Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Влияние "Войны и мира" Л.Н. Толстого на мировую литературу

Тип: дипломная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Исследование места и значения творчества Л.Н. Толстого в мировоззрении мировых писателей, в эстетической системе, возникающей в произведениях картине мира. Влияние романа-эпопеи "Война и мир" на творчество мировых писателей, своеобразие каждого из них.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

В творчестве Л.Н. Толстого явственно и емко сказались те национальные черты русской литературы, на которых основана ее всемирная слава: трезвая правдивость художественного отображения жизни, сила выражения патриотического чувства, прямота в постановке острых социальных вопросов, глубокое проникновение во внутренний мир человека. Именно в эпоху Л.Н. Толстого - и в огромной степени именно благодаря ему - русская литература завоевала мировое признание.

У каждого писателя есть произведение, которое является его визитной карточкой. Таким в творчестве Л.Н. Толстого становится роман «Война и мир». Он сумел в этом произведении, как никто до него, сочетать широту эпического размаха с раскрытием самых тонких и тайных движений человеческой души. Он показал, что в подлинном реалистическом искусстве личность отдельного человека становится особенно многокрасочной и интересной именно тогда, когда она дана в разнообразных социальных связях, включена в большие жизненные, исторические процессы.

Именно это и привлекло русских и зарубежных писателей. У каждого крупного прозаика конца XIX и ХХ веков был «свой» Л.Н. Толстой, свой круг любимых произведений, образов, свой круг проблем, которые ассоциировались с автором «Войны и мира».

Литературные критики и зарубежные писатели не раз называли «Войну и мир» лучшим, самым сильным произведением мировой литературы о войне. Последние и продолжили традицию, заложенную Л.Н. Толстым, в разработку темы войны, темы, актуальной для всего XX века.

Если сопоставить с предыдущим веком, то тема войны разрабатывается все с большей степенью достоверности, - в этом по-своему проявился рост реализма, освобождение словесного искусства от романтических условностей. Однако она чаще разрабатывается на материале историческом, чем на материале современном или близком к современности. Главы о битвах, имеющие большое значение для развития сюжета, намного раздвигающие рамки романического действия, все же остаются эпизодами, помогающими мотивировать те или иные повороты в судьбах персонажей, но не связываются в сознании романистов с проблемами современного общества в целом. Л.Н. Толстой вобрал в себя опыт изображения войны, накопившийся в реалистической литературе (зарубежной и, разумеется, прежде всего русской) до него, и на этой основе открыл новые пути реалистически углубленного, необычайно конкретного, освещенного смелой ищущей мыслью художественного изображения военных действий.

В последние десятилетия XIX века в западной литературе впервые появились значительные произведения, где война является основной темой и где рядовые участники войны показаны конкретно, крупным планом, - «Разгром» Э. Золя, «Алый знак доблести» Стивена Крейна. Оба эти произведения были созданы под влиянием Л.Н. Толстого.

В сознании крупнейших писателей XX столетия проблема войны непосредственно связалась с проблемами исторического развития человечества. Война присутствует во многих произведениях литературы XX века непосредственно как предмет изображения. И она присутствует, помимо этого, еще во многих или почти во всех произведениях этой литературы опосредствованно - как тема для размышлений, как мучительный вопрос, как вполне реальная опасность или неминуемо грозная перспектива, как неотвязно тягостное воспоминание, как исходная точка или переломный момент во многих человеческих судьбах. Герои многих романов XX века живут в ожидании войны, заранее проклиная ее («Жан-Кристоф» Р. Роллана), или заранее ее приветствуя («Верноподданный» Г. Манна), ищут на войне решения волнующих их вопросов, в свете переживаний, связанных с войной, тревожно раздумывают над коренными проблемами современной, стремятся проникнуть в тайну рождения войны и найти способы борьбы с нею, прошли через ад войны и душевно неизлечимо ею ранены («Прощай, оружие» Э. Хемингуэя, «На Западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка), выходят из испытаний военного времени духовно окрепшими и готовыми к борьбе («Огонь» А. Барбюса, «Очарованная душа» Р. Роллана).

Таким образом, Л.Н. Толстой стоит у истоков всей современной литературы о войне: его опыт как военного писателя, оказавшийся весьма важным, приобрел поистине неоценимое значение. Он логикою действия своей эпопеи осудил войну как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» и уже в силу этого явился опорой для многих зарубежных писателей.

Л.Н. Толстой как автор книг о войне содействовал поступательному движению реализма в новейшее время: он помог писателям разных стран освоить средствами реалистического изображения новую тематическую область, лишь в недостаточной степени освещенную литературой до него и ставшую в XX веке необычайно важной. Разумеется, в том или ином восприятии толстовской традиции сказалось и своеобразие художественной манеры каждого из иностранных литераторов, писавших на военные темы.

