Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Анализ роли лексических средств в стихотворении "Рождественская звезда" Б.Л. Пастернака

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Стихотворение "Рождественская звезда" в творчестве Б. Пастернака и на фоне идейно-эстетических исканий в русской литературе XX в. Характер лексических средств стихотворения. Стилистические стратегии в поэзии и их роль в художественном смыслообразовании.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание работы:

Введение

§ 1. Стихотворение «Рождественская звезда» в контексте творчества Б.Л. Пастернака и на фоне идейно-эстетических исканий в русской литературе XX века

§ 2. Стилистические стратегии в поэзии и их роль в художественном смыслообразовании

§ 3. Характер и функции лексических средств в стихотворении Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение №1

Б.Л. Пастернак «Рождественская звезда»

Введение

Религиозно-христианские мотивы в русской поэзии XX века - обширный и чрезвычайно интересный пласт литературы. Многие поэты и прозаики прошлого столетия обращались в своих произведениях к библейским сюжетам и евангельским образам, переосмысливая их по-новому, заставляя посмотреть на давно известные истины с довольно неожиданной стороны. Творчество поэтов и прозаиков Серебряного века, ориентированное на библейскую тематику заслуживает пристального исследования.

Актуальность работы заключается в том, что давно назрела необходимость изучать духовно-религиозную составляющую литературы не посредством простой констатации сакрально-церковных или библейских реалий, а путем изучения способов художественной реализации духовной тематики. Изучение стилистических стратегий поэзии - один из важнейших инструментов подобного постижения внутренней, художественно-эстетической сути религиозного миросозерцания поэта.

Объект и материал исследования - стихотворение Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда».

Предмет исследования - характер использования и художественные функции лексических средств в стихотворении «Рождественская звезда».

Цель исследования - анализ роли лексических средств, в первую очередь, просторечий и прозаизмов, в реализации художественного замысла в стихотворении «Рождественская звезда»

Задачи исследования:

- рассмотреть место стихотворения «Рождественская звезда» в контексте философско-эстетического миросозерцания поэта;

- выявить и указать основные лексические средства в стихотворении;

- рассмотреть характер использования и художественные функции лексических средств в стихотворении;

- определить художественную роль прозаизмов и просторечий;

- рассмотреть использованные в стихотворении лексические средства в системе ( т.е. в их связи и взаимодействии);

- осмыслить роль лексических средств в реализации общего художественного замысла в стихотворении «Рождественская звезда».

§ 1. Стихотворение «Рождественская звезда» в контексте творчества Б.Л. Пастернака и на фоне идейно-эстетических исканий в русской литературе XX века

пастернак стихотворение лексический

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда» относится к так называемому «циклу стихотворений Юрия Живаго», входит в состав романа «Доктор Живаго» и является одним из самых известных его лирических произведений, наряду со стихотворениями «Зимняя ночь», «Гамлет».

Сам роман можно назвать «романом о жизни». Главный герой романа - Юрий Живаго, интеллигент, глубоко мыслящий и пытающийся дойти «до самой сути» в любом вопросе, в любом проявлении жизни. В самом имени Живаго звучит «жизнь», и можно сказать, что в романе жизнь героя становится бытием, осененным светом вечности. Жизнь доктора Живаго приходится на переломный момент российской истории - Первая Моровая Война, революция, события гражданской войны. Жизнь становится непредсказуемой и опасной. Главной целью героя становится попытка осознать суть этого бытия, понять, для чего вообще живет человек, есть ли в этом смысл, или же человеческая жизнь - нелепая шутка? Все самое высокое - любовь, вера, красота, честь - представлены в романе при помощи бытовых деталей, зарисовок, мимолетных впечатлений Юрия Живаго. Есть ли высокое в обыденности, сможет ли оно существовать среди мелочей быта, оставаясь чистым и прекрасным? Вот какие вопросы задает себе герой на протяжении повествования.

Цикл «стихотворений Юрия Живаго» помогает разобраться в непростых хитросплетениях его философии. Поэзия и проза образуют в романе живое, неразложимое диалектическое единство, и этом контексте стихотворения цикла выполняют две основные функции. Сущность первой определяется тем, что многие «сквозные», проходящие через все повествование образы (лейтмотивы) -- чаще бытовые или «природные» реалии -- находят свое эстетическое завершение и символическое переосмысление в том или ином стихотворении цикла, которое в данном случае становится как бы «связующим звеном», то есть дополнительным элементом структуры текста. Основной целью второй функции является выявление подтекста: ассоциативных связей, глубинных содержательных пластов, скрытых в прозаическом тексте. Стихотворения, объединенные образом Христа в «цикле Юрия Живаго» условно образуют цикл «евангельских стихов». К ним относятся «Рождественская звезда», «Чудо», «Дурные дни», «Магдалина I», «Магдалина II» и «Гефсиманский сад».

