Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Анекдот в преподавании

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Рождение и трансформация анекдота, занимательность их сюжетов и комизм, сатирический элемент жанра. Методика использования анекдота на уроке. Антология исторических анекдотов: древний мир, средние века, Московское царство, новое время, советские анекдоты.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1. Анекдот в преподавании

Рождение и трансформация анекдота

Понятие «анекдот» появилось в Византии. Его использовал византийский историк Прокопий (6 в.) В переводе с греческого анекдот означает «услышанное, рассказанное, неизданное». Анекдот - краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

В Византии анекдотом называли устный рассказ. Прокопий включил в свою «Тайную историю» большое количество услышанных им рассказов. Разумеется, это были не любые рассказы, а те, которые привлекли его внимание, ярко характеризующие того или иного человека, о котором он ведет речь. Но это вовсе не значит, что анекдот, как письменный литературный жанр родился именно в это время. Из древней истории дошло до нас немалое количество записанных в разное время анекдотов.

Анекдоты могут иметь сатирическую или шутливую окраску. Старая анекдотическая форма (игра (игра слов, каламбур, излюбленная ситуация) с легкостью приспосабливаются к любому злободневному содержанию.

Отсюда множество вариантов анекдотов, широко бытующих в фольклоре.

Одно время к анекдоту относили короткие устные рассказы: фаблио и фацеции в Италии, бытовые народные сказки в России. В печати на Руси появляются в XVII-XVIII вв. («Стихотворные повести»). В художественной литературе анекдот иногда вкрапливают в повествование, в речь персонажа. Анекдот, как бы новелла в миниатюре, может быть развернут в новеллу (Дж. Боккаччо, А. Чехов).

В литературе XX в. мастерами анекдота могут быть названы Б. Брехт, Ф. Вайскоп.

Жанр анекдота, возникший в Византии, в средние века получает распространение во Франции в жанре городской литературы - фаблио - небольших стихотворных рассказах о забавных происшествиях из обыденной жизни, долженствующих вызвать смех. Но характер смеха в фаблио бывает очень различным.

Простейших их вид сводится к анекдоту или чистой юмористике, основанной на случайно возникшей комической ситуации, игре слов и т.п. Таким фаблио чужда какая-либо социальная мысль или сатирическое содержание: они вполне подобны шутовству раешника, и единственная их цель - грубоватый, но здоровый смех, доставляющий отдых и развлечение.

Вторую группу образуют фаблио с более развитым сюжетом, в которых смех уже имеет определенную социальную направленность. В соответствии с духом времени их мораль сводится к восхвалению качеств, более присущих горожанину, нежели рыцарю - смешливости, расчетливости, ловкости рук и ума. Особенно типично фаблио «Крестьянин-лекарь», послужившее источником для мольеровского «Лекарь поневоле».

Одному крестьянину, которому было приказано вылечить королевскую дочь, подавившуюся костью,- хотя он ничего не понимал в медицине,- удалось рассмешить ее своим кривлянием, и кость выскочила у нее из горла. Когда же после этого собрались больные со всего города, требуя, чтобы он вылечил и их тоже, он велел самому недужному пожертвовать самим собой: его бросят в печь, и все остальные будут исцелены этим пеплом. Крестьянин каждому из них по очереди предлагает признать себя неизлечимо больным, но все один из другим объявляют себя совершенно здоровыми.

На грани сатиры и сочувствия более хитрому находится фаблио «Кречет», разрабатывающее популярную в средние века тему женской неверности.

Жена одного горожанина в отсутствии мужа принимает одного за другим двух любовников, пряча первого от второго, а затем, когда муж внезапно возвращается, отлично выходит из положения с помощью остроумной выдумки.

Подлинно социальная сатира появляется в третьей группе фаблио, в которых разоблачаются определенные пороки, свойственные разным сословиям и кругам общества, по преимуществу городскому. Главными объектами сатиры являются жадность, скупость, душевная черствость, чревоугодие зажиточных горожан, лицемерие и порочность священников, грубость рыцарей, проделки профессиональных мошенников и т.п.

В «Завещании осла» священник, обвиненный перед епископом в том, что он похоронил своего любимого осла на освященной земле, спасается от наказания, вручив епископу 20 ливров, будто бы завещанные тому его ослом.

Такое разнообразие типов фаблио объясняется сложностью породившей и воспринимавшей их социальной среды. Наряду с горожанами, духовенством, крестьянство фаблио адресовались также и к рыцарству, для которого они служили легкой юмористической литературой.

Занимательность сюжетов и комизм фаблио безотносительно к их сатирическому содержанию делали их любимым чтением лиц всех сословий и кругов общества.

Сатирический элемент в фаблио также имеет не всегда одинаковый смысл и направленность. В центре внимания фаблио стоят горожане и те их типические черты, которые были порождены зарождающимися товарно-денежными отношениями. Однако в оценке этих черт наблюдается двойственность. С одной стороны, в целом ряде случаев изворотливость и ловкость изображаются как положительные свойства, почти вызывающие в авторе восхищение; но, с другой стороны, эти же самые свойства, когда они служат целям стяжательства и угнетения других людей, резко обличаются и высмеиваются. Мы имеем здесь критику с позиции широких масс городского населения, крестьянства, народа.

