинцовыми мерзостями» называл их М. Горький. Они встают перед нами со страниц «Детства». Но не они побеждают в жизни. Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё-таки победно вырастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе и человеческое, возбуждая несокрушимую надежду на возвращение наше к светлой и человеческой жизни. «Детство» - рассказ о русской жизни конца 19 века, о судьбе поколения, к которому принадлежал писатель Максим Горький, о трудных и радостных поисках верного пути в жизни. Широкий мир, окружавший Алёшу, не озлобил мальчика, а вызвал в нём горячее стремление помочь людям, сделать их лучше, красивее, умнее и свободнее.

Мы изучаем произведения Чехова на протяжении 5-9 классов.

Учился А.П.Чехов на медицинском факультете Московского университета. Не просто так будущий писатель выбрал этот факультет. Биограф Чехова, А. Измайлов, пишет по этому поводу следующее: “…это решение, по-видимому, явилось не случайно, оно было обдуманно: еще в списке учеников, удостоившихся аттестата зрелости, в графе -- “в какой университет, и по какому факультету или в какое специальное училище желаете поступить” -- против имени А.П.Чехова значится: “В Московский университет по медицинскому факультету”.

Сам Чехов в своей краткой биографии, переданной Г.И. Россилимо, пишет, что не помнит, по каким соображениям он выбрал медицину, но в выборе никогда не раскаивался. Годы пребывания Чехова-студента в Московском университете на медицинском факультете были насыщены учебными занятиями, работой в клиниках. У Богданова, Снегирёва и Склифосовского Чехов получил отличные оценки (за всё время обучения у него было только две “тройки”). Он внимательно следит за новейшими открытиями в медицине: “Я верю и в Коха, и в спермин, и славлю Бога...” Будучи уже известным писателем, Чехов дважды принимает участие в спасении журнала “Хирургия”. Почитатель Пирогова, ученик Захарьина, Склифосовского, Остроумова, Чехов не простит позднее писателям “третирования медицины или недостаточной осведомлённости”. В своих же произведениях (“Именины”, “Припадок” и других) он стремился к сочетанию жизненной правды и научных данных. “Не сомневаюсь, -- писал доктор Чехов в автобиографии, -- что занятия медицинскими науками... значительно расширили область наблюдений, обогатили меня знаниями”. Что особенно запомнил будущий врач? Когда Чехов учился на втором курсе, русская и зарубежная общественность отмечала юбилей Пирогова, произнёсшего обращение к молодёжи: “Быть, а не казаться -- девиз, который должен носить в своём сердце каждый гражданин, любящий родину. Служить правде -- как в научном, так и в нравственном смысле этого слова. Быть человеком”. Это, по всей видимости, стало нравственным мерилом всей жизни Чехова.

Медицинская практика начинающего доктора развернулась ещё в университетские годы, когда Чехов работал студентом у земского врача Архангельского. Жизненному опыту и наблюдениям Чехова-студента обязаны появлением такие литературные произведения, как “Беглец”, “Мёртвое тело”, “Сельские эскулапы”, “Хирургия”, “Неприятность”, “По делам службы” и другие. Современники Чехова отмечали, что он “ревни...

Другие файлы:

Основы здорового образа жизни студента
Ценность здорового образа жизни, его биологические и социальные принципы. Воспитание здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов, его составные элементы. Р...

Особенности формирования здорового образа жизни школьников в общеобразовательном учреждении
Сущность и элементы здорового образа жизни. Здоровьесберегающая образовательная среда как условие формирования здорового образа жизни. Методы диагност...

Формирование здорового образа жизни средствами ПР "ГУЗ РКДЦ МЗ УР"
Проблемы здоровья и здорового образа жизни в России: история и современное состояние. Специфика ПР–деятельности в здравоохранении по формированию здор...

Формирование ценности здорового образа жизни у воспитанников президентского кадетского училища
Особенности обеспечения здоровья человека на биологическом, психологическом и социальном уровнях посредством двух основополагающих механизмов – сохран...

Формирование здорового образа жизни
Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей. Социально-педагогичес...