Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Анализ лирических произведений русских поэтов

Тип: контрольная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Предметная композиция стихотворений, аллегории лирических сюжетов, повествовательно-элегический стиль, пространство и динамика текста произведений, художественные приемы описания пейзажа, ирония и игра слов, эффект абсурдности образов в русской поэзии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

  • 1. Проанализируйте композицию стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»
  • 2. Рассмотрите композицию и лирический сюжет стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…». Как поэт описывает «поединок» Зимы и Весны?
  • 3. Опишите пространственную организацию стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер» (1826)
  • 4. Проанализировав стихотворение А.Н. Майкова «Весна» (1854) Скажите, что характерно для этого пространства? В каких образах выявляется здесь горизонталь? Связано ли пространство текста с его динамикой?
  • 5. Прочитайте пейзажный отрывок из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Проанализируйте текст, охарактеризовав описываемое пространство (вертикальное/горизонтальное, обширное/ узкое/закрытое/открытое), цветовую палитру автора
  • 6. Прочитайте несколько приведенных ниже нонсенсов Э. Лира и скажите, каким образом жанровая форма этих маленьких стихотворений предусматривает игру в описание реального/нереального
  • 7. Прочитайте стихотворение К. Чуковского «Обжора» и укажите, какими средствами поэт создает эффект абсурдности в своем тексте
  • Литература

1. Проанализируйте композицию стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Скучно, грустно... Завтра, Нина

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен

Дремля, смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Композиция сюжета стихотворения «Зимняя дорога» состоит из нескольких частей. Особенности монтажной композиции таковы, что вначале мы видим автора едущего «По дороге зимней, скучной». Монотонный звук колокольчика, и однообразный пейзаж, и бег борзой тройки, и песни ямщика утомляют путника, навевают ему скуку, грусть. И мысли его уносятся вдаль, туда, где ждет его милая, добрая женщина по имени Нина, жарко пылающий камин, стрелка часов, отсчитывающая минуты и часы приятного общения.

Скучно, грустно... Завтра, Нина

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

И вновь путник возвращается к зимней дороге. Но сюжет уже сменятся. Та же луна, та же дорога, тот же монотонный колокольчик, но стало еще более грустно и скучно, т.к. даже ямщик, утомленный дорогой, морозом, уже не поет, он дремлет на облучке. Грустно, дремотно. Только одна радость - ожидание близкого свидания.

Повествовательная композиция имеет также свои особенности, выражающиеся эпическими чертами. Она как бы охватывает большие, неопределенные в границах временные и пространственные отрезки. Зимняя дорога пропускается через всю жизнь автора, она как бы соединяет его с прошлыми воспоминаниями, с ощущением предстоящей встречи с милой женщиной.

Предметная композиция стихотворения. Четкими выверенными мазками он рисует и «волнистые туманы», и печальный свет луны, и снежные просторы сколько видит глаз («Ни огня, ни черной хаты», «только версты полосаты»). Но уже с этих первых строк мы воображаем и зимний пейзаж, и получаем представление о самом авторе. По всему видно, что он часто путешествует, с самого детства ему знакомы долгие песни ямщика. И здесь сюжет стихотворения приобретает краски ретроспективного сюжета:

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Только запахи, звуки образа детства становятся родными и близкими.

Интересны и речевые средства сюжета. Все стихотворение построено на внутреннем диалоге автора, то он размышляет, погружен в свои мысли, в свои воспоминания, то обращается к Нине, как бы жалуясь ей на скуку, усталость от дороги и ожидания встречи.

2. Рассмотрите композицию и лирический сюжет стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…». Как поэт описывает «поединок» Зимы и Весны?

Зима недаром злится,

Прошла её пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая,

И снегу захватя,

Пустила, убегая

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Сюжетная композиция стихотворения построена на аллегории. Первый картина сюжета такова, что злая Зима не хочет уступить свои права молодой красавице Весне. Вторая картина - природа, которая ждет Весну и «нудит зиму вон». И самая большая сюжетная композиция - это поединок зимы и весны. Автор подробно описывает действия зимы и весны, яркими красками рисуя поединок зла и добра, старости и молодой вольницы, злобы и молодого задора.

