Анализ творчества Ф.М. Достоевского (на материале рассказа "Мальчик у Христа на елке")
Краткое сожержание материала:
Размещено на http:///
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Талгарский гуманитарно-экономический колледж
Специальность : 0314002 - «начальное общее образование»
Курсовая работа
на тему: Анализ творчества Ф.М. Достоевского (на материале рассказа "Мальчик у Христа на елке")
Выполнил: студент Максимович Е. А.
Научный руководитель: Яхина Х. Х.
Талгар, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ 1. Основные периоды жизни и творчества Ф.М Достоевского
1.1 Биография Ф.М Достоевского
1.2 Рассказы Ф.М Достоевского о детях
РАЗДЕЛ 2. Жанровое своеобразие святочного рассказа "Мальчик у Христа на елке"
2.1 Обзор произведений Ф.М Достоевского
2.2 Особенности тематики и жанра рассказа « Мальчик у Христа на ёлке»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Творчество великого русского писателя Ф. М Достоевского много-гранно. Оно посвящено разнообразным проблемам социальной действительности того периода развития общества, когда крепостной строй царской России достиг своего кульминационного момента. В сё его творчество пронизано проблемами нравственности, долга, чувства ответственности и чистоты совести человека. Кроме того, в своём творчестве Ф.М. Достоевский размышляет о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом: "Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами. А потому мы их должны уважать и подходить к ним с уважением к их лику ангельскому, к их невинности и к трогательной их беззащитности" .
Среди "униженных и оскорбленных" героев Ф.М. Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе "Мальчик у Христа на елке". В произведении образ детства скорбный - "дите плачет". Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых. И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии. В настоящее время прерванная традиция публиковать святочные рассказы активно возвращается, с чем связана актуальность нашего исследования.
Ф.М. Достоевский один из первых, кто заговорил о детях беспризорниках. В рассказе "Мальчик с ручкой", сопряженном с рассказом "Мальчик у Христа на елке" писатель заострил внимание на проблеме будущего таких детей. Здесь Ф.М. Достоевский проявил себя как пророк. Недаром М.И. Туган-Барановский назвал его "писателем будущего" . Проблемы, обозначенные в двух произведениях, актуальны в настоящее время. Статистика выдает страшные цифры: в нынешнее время во всём мире миллионы беспризорных детей и малолетних преступников. Наркомания среди детей стала нормой. А ведь дети - будущее любой страны и нации в целом.
Объектом исследования является рассказ "Мальчик у Христа на елке"
Предмет курсовой работы составляет специфика проявления жанра святочного рассказа в исследуемом произведении.
Цель исследования - рассмотреть рассказ "Мальчик у Христа на елке" как святочный рассказ.
Задачи курсовой работы :
-определить исторические сведения возникновения жанра святочного рассказа;
-определить его жанровые особенности;
-определить место рассказа в "святочной традиции" в контексте творчества писателя;
-установить особенности рассказа "Мальчик у Христа на елке"
Структура курсовой работы
Курсовая работе на тему « Мальчик у Христа на ёлке» состоит из введения, двух разделов и четырёх подразделов, списка источников, заключения.
Во введении обоснованны выбор и актуальность нашего исследования, а также сформулированы цель, задачи, указаны объект и предмет курсовой работы
В первом разделе описывается биография и творческая деятельность Ф.М Достоевского, а также место рассказа «Мальчика у Христа на ёлке» в творчестве писателя.
Во втором разделе даётся обзор содержания произведений писателя, анализируется рассказ «Мальчика у Христа на ёлке» и выявляется его жанровая принадлежность, а также определяется особенность этого рассказа среди других произведений писателя.
В заключении подведены итоги работы по теме исследования, установлены основные признаки и отличия жанра святочного рассказа по сравнению с разновидностями литературных произведений и выявлены жизненные сходства истории нашего героя с историей Иисуса Христа.
В списке источников указаны основные материалы, использованные для написания данной курсовой работы.
