Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Англия глазами Байрона в поэме "Дон Жуан"

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Биография Джорджа Гордона Байрона. Англия как предмет сатиры поэта Байрона. Образ английской аристократии в сатирической поэме "Дон Жуан". Пародийно-сатирическая направленность произведения как идеологическая борьба автора против всех форм реакции.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Англия глазами Байрона в поэме «Дон Жуан»

Содержание:

Введение

1. Англия как предмет сатиры Байрона

2. Образ английской аристократии в поэме «Дон Жуан»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Джордж Гордон Байрон родился в Лондоне 22 января 1788 года. Как со стороны отца, Джона Байрона, так и со стороны матери, урожденной Кэтрин Гордон, Байрон происходил из высшей аристократии Великобритании, английской и шотландской. Но детство поэта проходило в условиях крайней бедности. Отец Байрона, блестящий гвардейский офицер, за короткий срок растратил состояние двух богатых наследниц - первой своей жены и второй - матери Байрона.

Раннее детство поэта прошло в Шотландии, где он начал учиться, когда ему не было и пяти лет. Там же Байрон поступает в так называемую Грамматическую школу, в которой было пять классов. Когда Байрон окончил третий, умер его двоюродный дед. Мальчику переходили по наследству титул лорда и родовое поместье Байронов - Ньюстедское аббатство, находившееся в Ноттингемском графстве.

Детство и отрочество поэта были омрачены не только нуждой, от которой более всего страдала его мать, прилагавшая большие усилия, чтобы найти средства для воспитания сына в соответствии с его аристократическим происхождением, но еще и тем, что от рождения он был хромым. В 1801 году Байрон поступил в школу закрытого типа, в Харроу, где обучались дети знатных и богатых семей. В Харроу Байрон попал в атмосферу религиозного ханжества, угодничества перед власть имущими, которая создавалась и поддерживалась в школе всем ее статутом. Многое в школе приводило Байрона в сильное негодование, его возмущали ложь и несправедливость, царившие там. В 1805 году Байрон поступает в Кембриджский университет. Именно в годы учебы в Харроу и Кембридже Байрон уже стал не только ощущать эпоху, в которой жил, но и оценивать события своего времени активно и действенно. Будучи студентом, открыто выражал свои симпатии общественным деятелям, выступавшим против колониальной политики Англии.

Эпоха Байрона, начавшаяся под знаком Французской революции, была бурной и противоречивой. Многое роднило Байрона с просветителями. Стойкая непримиримость к религиозному и политическому ханжеству давала

Байрону уверенность при схватках с многоликим лицемерием и политическим коварством. Личности Байрона отвечал дух активного вмешательства в жизнь, обличавший мыслителей и писателей XVIII века.

На протяжении многих лет Байрон работает над сатирической поэмой «Дон Жуан» (1817-23) в семнадцати песнях. «Дон Жуан» - это сатирический эпос, изобилующий огромным количеством лирических отступлений. Заглавный герой - молодой человек, проходящий пору «воспитания чувств». Сталкиваясь с различными людьми в разных ситуациях (пиратское логово, гарем паши, лагерь Суворова, современная Англия), дон Жуан, изначально моральный и чувствительный юноша, идет на поводу у природы, не в силах противиться припадкам любовной страсти. Постепенно, когда действие переносится в Англию, юмористический характер поэмы сменяется сатирическим пафосом. Рисуя экзотические картины и романтические приключения героя, Байрон вместе с тем выступил как обличитель современного общества. Вместо характерной для него прежде проблемы «человек и мир» в «Дон Жуане» возникает проблема «человек и среда», приближающая Байрона к реализму.

Данная работа посвящена анализу образа Англии в поэме Байрона «Дон Жуан». Работа содержит две главы, первая из которых рассматривает Англию как предмет сатиры Байрона, дает представление о мнении поэта о своей родине; а вторая, дополняя первую, рассказывает отдельно об образе английской аристократии, которой поэт уделил немало внимания в своем произведении. Из второй главы становится ясно против кого и почему направлены нападки поэта, а также то, как он показывает в поэме высшие слои английского общества.

1. Англия как предмет сатиры Байрона

Поэма «Дон Жуан» стала одним из великих образцов мировой поэзии, в ней Байрон раскрывается в полную силу своего поэтического дарования, в ней дает он всю палитру комического, от фарса и наивного юмора до грозной сатиры, поражающей реакцию и ханжество.

Лиро-эпическая форма романа дает возможность поэту выступать то в роли рассказчика, то от своего собственного имени. При этом лирические отступления автора носят самый разнообразный характер: порою поэт дает в них иронически-обобщающий комментарий к приключениям своего героя, в других же случаях - вовсе отвлекается от сюжета и свободно рассуждает о самых различных сторонах общественной жизни, затрагивает острые политические вопросы полемизирует с современной ему литературой, вспоминает о случаях, происшедших в его собственной жизни, вступает в разговор с читателем относительно своего творчества и пр. В поэме Байрон не показывает, каким он представляет будущее человечества, но выражает надежду, что «только революция, наверно, избавит старый мир от всякой скверны» Байрон Дж. Г. Дон Жуан. М., 1972. Стр 565.

