Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Анализ природы человеческого существования в ранних рассказах Ф. Горенштейна

Тип: дипломная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Экзистенциализм как культурное направление, исследование данной проблемы в контексте русской культуры и литературе XX века. Человек в творчестве Ф. Горенштейна. Принцип организации субъектного уровня рассказов данного автора, система персонажей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

103

Размещено на

Введение

Характеристика социокультурной ситуации и литературного процесса 1960 - 1990 гг.

Литература XX столетия находилась в глубочайшем кризисе, как, в целом, и сам XX век. Это эпоха неклассической литературы, отсутствия гармонии и сосуществования множества эстетик и направлений.

Крупнейшими потрясениями второй половины XX века стали:

1. Великая Отечественная война, которую осмысляют литераторы вплоть до 1990-х годов.

2. Сталинский геноцид, который нашёл своё отражение в лагерной прозе.

3. «Оттепель» конца 1950-х - 1960-х гг. Этот краткий период был связан с демократизацией общественной жизни, преодолением культа личности Сталина, с предоставлением возможности выразить своё личное мнение. В экономической сфере происходит научно-техническая революция, запускается первый спутник, появляется ЭВМ. В литературе меняется форма и стиль письма, художники обращаются к эзопову языку намеков и иносказаний, слово превращается в знак, наблюдается персонализация сознания.

Также этот период отличается небывалым взлётом поэзии, который озаглавлен как «бронзовый век» русской поэзии. На литературной арене сосуществуют 4 поколения художников слова:

а) поэты и писатели «серебряного века», которые сложились ещё до революции. Это А. Ахматова, Б. Пастернак, М. Зощенко;

б) поэты и писатели соцреалисты, те, кто возрождают революционно-романтические традиции и верят в высокие идеалы (А. Твардовский, Н. Асеев, Л. Мартынов, М. Светлов);

в) поэты и писатели-фронтовики, склонные к трезвому анализу и философскому осмыслению прошедшей войны (Б. Окуджава, Ю. Друнина, Д. Самойлов);

г) новое поколение молодежной прозы и поэзии. Это критически настроенные молодые люди, которые не несут ответственности за ошибки тоталитаризма. Среди поэтов выделяются официально признанные, чья критика совпадала с идеологическими установками государства, это представители, так называемой, «громкой» поэзии: А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко. В противовес им оформляется поэзия андеграунда, чья критика была направлена на современность и на бытие в целом. В их число входили И. Бродский, В. Уфлянд, Г. Сапгир и другие. Это поэты, которые продолжали традиции модернизма и зарождали постмодернизм. В жанре «молодёжной прозы» стали работать А. Гладилин, В. Аксёнов, В. Максимов, Г. Владимов и др.

4. Конец 1960-х - начало 1970-х связан с периодом застоя. Это время политических реакций, массовых высылок за рубеж деятелей литературы и культуры, гонения андеграунда и крушений идей утопизма.

5. 1970-е годы - застой, 1980-е годы - ситуация брожения. Этот период характеризуется духовным разложением общества, засильем потребительства, приоритетом материальных ценностей. Общество замыкается в частной жизни и проходит через испытание бытом.

6. Начало 1990-х - перестройка. Хаос во всех сферах жизни, в том числе и культурной. В литературе преобладает чернуха, натурализм, социологичность прозы. В центре внимания стоит срединный массовый человек, авторская оценка постепенно исчезает. Однако это ещё и начало периода печатания запрещённой литературы. Начинают выходить в свет книги Г. Владимова, А. Солженицына, Ф. Горенштейна.

7. В конце 1990-х гг. рождается новая эстетика, новый тип мышления и философии. Основной тезис этого времени - реальность зла и выхода нет. В искусстве оформляется игровое начало, имитация других культур, создание иллюзии реальности, философия ухода в собственное сознание, «смерть автора». Литература перестаёт выполнять смыслообразующую роль, не даёт многоуровневого прочтения, превращается в обслуживающее, коммерческое искусство, замещается виртуальной реальностью.

Таким образом, вторая половина XX века переживает множество кризисов, крупнейшими из которых стали:

а) кризис утопического сознания, это время великих разочарований и крушения иллюзий;

б) кризис европейской цивилизации, связанный с НТР, когда, кроме экономического и информационного кризисов, идёт процесс распада родовых связей; а информативная перегруженность не позволяет глубоко осмыслить полученную информацию и превращается в набор штампов;

в) кризис культуры. Открытием XX века стало то, что культура не только не спасает от абсурдного бытия, но и сама превращается в штампы и саморазрушается.

Советская литература на протяжении всего XX века существовала как раздробленное художественное целое, в рамках которой выделялась:

а) публикуемая разрешенная литература;

б) задержанная литература, которая не допускалась до массового читателя;

в) литература русского зарубежья, в состав которой входили И. Бродский, А. Солженицын, Ф. Горенштейн и др.

