Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

"Трагедия личности" в маленьких трагедиях А.С. Пушкина

Тип: контрольная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Литературный анализ произведения Пушкина "Скупой рыцарь". Сюжетная картина трагедии "Пир во время чумы". Отражение борьбы добра и зла, смерти и бессмертия, любви и дружбы в очерке "Моцарт и Сальери". Освещение любовной страсти в трагедии "Каменный гость".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МОУ Одинцовская гимназия № 11

Экзаменационный реферат по литературе на тему:

"Трагедия личности" в маленьких трагедиях А.С. Пушкина"

Выполнила:

Ученицы 9 "А" класса Савельева Анна

Руководитель: учитель русского языка и литературы Гребнева Е.П.

г. Одинцово 2009 г.

Содержание

Введение

Скупой рыцарь

Пир во время Чумы

Моцарт и Сальери

Каменный гость

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В жизни А. С. Пушкина есть ключевые периоды, важные этапы, когда поэт находился в апогее своих творческих возможностей, создавал целые созвездия шедевров, испытывал чувство полноты бытия, жизненное и литературное счастье. Эти этапы вершины творчества писателя принято называть Болдинской осенью, хотя первая такая осень была уже в ссылке в Михайловском.

В своем нижегородском имении Болдино Пушкин осенью 1830 года завершил четыре "драматических очерка", которые обычно именуются "маленьким трагедиями", - "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" и "Пир во время чумы". Про них позже известный русский критик А.В.Дружинин скажет: "… общая идея… по величию своему принадлежит к тем, какие родятся только в фантазиях поэтов, подобных Данте, Шекспиру…"

Народ в маленьких трагедиях отсутствует. Нет войн и смут, шекспировских кровавых тиранов и карамзинско-пушкинского Ивана Грозного, переворотов, казней, их никак не могут заменить эпидемия чумы, дуэли Дон Гуана и рыцарский турнир. Трагедии писаны стихами, но сами диалоги и монологи разговорные, легкие, стремительные, им присущи сила вдохновенного, красноречивого суждения, мыслей вслух, особая выразительность, превратившие многие крылатые пушкинские фразы в часто цитируемые поговорки и афоризмы. И в то же время разговор этот глубок, точен в определении понятий, касается вечных тем мировой философии.

Скупой рыцарь

Одна из сильнейших человеческих страстей - скупость. Ей, артисту и поэту накопления, безмерной любви к золоту посвящена маленькая трагедия "Скупой рыцарь".

Само название уже парадоксально: рыцарь не может быть скупым. Рыцарь - храбрый воин, благородный и любезный человек, проводящий свою жизнь в боях и походах, турнирах и пирах, служении прекрасной даме. Так почему же А.С. Пушкин свел в одно название, казалось бы, столь разные слова?

Эпоха средневековья -- эпоха рыцарей. Рыцари -- это носители чести и благородства, независимости и самоотверженности, защитники всех слабых и обиженных. Но мир изменился, и соблюдение рыцарского кодекса чести стало непосильным бременем для бедных рыцарей. Миром стали править не меч и сила, а золото и расчетливость. Рыцарские чувства, представления о порядочности вступили в неразрешимое противоречие с царящими алчностью, стяжательством, беспринципностью. Рыцарство предполагает собой большие затраты, поэтому у Альбера, сына старого барона в кармане всегда пусто. Несмотря на материальную опустошенность, ветреность и легкомыслие, Альбер юноша честный, ( не согласился на безумное предложение ростовщика отравить своего отца), добрый (отдал последнюю бутылку вина больному кузнецу), гордый( его, как и многих литературных героев, тяготит его нищета). Он весел и молод, храбр, полон надежд, тянется к живой жизни, радости и любви.

Казалось бы, родственные души - старый барон и его сын Альбер. Но почему же отец, в отличии от сына, доброго, честного, гордого, обезумел от скупости, чьи уродливые мечты и идеалы сосредоточились в мрачном подземелье и ржавых сундуках с золотом? Барон в своем подземелье при сиянии нажитого ценой чужих слез, крови и пота золота вырастает в фигуру титаническую, становится демоном богатства, ему свойственно мрачное величие. … А скольких человеческих забот, Обманов, слез, молений и проклятий Оно тяжеловесный представитель!...

И это уже не человек. Он достиг апогея своих желаний, единственное, что он желает - это бессмертия. Его мрачит мысль о расставании со своим богатством. …О, если б из могилы Прийти я мог, сторожевою тенью Сидеть на сундуке и от живых Сокровища мои хранить, как ныне! ... Он стал "выше всех желаний". Он думал, что он владеет золотом, но, как бы печально это не звучало, оказалось, что это он во власти грязных денег.

