Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

А.П. Чехов и читатель XXI века

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Художественное исследование произведений А.П. Чехова: гимн радости жизни, ее величия; необыкновенное в обыкновенном; красота труда; ничтожество, презренность собственнического "счастья". Грани образных значений прозы, их диалектическая связь с читателем.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия №3

Реферат

на тему:

А.П. Чехов и читатель ХХI века

Выполнила: Беззубенко Дарья

ученица 7 класса А

Руководитель: Косова Т.Е.

учитель русского языка и литературы

г. Южно-Сахалинск 2010 г.

Содержание:

Введение

1. Я - читатель XXI века

1.1 А.П. Чехов «Степь»

1.2 А.П. Чехов «Попрыгунья»

1.3 А.П. Чехов «Крыжовник»

1.4 А.П. Чехов «По делам службы», «Ионыч»

Заключение

Список литературы

Введение

Тема реферата «А.П. Чехов и читатель XXI века», на мой взгляд, актуальна, так как любое классическое произведение литературы - это развивающееся постоянство. Потому что, с одной стороны, роман или поэма, написанные двести или тысячу лет назад, остаются такими же, теми же, как во время своего написания. С другой стороны, разные поколения читателей открывают для себя все новые и новые грани художественных значений, как бы раздвигая границы произведения. Так книга живет в историческом времени, прорастая в нем и сквозь него, пребывая в неразрывной и сложной диалектической сцепленности с читателем.

«История народа принадлежит поэту», - заметил А.С. Пушкин. В этих словах - отражение глубокой мысли о том, что общенародная жизнь во всей ее полноте и целостности может быть изучена не столько научным, сколько художественным путем. Художественное исследование жизни, в отличие от научного, не дробит действительность на события и факты, но создает образ жизни, воплощая самое важное и существенное в ней.

Классическое наследие помогает нам, кроме прочего, незаметно уяснить очень важную вещь, касающуюся нашего миропонимания, нашей способности определять свое духовное местоположение. Классические, великие произведения литературы прошлого, при их углубленном понимании, чувствовании, вживании в них позволяет каждому из нас ощущать в своей неповторимой, отдельной жизни «времен связывающую нить», слышать несмолкаемую мелодию исторического времени. Не является исключением и произведения А. П. Чехова.

Поэтому цель моей работы: доказать, что произведения А.П. Чехова интересны читателю XXI века.

Задачи:

1. Прочитать произведения А.П. Чехова

2. Доказать, что они учат читателя отличать правду от лжи, презирать и ненавидеть ложь, воспитывают отвращение к пошлости и грубости, хамству и холопству, учат уважать человека - в себе и в других, учат человеческому достоинству. Они воспитывают понимание красоты труда, творчества, созидания.

1. А.П. Чехов и читатель ХХI века

1.1 А.П. Чехов «Степь»

«Степь», которую с полным правом можно назвать чудесной поэмой - гимн радости жизни, величия.

Перед читателем предстал Чехов - поэт счастья. И это несмотря на то, что вся « Степь» проникнута чувством: жизнь и прекрасна и страшна.

Великолепен чеховский степной пейзаж, создающий светлый колорит, могучую, свободную широту всего произведения.

Можно сказать, что Чехов поэтически открыл степь, явился первым художником, раскрывшим под кажущимся однообразием степного пейзажа целый мир красок и звуков. Собственные детские впечатления от поездок по донецкой степи помогли ему передать чистоту и свежесть детского восприятия мира, соединенную с мудрым взглядом художника.

Все наполнено в «Степи» молодостью, захватывающей новизной всех восприятий и чувств.

Мы вдыхаем страстный аромат степных трав и цветов, чувствуем всем существом, как великолепна и широка жизнь!

Степь начинает нам казаться живым, прекрасным существом, томящемся о счастье, мы как будто слышим, как она дышит, как вздымается ее грудь. И незаметно этот живой образ начинает сливаться с образом самой родины, тоскующей о счастье.

«Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик или каменная баба, поставленная бог знает кем и когда, бесшумно пролетит над землей ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки - степнячки и все то, что сам успел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы - во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что… богатство ее и вдохновение гибнут даром…»

Неудержимое стремление могучей страны к жизни, достойной ее богатства и вдохновения, к расцвету всех творческих сил пронизывает чеховский образ степи.

«Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги…. Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела на сказочные мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно. Можно подумать , что на Руси еще не перевились громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья Разбойника, и что еще не вымерли богатырские кони.»

Повесть заканчивается словами: «Какова-то будет эта жизнь?» В этом вопросе и жажда перемен и вера в их близость и тревога за то, лучше ли станет от них людям.

России к лицу богатырский размах. Вот поэтическая мысль, образующая лейтмотив «Степи».

1.2 А.П. Чехов рассказ «Попрыгунья»

Большой интерес для понимания и характера любимого чеховского героя, и всех художественных особенностей творчества писателя представляет рассказ «Попрыгунья». Это рассказ о «незаметном», «маленьком» человеке докторе Дымове. Дымов - мужественный и сильный человек, чья душевная мягкость, доброта, робкая, всегда немножко виноватая деликатность, простота лишь подчеркивает его железную волю, богатырскую неутомимость в труде, настойчивость в достижении цели, героическую преданность своей науке. Во всем облике Дымова мы угадываем черты большого русского ученого типа Сеченова. Чехов глубоко чувствовал национальный характер людей этого склада, повседневный героизм их исполинского труда, их беспредельную скромность, нравственную силу, несгибаемое упорство, благородную любовь к родине и народу, преданность делу культуры. Создавая образ Дымова, Чехов вложил в него свое восхищение и преклонение перед типом русского ученого. Антон Павлович и сам по всему складу своего характера, своего художественного метода, своего исследовательского отношения к жизни и к писательскому труду больше чем кто бы то ни было из писателей приближался к типу русского ученого. И ученые чувствовали и чувствуют это.

Жена Дымова - «попрыгунья», отдавшая всю свою жизнь поисками «великого человека», изящная дилетантка, обнаруживающая способности в разнообразных сферах искусства.

Среди знаменитостей, окружающих жену Дымова, он представляется слишком обыкновенным, ординарным, незначительным.

А когда Дымов умирает, заразившись дифтеритом от мальчика, у которого высасывал через трубочку дифтеритную пленку, то один из его коллег, доктор Коростелев, говорит Ольге Ивановне, жене Дымова:

«- Умирает, потому что пожертвовал собой … Какая потеря для науки! - сказал он с горечью. - Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем! - продолжал Коростелев, ломая руки. - Господи боже мой, это был бы такой ученый, которого теперь с огнем не найдешь…»

А Ольга Ивановна не заметила, не поняла, что великий человек, поисками которого она занималась всю свою жизнь, жил рядом с нею. Она проглядела, «пропрыгала» главное, не поняла ни красоты, ни силы Дымова, не сумела увидеть необыкновенное в обыкновенном.

художественный жизнь красота ничтожество

1.3 А.П. Чехов Рассказ «Крыжовник»

Чехов презирал самые основы собственнического строя жизни и упорно, со всей художественной силой разоблачал в целом цикле своих произведений все ничтожество, всю презренность эгоистического, своекорыстного, собственнического «счастья», основанного на несчастьях и унижениях множества людей.

Замечателен с этой точки зрения рассказ «Крыжовник».

Герой произведения Иван Иваныч рассказывает историю своего брата, Николая Иваныча, бывшего чиновника казенной палаты.

Всю свою жизнь Николай Иваныч мечтал о собственной усадьбе, и обязательно со своим крыжовником. «Он был добрый, кроткий человек, я любил его, но этому желанию запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу я никогда не сочувствовал. Приятно говорить, что человеку нужно только три аршина земли… (Чехов подразумевает реакционную толстовскую проповедь о том, что человеку нужно только три аршина земли…для могилы.) Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего духа».

Таково представление Чехова о настоящем человеческом счастье: не своя...

Другие файлы:

Подвиг адмирала Невельского
В конце прошлого века великий русский писатель А. П. Чехов посетил Сахалин. Изучив материалы русских экспедиций, открывших и исследовавших приамурские...

А. П. Чехов: pro et contra
Антология А.П.Чехов: pro et contra представляет наиболее полное собрание работ русских писателей, философов, психологов, критиков и литературоведов ко...

Чехов А.П. Собрание произведений для детей
Антон Павлович Чехов (1860—1904) — русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных...

Задачи исследования: Почему А. П. Чехов выбрал эту профессию. Как А. П. Чехов относился к профессии врача

Чехов а. п. - Почему свой рассказ чехов назвал