Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

"Путешествие в землю Офирскую господина С., шведского дворянина" как памятник российской политической и социальной мысли в конце XVIII века

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Положение аристократии в конце VIII века. Отношение к личности Щербатова исследователей. Социальные идеалы в произведении. Территориальные особенности Офирской земли. Политическая система, законодательная власть, судопроизводство, внутреннее устройство.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Эпоха Екатерина Великой знаменуется расцветом политической и социальной мысли. Возникают течения, которые определят в дальнейшем развитие всей российской политической и социальной мысли, отношение к истории государства и перспективам его развития. Часть мыслителей отдавала главенствующую роль монархам, как творцам истории, другие считали движущей силой народ, третьи выдвигали вперед церковь. Однако среди этого разнообразия и по сегодняшний день остается практически неизученной личность удивительного публициста и историка князя Михаила Михайловича Щербатова, который создал свою собственную, удивительную и оригинальную теорию, не лишенную доказательной базы, однако так и не получившую последователей. В отличие от большинства историков той эпохи, Щербатов считал ключевой фигурой не монарха, не народ и не церковь. Он выдвинул на передний план ранее не удостоенную внимания могучую силу, во многом в действительности влиявшую на ход событий, - аристократию. Эта идея раскрывалась и пропагандировалась во всех его произведениях, как посвященных истории России, так политико-правовым аспектам. Именно аристократия, по мнению Щербатова, и определяла курс дальнейшего развития страны, ее пути и приоритеты.

Безусловно, что рассмотрение такой немаловажной темы, как история политической и социальной мысли конца XVIII невозможно без тщательного обзора идей М. Щербатова, в частности влияния его утопии «Путешествие в землю Офирскую…» на общественную мысль. Данное произведение выбрано нами не случайно. К сожалению, в отечественной, да и зарубежной историографии оно было освещено в недостаточной мере, и в большинстве случаев упоминается лишь попутно, а не фигурирует в качестве главного источника. Данное произведение затрагивали в своих трудах Замалеев А.Ф., Шестаков В.П., Чечулин Н.Д., Семеновский В.И., однако оно проходило в их трудах либо как сопроводительный материал, имеющий близкое отношение к главному объекту исследования, либо как наглядная демонстрация дворянского консерватизма. В качестве просветителя-новатора, каким мы будем рассматривать Щербатова, его еще не упоминали в научных работах. Данное произведение выбрано нами не случайно. Именно в «Путешествии в землю Офирскую…» была отражена большая часть политических и социальных идеалов Щербатова, как представителя элиты конца XVIII века. Именно эти идеалы и пыталась воплотить в эпоху великих дворцовых переворотов аристократия, именно они и стали основой мировоззрения всего дворянства, и «Путешествие в землю Офирскую…» стало не просто произведением в духе эпохи, оно стало зеркалом дворянства. Данное произведение позволяет нам более глубоко рассмотреть причины и первоисточники многих последующих событий российской истории, в нем можно увидеть новаторские идеи, воплощенные впоследствии в мировой практике. Рассмотрения данного источника как памятника российской социальной и политической мысли и является целью нашей работы. Для достижения заданной цели необходимо рассмотреть следующее: теорию Щербатова о главенствующей роли аристократии в истории России, ее отражение в «Путешествии в землю Офирскую…», реальное отражение изложенных в утопии идей в настроениях русской аристократии XVIII века. Эта утопия в свое время приобрела популярность среди передовой русской интеллигенции. Известно, что его роман с увлечением читали декабристы, в частности Пестель и Лунин Семеновский В.И. Политические и общественные идеи декабристов. СПб., 1909. С. 15, 208-210..

Сам по себе жанр этого произведения является крайне интересным. Утопия к тому моменту в России активно развивается, отвечая потребности русской общественной мысли. И все же русская утопия знакома читателю меньше, нежели западноевропейская. Это объясняется двумя причинами: русская утопия не всегда выливалась в отдельное самостоятельное произведение, она нередко была растворена в литературных произведениях социального и фантастического плана, а так же то, что исследователи недостаточно внимания этой теме, представляя российскую утопию как жанр незначительный и носящий подражательный характер. Считалось, что утопии неравномерно распределились по эпохам и нациям. Больше всего их произвели французы, затем англичане, затем - немцы и итальянцы, а у славян можно отыскать только слабые зародыши их Свентоховский А. История утопий. М., 1910. с. 420.

Положение аристократии в конце VIII века

Эпоха Екатерины считается «золотым веком дворянства». Законодательная практика правительства Екатерины II полностью подтверждает слова самой императрицы: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях ненарушимо сохранять». Исключительно в интересах дворянства императрица реально осуществила так называемое «генеральное межевание», укрепившее земледельческие права дворян. При этом она подарила дворянам огромный фонд государственных земель, самовольно захваченных помещиками в предшествующий период, в виде награды за быстрое и бесспорное («полюбовное») установление границ их владений. Смягчились наказания для дворян за истязания и убийства крепостных. Дворянство становиться сословием имеющим господство не только в своих поместьях, но и в общем управлении в качестве бюрократии. Именно при Екатерине выросло, по словам историков, два поколения не поротых дворян, осознающих с младых лет свое превосходство и особую роль в истории государства Российского. Однако одновременно мы можем наблюдать усиление фигуры «самовластного государя», заслоняющего своей фигурой элиту дворянства. Данные «Жалованной грамотой» права расширяли права и привилегии аристократии, однако не решали главную для дворянства того периода проблему - постепенный, но неумолимый захват власти государем, при котором мнение ближайшего окружения уже не учитывается, что, несомненно, заметно пошатывало позиции дворян.