«Рождественскую звезду» Живаго «пишет» будучи студентом, замысел этого стихотворения возникает у него почти одновременно с «Зимней ночью». Юрий собирался написать статью о А. Блоке, которым «бредила вся молодежь обеих столиц», и внезапно, когда он однажды на святках проезжал на санях по праздничной Москве, ему в голову пришла мысль:

«Вдруг Юра подумал, что Блок -- это явление Рождества во всех областях русской жизни, в северном городском быту и в новейшей литературе, под звездным небом современной улицы и вокруг зажженной елки в гостиной нынешнего века. Он подумал, что никакой статьи о Блоке не надо, а просто надо написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом».

В ряд рождественских ассоциаций включается личность и творчество А. Блока. И это не случайно, потому что Юрий (а на деле сам Пастернак) осознает то значение, которое имело творчество великого поэта для России, и «Рождественская звезда» становится символическим памятником ему.

Основной идеей стихотворения является именно «вочеловечивание» Бога, и важность этого момента Живаго-Пастернак пытается донести до читателя.

Вообще идейно-эстетические искания были присущи не только Пастернаку, большинство поэтов и прозаиков Серебряного века обращались к библейским сюжетам в поисках истины и смысла всего происходящего. Например, в поэме А. Ахматовой «Реквием» библейские евангельские образы и явно, и почти незаметно проходят сквозь все стихотворения цикла. Или стихотворения О. Мандельштама, также посвященные Рождеству: «В Рождество все немного волхвы», «Рождественская звезда». Они полны неразрешенных вопросов, само событие освещено с необычной стороны - бытового суетного плана, за которым часто забывается великий смысл происходящего.

§ 2. Стилистические стратегии в поэзии и их роль в художественном смыслообразовании

Стилистические стратегии являются одним из важнейших факторов художественного смыслообразования. Стилистика поэтического текста, взаимодействуя с другими аспектами и компонентами формы, активно участвует в выражении целостного смысла произведения. Мощной составляющей стилевого облика текста, наряду с ритмико-интонационными и синтаксическими стратегиями, являются лексические приемы выразительности и изобразительности.

Выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней - начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями.

Лексика - один из основных факторов поэтико-стилистического воздействия на читателя. Так называемые изобразительные средства языка - это средства лексические, а точнее, - лексико-семантические. И эпитет, и метафора, и метонимия опираются на слово, его семантику. Но и помимо изобразительных средств лексика располагает большими выразительными возможностями.

Лексическая система языка сложна и многолика. В нее входят различные группы слов, внутри каждой такой группы слова объединены некоторой общностью признаков (семантических, семантико-стилевых, словообразовательных и иных). Есть слова книжные и разговорные, общелитературные и областные, устаревшие и только что введенные в язык, предметные и качественные и т.д. Возможности постоянного обновления в речи принципов, способов, признаков и объединения в пределах целого текста слов, взятых из различных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой выразительности и ее типов.

Выразительные возможности лексики связаны, конечно, с ее семантикой - самой сложной, самой подвижной, самой богатой по выразительности областью языка. Достаточно так или иначе обновить привычную семантику слова, "оживить" ее, и слово получает признаки выразительности или начинает участвовать совместно с другими в выразительности высказывания. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики, то есть таким применением, которое соотносит это слово с конкретными предметами и вещами, действиями и состояниями, признаками и качествами, чувствами и представлениями. Художественное речевое творчество, по-видимому, невозможно без актуализации семантики слова. Это хорошо подтверждается художественными текстами, в которых применена "непоэтическая" лексика - публицистическая, деловая, научная, профессиональная.

Перед тем как перейти к анализу лексических единиц стихотворения необходимо сказать, что слово выполняет в поэтическом тексте эстетическую роль, и вместе с ритмом и мелодией сти...

Другие файлы:

Интермедиальные связи стихотворений Б.Л. Пастернака "Рождественская звезда" и "Магдалина" с произведениями изобр. Искусства

Внешние и внутренние интертексты в стихотворении Б.Л. Пастернака «Сказка»

Анализ особенностей употребления лексических и стилистических средств в политическом портрете
Обзор публицистического стиля речи как функциональной разновидности литературного языка. Анализ стилистических особенностей употребления лексических с...

История романа и прозы Пастернака
Изучение жизни и творчества Б.Л. Пастернака - одного из крупнейших русских поэтов и писателей XX века. Характеристика и сравнительный анализ трех мужс...

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ФГУП ЭМЗ "Звезда"
ФГУП ЭМЗ "Звезда" как широкий спектр технологических возможностей и квалифицированных кадров: анализ видов деятельности, этапы развития, оценка финанс...