Основными тематическими течениями в литературе второй половины XX века стали:

- военная проза и поэзия 1950-х - 80-х гг. (произведения Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Астафьева, Г. Бакланова и др.);

- деревенская проза (Б. Можаев, Ю. Залыгин, В. Белов, В. Распутин и др.);

- городская проза, которая развивалась в 1960-1970-х гг. в жанре «молодёжной прозы» (В. Аксёнов, А. Битов, В. Максимов), в 1970-1990-х гг. в литературе «сорокалетних» (В. Маканин, Л. Петрушевская, М. Харитонов и др.);

- лагерная тема (А. Солженицын, В. Шаламов, Г. Владимов и др.).

Но кроме этих течений развивался и набирал силу отдельный блок нереалистичекого художественного мышления - постмодернизм, который реализовался в творчестве В. Ерофеева, В. Пелевина, В. Сорокина, С. Соколова.

Реализм второй половины XX века существовал в трёх основных направлениях: онтологическом, критическом, экзистенциальном.

Онтологический реализм зародился в период «оттепели», в 1970-х - 80-х гг. он переживает свой расцвет в деревенской прозе и «тихой» лирике. Онтологическая проза развивает идею возвращения человека к своим национальным истокам, где «я» находится в отношении с Бытием, космосом.

Литература критического реализма работает в рамках городской прозы, предметом изображения которой стала социальная жизнь, «портрет» среды и способа существования в ней.

Экзистенциальный реализм в России - новая эстетика, сложившаяся в 1970-е годы, концепция которой формировалась на источниках военной, лагерной и исторической прозы. Литература экзистенциального реализма строится на трагическом мироощущении, где реальное бытие абсурдно и гармоничного финала не может быть. Это направление касается широкого круга «вечных» вопросов существования человека:

- проблемы одиночества и сиротства в разных её вариантах;

- проблемы свободы;

- проблемы выбора;

- проблемы предательства;

- проблемы вины и ответственности.

Решение этих вопросов нужно искать в самом себе, так как окружающий мир враждебен и хаотичен. Особенность экзистенциализма заключается в том, что взгляд направлен внутрь себя, «я» в самом себе.

Экзистенциальная литература - это интеллектуальная проза. В отличие от онтологической, которая погружает человека в семейный род и природу, экзистенциализм опрокидывает в культуру.

Тексты этого направления носят, как правило, притчевый характер, отличаются символизацией действительности, монтажом времени, обращаются к проблеме писания и писательства. Судьба героя часто заканчивается ситуацией смерти, но остаётся ощущение смысла индивидуальной жизни. И если человек индивидуального сознания будет соблюдать нравственные, культурные и исторические абсолюты, закрепленные в памяти, то ему легче будет ориентироваться в собственном существовании и нравственнее будет сделанный им выбор. Память здесь играет роль сохранения сферы абсолютов.

Таким образом, экзистенциализм - это широкое философское и культурное направление, которое работает в двух ключах: религиозном и атеистическом. К атеистическому блоку относится военная и историческая проза. Это повести 1970-х - 80-х гг. В. Быкова, романы «Берег», «Выбор», «Игра» Ю. Бондарева, «Колымские рассказы» В. Шаламова, а также историческая пьеса Э. Радзинского «Лунин, или смерть Жака», роман Ю. Трифонова «Нетерпение», роман Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом».

Как религиозно-философское направление, экзистенциализм начал развиваться в начале XX века в трудах Л. Шестова и Н. Бердяева. А в художественной литературе высшего уровня в этой области достиг Ф. Горенштейн. Религиозный экзистенциализм принимал понятие абсурда бытия как коренное, находящееся в сознании. Но Ф. Горенштейна нельзя абсолютно причислять к рангу экзистенциалистов. Он принадлежит к отдельно стоящему блоку, причин которому достаточно много. У Горенштейна нет установки на то, чтобы показать нравственный идеал, его герои не испытывают торжества духа, нет ощущения смысла индивидуальной жизни, обретённой героем. У этого писателя всё намного сложнее и запутаннее.

Другие файлы:

Специфика хронотопа в рассказе Фридриха Горенштейна "С кошелочкой"
Понятие хронотопа в литературоведении. Историчность хронотопа в рассказе Ф. Горенштейна "С кошелочкой". Яркая топонимическая карта - особенность расск...

Человек в ранних рассказах А.М. Горького

Нравственные проблемы свободных людей в ранних рассказах М. Горького

Идейно-композиционная роль пейзажа в ранних романтических рассказах М. Горького

Размышления о природе человеческой веры в жизнь после смерти
Культ огня и небесного светила как один из самых ранних разновидностей религиозных верований человечества. Механизмы человеческого разума по Бертрану...