Анализ книг Г. Белых, Л. Пантелеева "Республика Шкид", В.Н. Сорока-Росинский "Школа им. Достоевского" и детского фильма "Республика Шкид"
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования Московской области
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
Контрольная работа
Тема: Анализ книг Г. Белых, Л. Пантелеева "Республика Шкид", В.Н. Сорока-Росинский "Школа им. Достоевского" и детского фильма "Республика Шкид"
Коломна 2013 год
Наша работа неспроста начинается с этого четверостишья, ведь речь в ней пойдет о детской литературе, которая имеет совсем не детский характер. С одной стороны книга Г.Белых и Л. Пантелеева "Республика ШКИД", написанная бывшими беспризорными, одними из тех, кому судьба готовила участь бродяг, воров, налетчиков с другой стороны книга великого педагога и деятеля образования В.Н. Сорока-Росинского "Школа им. Достоевского".
Обе эти книги повествуют о "Школе социально-индивидуального воспитания имени Достоевского", позднее сокращенная ее дефективными обитателями в звучное "Шкид".
В облупленном трехэтажном здании на Петергофском проспекте работает новая школа-интернат. Где педагогам совсем нелегко обуздать буйную ораву подростков, сызмала привыкших к вольной, кочевой, бесшабашной жизни. У каждого из них своя, богатая приключениями биография, свой особый, выработанный в отчаянной борьбе за жизнь характер. шкид белых пантелеев росинский
"Республика Шкид" - добрая и веселая книга о беспокойных жителях интерната для беспризорных, об их воспитателях, о том, как хулиганы и карманные воришки превращаются в людей, поступки которых определяют понятия "честь", "совесть", "дружба". В этой книге авторы отлично, а порою и блестяще рассказывают о том, что было пережито ими лично и товарищами за время пребывания в школе. Они сумели нарисовать изумительно живо ряд характеров и почти монументальную фигуру Викниксора, заведующего школой.
Повесть была написана авторами через три года после ухода из школы, в 1926 году, когда старшему из них -- Белых -- шёл двадцатый год, а Пантелееву было восемнадцать лет. В кабинете заведующего петроградским губернским отделом народного образования Лилиной Златы Ионовны появились два юноши с большой кипой бумаги. "Мы написали книгу о школе Достоевского" - сообщили они, и вывалили на стол огромную пухлую рукопись…Дальнейшие события закрутили ребят с неимоверной быстротой. Всего через год рукопись, слегка "причесанная" рукой Шварца и Маршака, и дополненная иллюстрациями Тырсы, воплотилась в талантливейшую книгу. Книгу, о которой быстро заговорили. Книгу, которая неожиданно приобрела огромную популярность у читателя и стала настоящим событием в литературе. Книгу, которая, наконец, через 40 лет будет талантливо экранизована режиссёром Геннадием Полокой.
Но "Республика Шкид" - это литературное произведение, где в художественной форме бывшие ученики школы рассказывают о своем обучении в ней, о своих шалостях и проказах и о своих впечатлениях от всего ими здесь пережитого. Художественное произведение не фотография действительности, автор его может по-своему распоряжаться фактами: одни может выдвигать на первое место, другие затушевывать, об ином умолчать. Он волен и осветить, и оценить их по-своему. Он может кое-что и прибавить, присочинить - то, чего не было, но что все-таки могло быть.
Совсем иное - школа имени Достоевского В.Н Сорока-Росинского. В книге "Школа Достоевского" он полно и глубоко рассказал о своем педагогическом методе, о своей системе и - шире - обо всей своей жизни педагога. Это не художественный вымысел, а реальные люди, жившие и действовавшие в ней в 1920-1925 гг. Это педагогическая система, выражавшаяся в ряде действий учителей и воспитателей этой школы, в ряде их педагогических приемов. Это ребята, учившиеся в ней, подвергавшиеся процессу своего перевоспитания и как-то реагировавшие на эти воздействия на себя со стороны педагогов. Рукопись эта обрывается на полуслове. Но и сто пятнадцать ее страниц, и те статьи и материалы, которые сейчас стали известны, воспоминания учеников и коллег - все это дает достаточное основание, чтобы определить значительный вклад В.Н. Сорока-Росинского - практика и теоретика - в развитие советской педагогической науки. В 1920 году Сорока-Росинский стал заведующим школой имени Достоевского. Руководство этим интернатом для трудных детей было, вероятно, самым значительным делом его жизни. С чувством глубокой благодарности вспоминает он и о своих коллегах по школе. "Никогда еще, - пишет он, - не работали ленинградские учителя с таким подъемом, так вдохновенно и плодотворно, невзирая ни на что - ни на голод, ни на разруху, ни на всеобщее обнищание".
Итак, давайте же посмотрим на особенности педагогов, которые трудились бок о бок с гениальным заведующим "трудной" школы Викниксором.
1) Черты и психологические особенности педагогов, работавших в школе им. Достоевского.
