Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Анализ повести Галины Кэптукэ "Имеющая свое имя Джелтула-река"

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Теоретические аспекты эвенкийской литературы. Фольклор эвенков и творческая деятельность эвенкийских поэтов и прозаиков. Биография Галины Кэптукэ. Функционирование эвенкийского фольклора в повести Галины Кэптукэ "Имеющая свое имя Джелтула-река".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты эвенкийской литературы

1.1 Фольклор эвенков

1.2 Исторические аспекты эвенкийской литературы

1.3 Творческая деятельность эвенкийских поэтов и прозаиков

1.4 Биография Галины Кэптукэ

Глава 2. Анализ повести Галины Кэптукэ «Имеющая свое имя Джелтула-река»

2.1 Функционирование эвенкийского фольклора в повести Галины Кэптукэ «Имеющая свое имя Джелтула-река»

2.2 Анализ повести Галины Кэптукэ «Имеющая свое имя Джелтула-река»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Эвенк (самоназвание), народ в Российской Федерации (29,9 тыс. человек). Живут от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге: в Якутии (14,43 тыс. человек), Эвенкии (3,48 тыс. человек), Дудинском районе Таймырского АО, Туруханском районе Красноярского края (4,34 тыс. человек), Иркутской области (1,37 тыс. человек), Читинской области (1,27 тыс. человек), Бурятии (1,68 тыс. человек), Амурской области (1,62 тыс. человек), Хабаровском крае (3,7 тыс. человек), Сахалинской области (138 человек), а также на северо-востоке Китая (20 тыс. человек, отроги хребта Хинган) и в Монголии (около озера Буир-Нур и верховья реки Иро). Местные самоназвания Эвенков: орочен (от реки Оро или от орон - “”олень”") - забайкальско-амурские Эвенки; илэ (”"человек”") - катангские и верхнеленские; килэн - Охотское побережье и др. Китайцы называли Эвенков килин, цилин, о-луньчунь (от “”орочен”"), маньчжуры - орочнун, монголы - хамнеган (смотри Хамниганы), татары и якуты - тонгус; устаревшее русское название - тунгусы.

Говорят на эвенкийском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Диалекты делятся на группы: северный - к северу от нижней Тунгуски и нижнего Витима, южный- к югу от нижней Тунгуски и нижнего Витима и восточный- к востоку от Витима и Лены. Распространены также русский (свободно владеют 55,7% Эвенков, считают родным - 28,3%), якутский и бурятский языки. Верующие православные.

Эвенкийская художественная словесность - уникальный духовный и культурно-эстетический феномен. История ее становления - это зеркальная проекция исторического пути эвенкийского сообщества в ХХ веке. Эвенкийская литература эстетически неодномерное, емкое, многогранное художественное явление. Сложная, отчасти противоречивая динамика ее развития в целом отражает “повороты” социально-исторического процесса в национальном сообществе. Вероятно, этим обстоятельством определена “цикличность” развития эвенкийской литературы, история которой знает “взлеты” и “застой”. Каждый цикл - это определенный этап в литературе, который имеет свои хронологические рамки и обусловлен или подъемом национального бытия, или его стагнацией /причем последняя может выражаться как в социальном, так и в духовном планах/. Таким образом, цикличность в литературе носит закономерный характер и проявляется весьма рельефно.

Об истории становления эвенкийской литературы в 20-30-е годы мы знаем далеко не все, скорее даже мы многого не знаем. Есть много сведений о “ключевых” фигурах литераторов - Григории Чинкове, Никите Сахарове, Алексее Салаткине. Из 20 прозаиков и поэтов мы достоверно все знаем о жизни и творческой судьбе только этих 3.

Мы почти ничего не знаем о тех, кто был раньше их или работал параллельно, но их творчество можно сопоставить и по силе таланта, и по яркости художественного видения. Фамилии многих сначала затерялись, а со временем почти стерлись со “скрижалей” истории эвенкийской литературы. Но благодаря сподвижническим усилиям многих людей - первых ученых североведов, историков, фольклористов, краеведов, самих литераторов - имена тех, кто стоял у истоков становления эвенкийской литературы были восстановлены.

Цели курсовой работы является исследование и анализ повести Глалины Варламовны Кэптукэ.

Объект исследования повесть «Имеющая свое имя Джелтула-река».

Основными задачами курсовой работы являются:

1. Рассмотреть понятию фольклора эвенков.

2. Определить роль фольклора эвенков в повести Глалины Варламовны Кэптукэ «Имеющая свое имя Джелтула-река»

3. Дать краткую характеристику эвенкийской литературы

4. Изучить исторические аспекты эвенкийской литературы.

5. Првести анализ в повести Глалины Варламовны Кэптукэ «Имеющая свое имя Джелтула-река»

Глава 1. Теоретические аспекты эвенкийской литературы

1.1 Фольклор эвенков

Фольклор эвенков, обладающий большим разнообразием жанров, продолжает существовать там, где сохраняется эвенкийская языковая среда. Наиболее значительным жанром является героическое сказание; нимнгакан - у эвенков Якутии, Приамурья, нимкан - у сахалинских, улгур - у забайкальских. У других групп эвенков термином "нимнгакан" называют как героические сказания, так и все виды сказок и мифов. Живое бытование героических сказаний в настоящее время, по наблюдениям фольклористов, обнаруживается только у восточных эвенков (территория Якутии, Амурской области). На обширной территории проживания северо-западных эвенков наличие этого жанра не засвидетельствовано. М.Г. Воскобойников считал, что здесь "эпос, подобный песням сахалинских эвенков, уже исчез полностью".