РАЗДЕЛ 1. Основные периоды жизни и творчества Ф.М. Достоевского
1.1 Биография Ф.М Достоевского
Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. Отцом будущего писателя был отставной военный лекарь Михаил Андреевич (участник Отечественной войны 1812 года), а матерью Мария Фёдоровна( в девичестве Нечаева). Первым ребёнком в семье был Михаил, а Фёдор- вторым.
Всю жизнь два старших брата оставались самыми близкими людьми.
Кроме них в семье Достоевских росло ещё пятеро детей- Варенька, Андрей, Верочка, Николай, и самым младшим ребёнком была Александра.
Отец семейства был строгим человеком. Он установил дома порядок и требовал, что бы неукоснительно его соблюдали.
Но была добрая и ласковая мама. Была ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фроловна. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну.
Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу Поповича, Синюю Птицу и т.д. Часто по вечерам в семье Достоевских проходили семейные чтения.
Читались историк Карамзин, писатели и поэты Державин, Лажечников, Загоскин, Жуковский и конечно же Пушкин. Младший брат Фёдора Михайловича Андрей Михайлович, писал что "брат Федя более читал сочинения исторические, серьёзные, а также попадавшиеся романы. Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи... Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, тогда чуть не всего знали наизусть...". Гибель Александра Сергеевича юным Федей была воспринята как личное горе. Андрей Михайлович писал: "брат Федя в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура (умерла мать- Мария Фёдоровна), то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину".
C 1834 года, юных Фёдора и Михаила определяют в пансион Л.И.Чермака, который располагался на Басманной улице, где они учились до 1837 года. О Достоевском-пансионере рассказывал его соученик В.М.Каченовский: "...это был серьёзный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками пансиона...".
Как уже сообщалось выше, зимой 1837 года умерла мать Фёдора Михайловича, и этот период принято считать окончанием детства писателя. А ровно через год, он вместе с братом Михаилом едет в Санкт-Петербург, поступать в Инженерное училище. Но Михаила туда не могут зачислить по состоянию здоровья и он вынужден был поступить в инженерные юнкера в Ревеле.
Фёдор Михайлович Достоевский не очень любил распространяться про службу и учёбу в Инженерном училище, как во время учёбы, так и после. Наверное, это связано с тем, что он поступил туда только по воле отца, который умер в начале лета 1839 года. Будущий писатель очень тяжело перенёс эту трагедию, тем более что упорно ходили слухи о том, что Михаила Андреевича, который любил приставать к деревенским девкам, убили собственные крестьяне в селе Даровое(Тульская губерния, в котором маленький Федя проводил каждое лето), которое они купили в 1831 году. И именно со смертью отца, связан первый приступ эпилепсии, которые преследовали Фёдора Михайловича до конца жизни.
Одним из счастливых моментов в первые годы жизни и учёбы Достоевского в Петербурге являлось общение с поэтом-романтиком И.Н.Шидловским. Вот что писал он брату Михаилу: "...О, какая откровенная, чистая душа!... О, ежели бы ты знал те стихотворения, которые написал он прошлою весною...". Достоевский просто отдыхал в общении с ним душою от повседневных занятий в училище.
Годы, проведённые в училище, можно считать как годами становления писателя. Вот что писал Григорович, который был другом Достоевского и который учился вместе с ним: "Фёдор Михайлович уже тогда выказывал черты необщительности, сторонился, не принимал участие в играх, сидел, углубившись в книгу, и искал уединённого места... В реакци...
"Мальчик у Христа на елке" как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского
Через все творчество Ф.М. Достоевского проходит мысль о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Писатель был уверен в чистоте и безгреш...
Проекции романистики Ф.М. Достоевского в русской культуре конца XIX–начала XI века
Наследие Ф.М. Достоевского в интерпретации русской религиозной философии (на материале творчества Н.А. Бердяева). Категория сильной личности. Гуманист...
Нарративные стратегии в литературе (на материале творчества Ф.М. Достоевского)
Описание:Исследование посвящено нарративным стратегиям в художественной литературе. Рассматриваются такие аспекты организации нарратива, как текст в т...
Достоевский. Материалы и исследования. Том 1-19
Сборники статей освещают различные вопросв жизни и творчества Ф.М.Достоевского: источники его произведений, религиоведческую тематику, литературный и...