Старик воспринимает свое богатство как нечто возвышенное. …Я каждый раз, когда хочу сундук Мой отпереть, впадаю в жар и трепет… Он превозносит свое золото, считая, что это единственное, что нужно в жизни людям, и, заимев такое количество денег, он наконец - то станет счастливым. Страсть и страх потерять себя и свое богатство затмевает все светлые чувства: радостное, светлое, прекрасное. Старый барон, когда-то знавший муки совести ("когтистый зверь, скребущий сердце; совесть; незваный гость; докучный собеседник"), убил в себе все человеческие чувства и желания, предал жизнь и любовь, память о жене, отвернулся от родного единственного сына и удалился от мира и людей в мрачный подвал, где ждут его шесть сундуков с золотом.

Барон убеждает себя, что все его действия и все его чувства основываются не на страсти к деньгам, недостойной рыцаря, не на скупости, а на другой страсти, тоже губительной для окружающих, тоже преступной, но не такой низменной и позорной, а овеянной некоторым ореолом мрачной возвышенности -- на непомерном властолюбии. На самом деле, это все -- самообман старого барона. Не говоря уже о том, что властолюбие (как всякая страсть) никогда не могло привести к чему-то хорошему, как он думает: "...отселе править миром я могу..." "Лишь захочу - воздвигнутся чертоги..."

Он мог бы все это сделать с помощью своего богатства, но он никогда не сможет захотеть; барон открывает свои сундуки только для того, чтобы всыпать в них накопленное золото, но не для того, чтобы взять его оттуда. Старый барон не владыка своих денег, а раб их.

С первого взгляда, барона легко осудить. Но если вдуматься глубже, становится ясно - это большая трагедия жизни и личности. Трагедия человека незаурядного, когда-то храброго воина, любящего мужа и отца семейства, верного друга покойного герцога. Мрачная могучая страсть его переродила. Вероятно, поддавшись один раз своему нечистому желанию, он на всю жизнь обрек себя на безумие от скупости и уродливые мечты от неживых уродливых денег. Человек забыл о семейной связи с сыном и нравственных нормах. Старик ненавидит родного сына-наследника и обречен на одиночество. Каково же назначение этих неправедно, бесчеловечно нажитых сокровищ? "Проклятые деньги" дают одинокому немощному старцу незримую, но огромную власть над миром и людьми, страшное, нечеловеческое, греховное наслаждение этой властью. Но страшно бремя богатства и власти, перерождающее человека, ожесточающее и опустошающее душу, постепенно обрубающее все связи с людьми. Ведь главное -- не реальная власть над миром, это лишь средство удовлетворения человеческой гордыни. Старик пытается доказать себе, что деньги - все что нужно ему в жизни. Он не требует духовных высот, он просто хочет быть всегда рядом с золотом. Старик не задумывается, что главное -- гарантия абсолютной свободы, личной независимости, в том числе и от такого грязного слова "деньги". …Мне все послушно, я же -- ничему; Я выше всех желаний; я спокоен; Я знаю мощь мою: с меня довольно Сего сознанья... Человек лжет сам себе, он пытается убедить самого себя, что золото сделало его счастливым. Но это лишь оболочка. Внутри, некогда любящий муж и верный друг, вероятно хотя бы краем сознания понимает все парадоксальность своей жизни.

Барона искренне жаль, так как с пьедестала рыцаря, олицетворяющего честь, благородство и независимость, он опустился до безбоженно ограниченного, злого человека, забывшего, что такое любовь и счастье вне материального мира.

"Ужасный век, ужасные сердца!"

Пир во время чумы

Она не имеет предыстории, эта пушкинская пьеса. Все выглядит так, что как бы по капризу судьбы, совершенно случайно Пушкин захватил с собой в Болдино томик английских пьес, одну из которых - поэму Вильсона - он выделил, выхватил одну сцену, перевел ее и превратил в полноценную маленькую трагедию. "Пир во время чумы" как-то отпугивал, по общему признанию, обойден вниманием исследователей. Трагедия тем уникальна, что за частными наблюдениями не просматривается концепция, адекватная уровню пушкинского произведения.

"Пир во время чумы" -- трагедия, несущая в себе то, что древние греки называли катарсисом, разрешением трагического конфликта. Сюжетная конструкция здесь великолепна. В один клубок сплелись и щемящее чувство тоски и одиночества человека, запертого холерными карантинами в маленькой деревушке, и горечь потери близких друзей, и воспоминание о женщине, которой уже нет в живых, но чувство к ней все еще продолжает жить в душе поэта, и предчувствие новых суровых испытаний, что несет ему грядущая жизнь.

У героев "Пира во время чумы" практически нет выхода в большой мир, пирующие -- всего лишь крохотный островок в мире мертвых, поэтому ситуация трагедии уникальна, она являет собой некую экспериментальную площадку для исследования самых общих вопросов бытия. Но в самой уникальности ситуации заложены громадные возможности для обобщения,...