Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Авторские знаки препинания в драматургии А.П. Чехова

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Драматургия А.П. Чехова как выдающееся явление русской литературы конца XIX - начала XX веков. Знаки препинания в художественной литературе как способ выражения авторской мысли. Анализ авторской пунктуации в драматургических произведениях А.П. Чехова.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Авторские знаки препинания в драматургии А.П. Чехова

1. Драматургия А.П. Чехова как выдающееся явление русской литературы конца XIX - начала XX веков

2. Знаки препинания в художественной литературе как способ выражения авторской мысли

3. Авторские знаки препинания в драматургии А.П. Чехова

Драматургия А.П. Чехова как выдающееся явление русской литературы конца XIX - начала XX веков

Исследователи творчества Чехова-драматурга достаточно точно определяют место писателя в истории русской литературе: Чехов завершает век XIX, подводит ему итог, и вместе с тем открывает XX век, становится родоначальником едва ли не всей драматургии минувшего века [2; 4].

В период наступления нового общественного подъема Чехов создает пьесы, в которых отсутствуют яркие героические характеры, сильные человеческие страсти, а люди теряют интерес к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе [8; 12].

Знаток драматургии Чехова М.Н. Строева подчеркивает, что драма Чехова выражает характерные особенности начинавшегося на рубеже веков в России общественного пробуждения. Во-первых, это пробуждение становится массовым и вовлекает в себя самые широкие слои русского общества. Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию от столиц до провинциальных глубин. Во-вторых, это недовольство проявляется в скрытом и глухом брожении, еще не осознающем ни четких форм, ни ясных путей борьбы. Тем не менее, совершается неуклонное нарастание, сгущение этого недовольства. Оно копится, зреет, хотя до грозы еще далеко. То здесь, то там вспыхивают всполохи бесшумных зарниц, предвестниц грядущего грома. В-третьих, в новую эпоху существенно изменяется само понимание героического: на смену героизму одиночек идет недовольство всех. Освободительные порывы становятся достоянием не только ярких, исключительных личностей, но и каждого здравомыслящего человека. Процесс духовного раскрепощения и прозрения совершается в душах людей обыкновенных, ничем среди прочих не выдающихся. В-четвертых, неудовлетворенность своим существованием эти люди начинают ощущать не только в исключительные минуты обострения своих взаимоотношений с миром, но ежечасно, ежесекундно, в самих буднях жизни. Томление, брожение, неуспокоенность становятся фактом повседневного существования людей [9; 39].

Именно на этой "почве" и возникает "новая чеховская драма" с отличительными признаками поэтики, нарушающими каноны классической и западноевропейской драмы.

Чеховские драмы отличает атмосфера всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей. Герои пьес Чехова, как правило, неудачники, невезучие люди. Так, в "Чайке" рассказывается о пяти историях неудачной любви, Епидохов, герой "Вишневого сада", является олицетворением общей нескладицы жизни, от которой страдают все.

Неблагополучие в дополнение ко всему усиливается ощущением всеобщего тотального одиночества. Символическим в этом смысле является образ глухого Фирса из "Вишневого сада". Впервые появившись перед зрителями в старинной ливрее и в высокой шляпе, он проходит по сцене, что-то говорит сам с собой, но нельзя разобрать ни одного слова. Любовь Андреевна говорит ему: "Я так рада, что ты еще жив", а Фирс отвечает: "Позавчера".

Драмы Чехова наполнены особой атмосферой глухоты - глухоты психологической. Герои слишком поглощены собой, собственными делами, бедами и неудачами, именно поэтому они плохо слышат друг друга. Кажется, что общением между людьми с трудом перетекает в диалог. Получается, что герои драматургии Чехова "разговаривают про себя и для себя".

Чехов особенно остро ощущает драматизм жизни. Зло в пьесах словно мельчает, проникая в будни, растворяется в повседневности. Отчасти этот факт затрудняет поиски явного виновника, конкретного источника неудач. В драмах писателя отсутствует откровенного и прямого носителя общественного зла. Кажется, что в нескладице отношений между людьми виновен каждый герой в отдельности и все вместе. А значит, зло скрывается в самих основах жизни общества, в самом сложении ее. Отличительной чертой пьес Чехова является приглушение конфликтов и отсутствие принятого в классической драме четкого деления героев на положительных и отрицательных.

Кроме того, можно выделить следующие новаторские черты драмы Чехова:

1. Разрушение "сквозного действия", что приводит к "полифоничности" драмы;

2. Устранение классической одногеройности, деление героев на положительных и отрицательных, главных и второстепенных;

3. Пафос действия сменяется пафосом раздумья;

4. Возникновение "подтекста", или "подводного течения" - смыслы слов героев размыты, люди не умещаются в слово и им не исчерпываются.

Таким образом, драматургия А.П. Чехова являет собой уникальный образец "новой драмы" с присущими ей отличительными признаками.