Сказания эвенков прибайкальского региона впитали элементы бурятского эпоса, о чем свидетельствуют имена героев сказаний - Акширэ-бакширэ, Хани Гэхэр Богдо, Куладай Мэргэн, Арсалан Бакши. Но вопрос о первенстве и заимствованиях в этой сфере весьма неоднозначен, следует скорее говорить о сотворчестве предков нынешних этносов. В знак уважения к эвенкийским сказителям и признания их таланта в бурятском фольклоре сохранилось предание: "...улигеры даны поэту свыше. На голубых гребнях Саянских гор воздушный голос пел чудесный улигер, а поэт-тунгус услышал его, запомнил и поведал миру, в том числе и бурятским рапсодам". Одной из причин такого признания было умение этих сказителей исполнять эпические произведения не только эвенков, но и бурят, якутов, кетов, селькупов, нанайцев и других народов, с которыми они веками соседствовали.

Изобразительные средства во многом схожи с таковыми в эпосе монголо- и тюркоязычных народов. Все нимнгаканы восточных эвенков имеют особенно много общего с олонхо - эпическими сказаниями якутов. У них аналогичные вступлення-зачины, генеалогическая цикличность, почти одинаковые описания появления врага, гнева богатыря, битвы, красоты девушки, бега коня или оленя и т.д. Излюбленным средством описания фантастических, сказочно-волшебных превращений, которыми изобилуют сказания, как и у многих соседних народов, является гиперболизация. Гипербола используется повсюду, начиная с описания трех миров, богатырей, их жилищ, битв и кончая описанием торжества победы добра над злом, гимном продолжению жизни и рода человеческого на земле.

В эвенкийском эпосе широко используются образные, близкие и понятные слушателю-эвенку сравнения. Например, затупившееся, истершееся во время поединка оружие богатырей сравнивается с привычными для эвенка предметами: "Как скребки старухи мастерицы, уткэны их затупились", "копья их стали как кривое острие ножа старика кузнеца...". Ловко и легко садящийся в седло богатырь уподоблялся самой большой красивой таежной птице - черному глухарю, а высоко поднятые уши коня в сказаниях сравниваются с подбитыми мехом лыжами эвенка. Этническую специфику мировосприятия отражает также множество бытовых описаний.

По представлениям эвенков, души еще не родившихся детей жили в виде птичек в местности, называемой нектар (слово, имеющее общий корень с эвенкийским нэви "покойник" или "дух умершего предка". В фольклоре восточных эвенков словом оми, обозначающим душу, называют также синицу, поскольку считается, что в ней заключена душа ребенка. В силу этого представления у эвенков существует запрет убивать маленьких птичек.

В суровых условиях кочевой жизни эвенков нередки были случаи, когда роженица долго мучилась. умирала или рожала мертвого ребенка. По отношению к роженице существовало много запретов и оберегов. При трудных родах прибегали к различным магическим действиям. Одним из них было развязывание всех имеющихся в хозяйстве узлов, после появления в быту замков - их размыкание. Считалось, что без этого благополучный исход родов будет невозможен.

В колыбель новорожденного мальчика клали предметы, которые соответствовали его жизненному предназначению охотника и воина и, как предполагалось, еще в младенчестве способствовали формированию у него соответствующих качеств. Лук, копье, потник и узда необходимы для того, чтобы он вырос метким, сильным богатырем и умелым наездником.

По эвенкийским преданиям существует пять земель: Уху-буга - Верхняя земля, Дулин-буга - Средняя земля, Булдяр-буга-Морские острова (там же остров Булдяр уилдын букача ном, связывающий семь морей), Долбор-буга - Земля вечной сумрачности и холода (она находится по направлению заката солнца", Эргу-буга - Подземный мир. Все эвенкийские сказания начинаются с Дулин-буга (Средней земли).

У всех эвенков Прибайкалья (еще в 60-е гг.) широкое распространение их традиционный и самобытный фольклор. Правда, у эвенков Баунта и Северобайкалья фольклор бытовал тогда повсеместно, знало его и проявляло к нему интерес все население. Меньшее распространение имел фольклор у баргузинских эвенков. Если в Баунте и Северобайкалье широко был рас...

Другие файлы:

Горячее солнышко
Рассказ Галины Николаевны Демыкиной из повести «Деревня Цапельки, дом один» про девочку Алёну и её бабушку. Иллюстрации Г. ЕпишинаДля детишек дошкольн...

Белорусский водный путь: Августовский канал - река Нёман-река Щара-Огинский канал-река Ясельда-река Пина - Днепропетровско-Бугский канал - река Мухавец
Характеристика одного из выдающихся памятников гидротехнической архитектуры XIX в. – Августовского канала, соединившего реки Неман и Висла. История со...

Сить - таинственная река
В глуши северных лесов течет светлоструйная речка Сить — любимое место отдыха и развлечений деревенских ребятишек. Здесь в пору летних каникул собираю...

Чики и река
Повести и рассказы писателей Африки, включая таких известных, как Чинуа Ачебе, Сембен Усман, Луандину Виейра - о детях и для детей....

Митина любовь
Повесть Галины Щербаковой «Митина любовь» – о любви: реальной или придуманной, угаданной или непонятой. Ее хотят и ждут все, но не каждый достоин этог...