Симпатии автора явно на стороне весны. Об этом говорят его автопсихологические эпитеты: «прекрасное дитя», «лишь румяней стала». И наоборот: «ведьма злая», которая «взбесилась», «ворчит», пускает охапку снегу, «убегая», побежденная.

Поединок зимы и весны эмоционально насыщен, глубок по содержанию, переживания, запечатленные в поединке очень ёмки, они близки и созвучны безгранично широкому кругу людей, чувства автора властно «заряжают» читателя, становясь частью его душевного состояния.

Внутренний мир автора через поэтические строки отражается глубоко и трагично. Но то, что становится трагедией для зимы, переходит в радостный восторг для весны и тех персонажей (в том числе и самого автора), которые стали на её сторону. «Жаворонки в небе» как бы отражают всеобщее ликование. Это прием автора поднимает лирический сюжет стихотворения на большую поднебесную высоту. Он стремится ввысь фонтаном света, радости, ликования. Поэт одержим ожиданием счастья, тепла, возрождения жизни, которые олицетворяются в образе молодой весны, молодой девушки, которая возрождает и будит чувственную радость.

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» лирика чувства переплетается с лирикой повествования. В частности, в сцене поединка, поэт подробно описывает действия героев, которые действительно напоминают выпады фехтовальщиков: зима «хлопочет и на весну ворчит», весна отвечает ответным ударом «Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит…». Накал страстей нарастает и передается автором в целом каскаде описываемых действий. Зима делает свой выпад: «Взбесилась ведьма злая, И снегу захватя, Пустила, убегая В прекрасное дитя…». Весна отвечает ответным достойным выпадом: «Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала Наперекор врагу».

Стихотворение отличается экспрессивностью лирической речи, речевая ткань стихотворения представляет собой синтез контрастных друг другу слов и словосочетаний: «ведьма злая», «все засуетилось», «И жаворонки в небе Уж подняли трезвон», «прекрасное дитя».

Таким образом, с помощью таких контрастов в стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» происходит эстетическое чудо претворения обыденного слова в слово художественно-поэтическое.

3. Опишите пространственную организацию стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер» (1826)

Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон,

Как шум от стаи журавлиной, -

И в звучных листьях замер он.

Как море вешнее в разливе,

Светлея, не колыхнет день, -

И торопливей, молчаливей

Ложится по долине тень

Пространственная организация стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер» имеет свои особенности, связанные с повествовательно-элегическим стилем стиха. Поэт как бы задумчиво и неторопливо рисует картину широкой долины, спокойной, уравновешенной, одушевленной художественностью образа. Долина здесь главное действующее лицо. Вокруг неё вьется поэтический сюжет, на нее накладываются образы «колокольного звона», «журавлиной стаи», «звучных листьев».

Долина лежит внизу, она основа, канва стихотворного образа, все остальное вьется и парит высоко в небе. И оттого, наше воображение рисует нам поло...

Другие файлы:

Портреты русских поэтов
Историко-литературное исследование и сборник стихотворений.Илья Эренбург в форме заметок дает общее представление о личности таких русских поэтов как...

Ранняя греческая лирика
Посвященная творчеству древнегреческих лирических поэтов, — Архилоха, Гиппонакта, Пиндара, Алкея, Сапфо и др. — книга может быть интересна как специал...

Французская элегия 18 - 19 вв. в переводах поэтов пушкинской поры
В сборнике представлены оригиналы лирических произведений французских потов 18 - 19 веков - Н. Жильбера, Э. Парни, А. Бертена, А. Шенье, А. Арно, Ш. М...

Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений

Кобзарь (в переводе русских поэтов)
Собрание стихотворений великого украинского гения Тараса Шевченка в переводе русских поэтов....