Многие сюжеты фаблио находят близкие аналогии в сказках, новеллах, назидательных рассказах других народов различных стран и эпох. В частности, ряд очень точных параллелей к ним обнаружен в буддийских «апологах» (морально-назидательных рассказах).

Анекдот в СССР

Устное творчество было для интеллигенции почти единственной формой сопротивления тоталитарному режиму. Прав Андрей Синявский, сказал: «Анекдот в чистом виде демонстрирует чудо искусства, которому только на пользу дикость и ярость диктаторов». Возникло новое, уникальное явление - интеллигентский фольклор, куда ушел огромный пласт культуры. Зародившись, этот фольклор продолжает жить и теперь, когда в нем, казалось бы, нет нужды. Если в литературе открывается новая форма, она не отмирает даже с исчезновением исторической необходимости. Классический пример - Эзопов язык, басни, которые сочиняют и сегодня, когда обходить цензуру нет нужды. Так и интеллигентский фольклор никогда не уйдет из литературы.

На историю надо смотреть в оба: глазами документа и глазами предания. Предание не гарантирует документальную точность, но и документ может солгать. Однако их сопоставление создает объем и образ исчезнувшей действительности. Как по «Илиаде» Шлиман раскопал Трою, так по анекдотам и легендам потомки смогут открыть подлинные реалии нашего времени.

Юрий Борев, доктор филологических наук, издал объемную книгу «Краткий курс истории XX века в анекдотах и воспоминаниях». Предыдущая его книга - «Сталиниада» выходила тремя изданиями. Наша система, объясняет писатель, была хоть и однопартийной, но многоподъездной - в одном подъезде застопорилось, попробуем войти в другой.

После «Сталиниады» Борев написал «Фарисею» - исторические анекдоты и предания нового и новейшего времени, а затем третью книгу в двух частях: «Друзья по несчастью» и «Живут же люди» - о бывшем соцлагере и бывших «врагах». В «Кратком курсе» все три тома представлены в сжатом виде.

Анекдоты советского времени, конечно, по многим позициям уже потеряли актуальность. Но они хорошо показывают, что с 1985 года с точки зрения человеческой психологии изменилось не так уж и много. Кроме того, почитайте и вы убедитесь, что некоторые истории в последнее время, в связи со свежими политическими тенденциями, начинают получать второе дыхание.

Использование анекдота на уроке

Анекдот надо уметь преподнести. Это мини-спектакль, который требует хотя бы минимальных актерских данных. Это теорему можно долдонить сухим беспристрастным голосом, анекдот же требует интонационный выразительности, мимики, жестов.

Если у вас не получается, учитесь или оставьте всякие попытки блистать перед учениками остроумием, чтобы самому не стать объектом анекдотов.

Анекдот должен быть уместен, ситуативен. Рассказанный ни к селу, ни к городу, он, конечно, может рассмешить аудиторию, разрядить обстановку, но вряд ли поспособствует достижению поставленной цели. Поэтому учителю не следует спонтанно выдавать анекдоты, нужно заранее их отобрать и спланировать, а еще лучше и отрепетировать. Самая лучшая импровизация та, которая заранее и тщательно готовится.

Как же можно использовать анекдот на уроке?

1. Чаще всего сам учитель с целью дать разрядку ученикам, вызвать положительные эмоции, радость, рассказывает анекдот. Но учитель-профессионал не останавливается на этом. Это очень благодатный материал и было бы не малой расточительностью ограничиваться только этим.

2. Учитель дает задание учащимся перед тем, как он расскажет анекдот или после рассказа. Решение этой задачи должно способствовать лучшему восприятию материала.

Например, на уроке по истории Древней Спарты учителю весьма помогут анекдоты, связанные с именем Агесилая II. Он был не только выдающимся полководцем и государственным деятелем, но и остроумным человеком.

Речь его была по-спартански лаконичной и афористичной. Прежде чем рассказать анекдот, вы задаете вопрос: «О чем говорят эти слова?»

Однажды Агесилая спросили:

- Почему у Спарты нет крепостных стен?

Он сказал:...

Другие файлы:

Анекдот как специфическое проявление национального характера и культуры (на примере англоязычного этноса)
Прецедентный текст как средство отражения национальной культуры. Семантическая и стилистическая специфика анекдота как прецедентного текста. Анекдот к...

Две эпохи в зеркале советского социально-политического анекдота: "Оттепель и Застой" (конец 1950-х - первая половина 1980-х)
Социально-политический анекдот и его виды: социальный и политический. Анекдот как исторический источник. Юмор и его различные формы. Эпоха геронтократ...

Применение новых (инновационных) технологий в преподавании ОБЖ
Формирование осознанной мотивации учащихся для получения знаний о безопасности. Основные типологии уроков, применяемых в преподавании ОБЖ. Игровые тех...

Компетентностный подход в преподавании химии через проблемно-исследовательскую деятельность
Основная ценность компетентностного подхода и применение в преподавании. Обобщенное описание (модель) системы работы педагога. Этапы осуществления сод...

Методы проблемного обучения в преподавании иностранного языка
Теоретические основы использования проблемных методов обучения в преподавании иностранных языков. Личностно-ориентированный подход как основа для реал...