В течение всей российской истории до того периода рядом с государем мы можем наблюдать сильное в политическом смысле окружение. При князьях - дружина, впоследствии - бояре, дворяне. Однако с времен Петра I роль дворянства заметно уменьшается, и уменьшается не без помощи самих государей, стремящихся к единоличной власти, к абсолютному самодержавию. Это не могло не вызвать ответную реакцию у дворянства. Ярчайшим примером подобной реакции можно считать жизнь и творчество князя Михаила Михайловича Щербатова, в частности его утопию «Путешествие в землю Офирскую…».

Личность Щербатова

Биография князя

Не подлежит сомнению, что истоки теории Щербатова лежат в его происхождении. Потомку знатного рода, ведущего свое начало от Рюриковичей, князю Михаилу Михайловичу с детства привили осознание величия своего естественного положения аристократа. Домашнее образование также наложило свой отпечаток, хотя большинство историков признают, что для своего времени Щербатов получил достойное обраование, позднее ему пришлось значительно дополнять его самообразованием. Князь владел несколькими европейскими языками, был хорошо знаком с французской философией и литературой, обладал ораторским и политическим талантом. Женился Щербатов на своей дельней родственнице, княжне Наталье Ивановне Щербатовой, которая родила ему шестерых детей. Этот брак и более чем скромное материальное положение семьи Щербатовых усилили его недовольство существующим порядком в стране. По мнению князя, да и большинства представителей родовитого дворянства, их материальное положение должно было соответствовать высокому происхождению. Однако в действительности, имение Щербатовых не блистало роскошью и размерами. С 1750 г. Служил в лейб-гвардии Семеновского полка, но сейчас же после манифеста 18 февраля 1762 г. Вышел в отставку.

В 1767 г. участвовал в комиссии для составления нового уложения в качестве депутата от ярославского дворянства, специально для комиссии он составил проект наказа ярославского дворянства и написал замечания на Большой Наказ Екатерины II. Уже тогда он рьяно отстаивал интересы дворянства и всеми силами боролся с либерально настроенным меньшинством. Карьера при дворе императрицы не сложилась в частности из-за высокой конкуренции с новым служилым дворянством и фаворитами, что впоследствии и отразилось в «Путешествии…», где переход в более высокие сословия невозможен. Как на историка, на него, по словам самого Щербатова, оказал огромное влияние Миллер. В 1767 г. Щербатов был представлен Екатерине II, и она открыла ему доступ в патриаршую и типографическую библиотеки, где были собраны списки летописей, присланные по указу Петра I из разных монастырей. В это самое время Михаил Михайлович и начинает писать свою «Историю российскую». У современников история Щербатова не пользовалась успехом: ее считали неинтересной и неверной, а самого Щербатова - лишенным исторического дарования (по словам императрицы Екатерины II); но это было не верно, и Карамзин нашел для себя у Щербатова довольно обильную пищу для размышлений. Его политические и социальные взгляды далеко ушли от той эпохи. В 1778 г. Становиться президентом Камер-коллегии, а с 1779 г. - сенатором, однако материальной выгоды от этого не получает.

Из его многочисленных статей - "Разговор о бессмертии души", "Рассмотрение о жизни человеческой", "О выгодах недостатка", «Размышление о законодательстве вообще» - особый интерес представляет его утопия - "Путешествие в землю Офирскую г. С., шведского дворянина", написанная в 1784 году. Не смотря на многочисленные нападки на Екатерину в своих статьях, сам Щербатов проникся, однако, рационализмом, что видно из его мнения, о том, что можно в очень короткий срок пересоздать государство и что установить на целые тысячелетия незыблемый порядок, в котором нужны будут только некоторые поправки.

Отношение к личности Щербатова исследователей

Для большинства исследователей будуще...

Другие файлы:

Рукописание Магнуша. Исследования и тексты
"Рукописание Магнуша" - уникальный древнерусский литературный памятник XV в., составленный новгородским книжником от имени шведского короля Магнуса Эр...

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским как памятник русской политической мысли XVI века

Историческое значение теории и практики общественного призрения в Российской империи в конце XVIII–начале XIX вв.
Призрение в Российской империи в конце XVIII–начале XIX вв. как социальное явление. Основные категории призрения в Российской империи. Значение Земски...

Путешествие игумена Даниила по Святой Земле, в начале XII-го века (1113-1115)
85 МбЭтот важный памятник Русской письменности, начала XII века, заключает описание паломничества в Святую Землю русского игумена Даниила, современни...

Закат и падение Римской империи. В 7 томах. Том 2
Предлагаемое издание - памятник исторической мысли двух эпох - второй половины XVIII века, века просветителей, когда творил Э.Гиббон, и XIX века, когд...