Из шестидесяти педагогов, в разное время пришедших в школу Достоевского, удержалось всего десять. Но это были, как писал В. Н. Сорока-Росинский, "породистые", с четко выраженной личностью педагоги". Ядро педагогического коллектива составили товарищи Сорока-Росинского по Путиловскому училищу: добрая и отзывчивая Элла Андреевна Люминарская или Эланлюм, как прозвали её шкидцы, рискнувшая занять пост заместителя; Константин Александрович Меденников (Косталмед), обучавший ребят гимнастике; Александр Николаевич Попов (Алникпоп), преподававший историю. Все они согласились давать в порядке совместительства несколько уроков в неделю по своим специальностям. От учителей многое зависит: будет ребенок с аппетитом поглощать знания или игнорировать все то, что говорят учителя.
Элла Андреевна Люминарская, она обладала такой особенностью, как тонкая способность сочувствия в прямом смысле этого слова, т. е. способность заражаться настроением другого человека -- чувствовать его радость или непосредственно переживать его горе. Это и помогло ей получить расположение учащихся.
Ещё одного из учителей описал сам Сорока- Росинский в своей книге:
"Был преподаватель математики Д. Представьте себе жгучего брюнета, далеко уже не первой молодости, с пышной шевелюрой, с чрезвычайно выразительной физиономией кавказского образца, с глазами, как сливы, и с необычайно широким диапазоном разных эмоциональных реакций…
Этот учитель оказался в состоянии, несмотря на все его выходки, добиться того, что математика стала для его учеников любимым предметом. Никаких конфликтов у Д. с ними не было: он хорошо знал свое дело, всегда с увлечением преподавал, всегда был искренен и доброжелателен, прилагал все усилия, чтобы обучить своих питомцев, радовался вместе с ними их успехам, горевал вместе с ними при неудачах. И ребята ценили его".
Так каким же педагогом нужно быть, чтобы заполучить расположение шкидцов? Чтобы не быть изгнанным данной республикой?
Я считаю, что нужно быть настоящим, любить своё дело и верить, что семена добра, которые ты посеешь, обязательно принесут свои плоды и помогут беспризорной детской душе "выйти в люди". Настоящий учитель будет относиться к ученикам с материнской нежностью, отцовской любовью и мудростью наставника.
2)Что ценил Виктор Николаевич Сорока- Росинский в своих коллегах.
В книге "Школа Достоевского" Виктор Николаевич выделяет две группы педагогов: обладающие индивидуальностью, "породой" и безразличные, "беспородные". Он ценил в первую очередь в учителе его личность, определенный склад характера, его неповторимый стиль. Только те педагоги, кто способен тонко чувствовать настроение ребят, умеет вместе с ними, и радоваться, и горевать, и жить интересами каждого из них добивались расположения Сорока- Росинского и его воспитанников.
А авторы книги "Республика ШКИД" тепло описывали преподавателя словесности, который завоевал их расположение исполнением уличного фольклора во время занятий. Но Викниксор не приемлил такой метод и принцип работы педагога, потому что считал, что наставник должен не только увлекать и вести за собой своих питомцев, но и давать рациональное зерно знаний.
3)Какие приёмы и методы использовали в своей работе учителя школы им. Достоевского с детьми.
Он ценил нестандартные подходы, но только те, которые приносит пользу, поэтому в своей работе использовал следующие методы:
1) "Всякое знание превращать в деяние". Использование игрового начала в обучении и воспитании учащихся- вот что лежало в основе школы имени Достоевского. Любое из знаний шкидцы ценили лишь тогда, когда его можно было сразу пустить в ход, сделать из него что-нибудь осязаемое, интересное. Например, после урока истории ребята в кружке изо рисовали на исторические темы, изготовляли наглядные пособия. Применение игрового начала в обучении не только очень оживило классную работу, но и обеспечило возможность продолжать обучение на вечерних занятиях в виде веселых инсценировок.
"Сначала читали вслух учителя, а затем и наиболее смышленые ребята. А когда перешли от прозы к поэзии, то шкидцы поняли, что существует еще один вид искусства -- декламация. А это сразу привлекло наиболее одаренных в этом отношении воспитанников и возбудило у остальных интерес и дух соревнования. От простой декламации перешли к обыгрыванию сюжета, к чтению по ролям -- совсем как в театре, а вскоре задекламировали под руководством учительницы немецкого языка и по-немецки.
2) "День по часам и минутам".
Виктор Николаевич ценил каждую минуту, поэтому установил строгий распорядок дня. Завтрак, обед и у...
Республика ШКИД. Большой сборник
В этот сборник вошли все произведения о "Республике ШКИД".Начинается книга с двух повестей о жизни и приключениях авторов Шкиды до попадания в нее: "Л...
Теория коллективного воспитания в историческом контексте
Традиции коллективного воспитания. Теория и практика коллективного воспитания А.С. Макаренко. "Сеттльмент" С.Т. Шацкого. "Мудрая власть коллектива" по...
Республика Шкид
Эта книга была первой для двух молодых авторов. Она была издана в 1927 г. Один из них - Григорий Белых - безвременно погиб. Другой - Л. Пантелеев - ст...
Веселый трамвай
Л. Пантелеев (настоящее имя - Алексей Иванович Еремеев - русский советский писатель. После революции, в годы гражданской войны, был беспризорником. В...
Форма государственного правления
Понятие формы государственного правления. Монархия. Абсолютная монархия. Конституционная монархия. Республика. Президентская республика. Парламентская...