На протяжении всего произведения Байрон громит трубадуров реакции - продажных поэтов, писателей, публицистов. Начиная с посвящения он высмеивает Саути, а вслед за ним других поэтов «озерной школы», которым никогда не удастся понять, что нельзя «за океан [поэзии] озера принимать». Гневную отповедь получают и философы и экономисты, ставшие идеологами реакции, - такие, как философ-идеалист Беркли, реакционный экономист Мальтус, чью теорию Байрон высмеял в словах: «философ размноженье осуждает: оно-де бедняку не по плечу» Там же. Стр. 615.

Обличая ложные и человеконенавистнические теории, Байрон утверждает веру в разум человека. Поэт верит, что благодаря развитию науки люди будут властителями природы «и на луну пошлют машины!».

Пламенный защитник национально-освободительного движения народов, обличитель тирании и политики захватнических войн, Байрон стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме. Новаторский дух поэзии Байрона, его художественный метод романтика нового типа был подхвачен и развит последующими поколениями поэтов и писателей разных национальных литератур.

Выступления Байрона, осуждающие колониальную политику английского правительства, подавление свободы и принятие жестоких законов, направленных против трудового народа Великобритании, вызвали ненависть правящих кругов Англии. Эту ненависть к Байрону французский писатель Стендаль, современник поэта, определил как «ненависть политическую» Дубашинский, И.А. Джордж Гордон Байрон. М., 1985.Стр. 78.

«Дон Жуан» прежде всего - сатирическая энциклопедия общественной жизни Европы. Стремление проанализировать и понять свою эпоху побуждало Байрона к изображению героя времени, человека романтического мировоззрения, в его отношениях с социальной действительностью. Тематика определяла поэтику: рассказ о предыстории героя, изображение его характера в эволюции, соединение социального и любовного конфликта расширение идейного содержания введением образа автора и исторической перспективы из эпох, усложнение функций портрета и пейзажа.

Если в первой песне Байрон хочет только «смеяться и смешить», если он, в какой то мере, придерживается легкомысленной донжуанской темы (заключительный инцидент - сражение героя с ревнивым мужем возлюбленной - представляет комическую версию рокового столкновения его испанского прототипа с грозной статуей командора), то в дальнейшем эта тема совершенно отступает перед другими, более серьезными. Рамки первоначального замысла оказываются тесными в сравнении со значительностью и драматичностью конкретного жизненного материала.

Правда уже в первой песне иронический рассказ о любви шестнадцатилетнего мальчика к опытной женщине перерастает в сатиру на фарисейство господствующей морали.

Многоплановый «Дон Жуан» представляет собой также и роман-хронику. Жанровой доминантой является образ автора. Это тот первоэлемент, который определяет внутренние и внешние пропорции произведения и соединяет все части романа в единое художественное целое. Автор появляется в «Дон Жуане» как повествователь, писатель, лирический герой. Автор не отодвигает героя на второй план, он равноценен ему, но действует в другой сфере Дьяконова, Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975. Стр. 60 . Автор - писатель является связующим звеном между автором - повествователем и лирическим героем. Лирический герой стоит вне сюжета романа, но он участвует в другом обширном и великом сюжете реальной жизни. В нем запечатлен живой облик Байрона во всей неповторимости его индивидуальных черт. Особенность лирического героя в романе заключается в том, что он одновременно является и частным человеком и поэтом, его личная и общественная жизнь неотделимы. Введение в роман лирического героя давала возможность его автору ставить актуальные общественные проблемы. Все те вопросы политики, культуры, идеологии, этики, которые романисты позднее будут вводить в рамки сюжета с помощью второстепенных персонажей и развернутых диалогов, в «Дон Жуане» обсуждает лирический герой в форме монолога. Лирический герой «Дон Жуана» - личность цельная, сложившаяся и в своем отношении к обществу, он осмысляет себя как выразитель определенных политических взглядов, как оппозиционер по призванию.

Участие поэта в деятельности итальянских революционеров, живая связь с английскими радикалами нашли косвенное выражение в быстроте его эволюции от начальных песен «Дон Жуана», имевших п...

Другие файлы:

Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан

В чем причина вселенской скорби Байрона?
Эволюция героя в творчестве Байрона. Жанр лиро-эпической поэмы. "Паломничество Чайлд-Гарольда". Цикл "Восточных поэм". Байрон-драматург. "Эпос совреме...

Социально-политическая сатира в английских главах Дон-Жуана Д.Г. Байрона
Главный труд жизни Байрона поэма "Дон-Жуан". Отражение эпохи Байрона, с глубокой правдивой жизнью общества. Комические происшествия и веселые любовные...

Развитие образа Каина в произведениях Дж.Г. Байрона
Особенности биографии Дж. Байрона. Развитие образа Каина в произведениях Байрона: "Паломничество Чайлд-Гарольда"; восточные поэмы; "Манфред"; "Дон Жуа...

Образ русских в иностранной художественной литературе
Описание императорской России в поэме Байрона "Дон Жуан". Особенности изображения Родины времен декабристов в романе Дюма "Учитель фехтования". Раскры...