Влияние большого писателя на его преемников или младших современников в каждом отдельном случае приходит во взаимодействие с индивидуальностью младшего, с его национальными традициями, склонностями, проблематикой его творчества. Притом литературное влияние - это всегда динамический процесс, оно по-разному сказывается на разных этапах развития писателя, воспринимающего влияние.

Исследовать мировое значение художника - в данном случае Л.Н. Толстого - значит, прежде всего, выяснить: что нового он внес в мировую литературу, какие жизненные проблемы поставил, какими художественными средствами обогатил словесное искусство? А также определить: в чем сказалось его воздействие на мировой литературный процесс, на отдельных крупных писателей разных стран.

Для решения первого аспекта необходим анализ творчества русского классика в сопоставлениях с творчеством его предшественников и современников в русской и мировой литературах.

Для решения второго - необходимо рассмотреть, какое место занял Л.Н. Толстой в международной литературной жизни своей эпохи и последующих эпох, какую роль сыграл он в творческом развитии виднейших мировых писателей, как отнеслись эти писатели к литературному наследию русского художника слова и чему они научились у него.

Именно исследованию второго аспекта и посвящена настоящая работа.

Цель определяет задачи работы:

- подвергнуть критическому осмыслению и обобщению наиболее значительные работы по изучаемой теме;

- определить, какое место занимает творчество Л.Н. Толстого в мировоззрении мировых писателей, в их эстетической системе, в той картине мира, которая возникает в их произведениях;

- изучить влияние романа-эпопеи «Война и мир» на творчество мировых писателей, выявляя своеобразие каждого из них, и определить его роль в разработке антивоенной темы;

- выявить какие открытия, сделанные Толстым-художником в его романе-эпопее, были творчески продолжены, развиты его младшими литературными современниками за рубежом.

Цель и задачи определяют структуру работы. Она состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.

Первая глава посвящена наиболее известным и близким по духу к творчеству Л.Н. Толстого писателям Франции, таким как: Э. Золя, Ги де Мопассан, А. Барбюс, А. Франс, Р. Роллан.

Во второй главе речь идет о творчестве писателей Германии и их связи с творчеством русского классика: Генриха и Томаса Маннов, Г. Гауптмана, А. Цвейга, Э.М. Ремарка.

Третья глава рассматривает влияние литературного наследия Л.Н. Толстого на творчество писателей англоязычных стран таких, как Т. Гарди, Б. Шоу, Дж. Голсуорси, У. Теккерея, а также выявляет типологические схождения романа «Война и мир», с произведениями С. Крейна, Т. Драйзера, Э. Хемингуэя, М. Митчелл.

В заключении подводятся итоги работы.

Конечно, данная работа не претендует и не может стать всесторонним исследованием поставленной проблемы. Были отобраны отдельные аспекты и вопросы, связанные с этой темой. Несмотря на то, что затрагивается творчество многих зарубежных писателей, здесь, рассматривается их литературное наследие под углом зрения творческих связей с романом Льва Толстого «Война и мир».

Также в работу была включена такая важная составляющая как изучение судьбы переводов этого бессмертного сочинения на языки народов мира.

Л.Н. Толстой и в наши дни прочно живет в сознании лучших писателей разных стран. Он учит их реалистическому мастерству типизации, глубокому проникновению, в суть жизненных явлений. Он помогает этим писателям вести средствами искусства борьбу за мир во всем мире. В этом - современный аспект избранной темы.

Материалы настоящей работы представляют не только научный интерес, но и практическую значимость. Результаты исследования можно использовать при изучении творчества Л.Н. Толстого в вузе, на занятиях по сравнительному литературоведению и в различных спецкурсах, а также в лицеях на уроках по русской и зарубежной литературе. Об этом свидетельствует и включенное в работу Приложение. Оно представляет собой методическую разработку к одному из уроков по творчеству Э.М. Ремарка, автора знаменитых антивоенных романов «На Западном фронте без перемен» и «Триумфальная арка».

1. «Война и мир» во Фр...

Другие файлы:

Мишель Монтень. Опыты в 3 книгах
Мишель Монтень - крупнейший французский писатель и философ-гуманист позднего Возрождения, оказавший большое влияние на мировую литературу....

Вальтер Скотт (1771-1832)
История жизни и творчества английского писателя В. Скотта. Женитьба и работа в судебной сфере. Его исторические произведения и их вклад в мировую лите...

Попытка демократического переустройства России правыми (эсерами), влияние их деятельности на жизнь российского общества
"Мирное" развитие капитализма и рабочего движения в конце XIX в. в Западной Европе. Вступление России в Первую мировую войну. Политическая позиция "пр...

Заговор против мира. Кто развязал Первую мировую войну
До сих пор начало Первой мировой войны окружено легендами, созданными политически ангажированными западными историками. Анализ в книге Брюханова постр...

Религиозно-философские искания Льва Николаевича Толстого
Место Л.Н. Толстого в истории русской философии. Влияние на молодого писателя идей Ж.Ж. Руссо и А. Шопенгауэра. Основные религиозно-философские работы...