Знаки препинания в художественной литературе как способ выражения авторской мысли

Авторская пунктуация, по мнению, многих исследователей, понимается как сознательное отступление от принципов и правил "официальной" пунктуации, преследующее определенные художественные и оправданные цели [4; 38].

знак препинание пунктуация чехов

Однако, говоря об индивидуальности, неповторимости авторских знаков того или иного художника слова, мы понимаем, что существуют общие принципы и функции авторской пунктуации. При этом наиболее существенная и продуктивная функция авторских знаков - это смысловое акцентирование и усиление компонента текста. Кроме того, авторский знак используется авторами с целью:

детализации задуманной ритмико-интонационной структуры того или иного фрагмента текста, которая, в свою очередь, или акцентирует смысл, или передает эмоциональное отношение автора к высказываемому;

указания правильного, задуманного автором воспроизведения текста - прочтения, произнесения; эта функция особенно значима в драматургии: знак как бы предписывает читателю и исполнителю единственно правильное произнесение фразы; эта функция авторского знака называется ремарочная.

Различные роды художественных произведений используют ту или иную функцию авторского знака: для прозы - смысловое акцентирование, для поэзии - ритмико-мелодическая функция, для драматургии - ремарочная функция. Приведенные выше функции могут быть реализованы совместно в рамках одного произведения.

А.К. Ефимова указывает, что в художественном произведении первостепенную роль играют те знаки, "при помощи которых передается взволнованность, резкие изменения интонации, различного характера и смысла паузы, словом, вся гамма повышения, понижения голоса и ритмико-мелодические видоизменения речи [3; 243].

Такие ученые, как А.Б. Шапиро, А.И. Ефимова, И.А. Фигуровский, В.И. Кодухов, Н.С. Валгина констатируют, что в различных художественных произведениях используются еще и знаки, служащие выражением экспрессивно-стилистического своеобразия речи.

Говоря об определении понятия "авторские знаки препинания", Н.С. Валгина указывает, что "собственно авторскими можно признавать лишь знаки, выполняющие функции стилистические", они "всецело связаны с индивидуальностью пишущего" [1; 56], вызваны "не столько требованиями контекста (когда знаки подчинены содержательной стороне его), сколько ярко выраженным пристрастием автора к определенным приемам" [1; 165]. "Знаки эти служат созданию экспрессии: либо сообщают динамичность речевому потоку, либо, наоборот, плавность его протеканию, стремительную резкость или лиричность звучания, т.е. они несут чисто стилистическую интонацию и являются всецело принадлежностью художественного текста" [1; 165].

Некоторые ученые говорят о соседстве понятия "авторский" знак с понятиями "факультативный знак" и "вариативный знак". Однако не стоит смешивать эти понятия, их сближает лишь необязательность. А.Н. Наумович указывает: "Факультативная постановка знаков препинания не регламентирована четкими однозначными правилами, а варьируется (знак препинания может ставиться и не ставиться) в зависимости от коммуникативного задания или эмоционально-экспрессивной и стилистической окраски" [6; 13].

Таким образом, авторская пунктуация - пунктуационная система, не предусмотренная правилами, имеющая свои вполне определенные изобразительно-выразительные функции в различных родах и жанрах художественного текста. В это же время авторская пунктуация - явление чисто субъективное со специфическими приемами, характерными для определенного автора.

Авторские знаки препинания в драматургии А.П. Чехова

Знаки препинания выполняют разнообразные функции в речи: во-первых, служат средством синтаксического и интонационно-смыслового членения речи; во-вторых, указывают на смысловые отношения между частями высказывания; в-третьих, помогают читателю или слушателю быстрее и правильнее понять содержание текста или высказывания. Таким образом, знаки препинания имеют большое значение для восприятия и понимания того, что хотел сказать автор, так как эмоционально нагружены [5; 9].

Художественный текст является продуктом речевой деятельности и представляет собой последовательность коммуникативных единиц, которые, в свою очередь, образуют собой определенное синтаксическое строение. Текст - это синтаксически упорядоченный поток речи, который состоит из предложений и высказываний. Выбирая...

Другие файлы:

Методика изучения пунктуационных правил
В пособии даны сведения о функциях знаков препинания, о видах и построении правил пунктуации, раскрывается методика изучения этих правил в школе.Прави...

Знаки препинания. Часть вторая
К читателям: Эта книга о знаках препинания, которые доставляют вам много хлопот. В ней рассказывается, как знаки препинания помогают выражать мысли. О...

Знаки препинания. Часть первая
К читателям: Эта книга о знаках препинания, которые доставляют вам много хлопот. В ней рассказывается, как знаки препинания помогают выражать мысли. О...

ЕГЭ 2015. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по пунктуации
Издание содержит большое количество типовых экзаменационных заданий по пунктуации. Оно включает: диагностический тест, краткий теоретический материал,...

Открываю секреты правописания. Знаки препинания.Рабочая тетрадь по русскому языку
Рабочая тетрадь поможет младшим школьникам научиться соотноситьсинтаксические особенности предложений и их пунктуационное оформление на письме.Темы «З...