Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

"Король Лир" Шекспира в прочтении Льва Толстого

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Лев Толстой и его литературно-эстетические взгляды. Основные положения критического отзыва о пьесе Шекспира "Король Лир". Социально-политические конфликты эпохи Возрождения. Анализ парадоксального текста. Шекспиризация и шекспиризм в Европе и в России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Заочное отделение

РЕФЕРАТ

по курсу

«ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

«КОРОЛЬ ЛИР» ШЕКСПИРА В ПРОЧТЕНИИ ЛЬВА ТОЛСТОГО

студент

Мордвинцев Иван Дмитриевич

2 курс з\о, группа 35

Москва - 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Лев Толстой и его литературно-эстетические взгляды

Глава 2. Основные положения критического отзыва Л.Н. Толстого о пьесе Шекспира «Король Лир»

Глава 3. Шекспиризация и шекспиризм в Европе и в России

Глава 4. Пьеса Шекспира «Король Лир» и литературная критика

Глава 5. Критика Шекспира Толстым в оценке мирового литературоведения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

«Мне хотелось высказать мое много раз и очень добросовестно проверенное впечатление о Шекспире, совершенно противоположное установившемуся» Л.Н. Толстой

«Король Лир» - признанный шедевр литературы, одна из наиболее знаменитых пьес Вильяма Шекспира (1564-1616), веками привлекающая внимание литературоведов всего мира мощными страстями, загадочными аллегориями, библейским масштабом личности главного героя. Как случилось, что русский мыслитель Лев Толстой дал ей весьма нелестную оценку в критическом очерке «О Шекспире и о драме» (1904)?

Критерии художественности - предмет нескончаемого спора, хотя, казалось бы, они общеизвестны и роднят все виды искусства: профессиональное совершенство, новизна, общественная значимость, способность выразить идею в конкретных образах, самобытность. С проблемой оценки художественного произведения автору данной работы приходилось много раз сталкиваться на собственном опыте в качестве фотографа. Маститый фотохудожник может в пух и прах разнести то, в чем другой, не менее известный мастер, охотно признает шедевр. И это объяснимо, ведь стилист, пейзажист, портретист, репортажник видят совершенно по-разному. Бывает и так, что человек, всю жизнь снимавший природу, вдруг понимает, какие тонны фотопейзажей отправляются сегодня в отвалы и начинает громить пейзаж как таковой. Критическая оценка практически всегда субъективна и зависит от целого ряда факторов - от исторических, жизненных обстоятельств, мировоззрения критика в конкретный момент. Нечто подобное произошло и с шекспировской трагедией «Король Лир» в прочтении Льва Толстого.

Между тем, «критик, коль скоро хочет оправдать свое существование, должен стараться обуздать собственную предвзятость и личные склонности - кто же от этого свободен? - и согласовывать свои индивидуальные побуждения с побуждениями других в общем стремлении выработать истинное суждение о произведениях». По крайней мере, так утверждает Томас Элиот, американо-английский поэт, драматург и знаменитый литературный критик (1888-1965).* Поэтому, чтобы не впасть в ошибку предвзятости по отношению к самому Толстому, необходимо изучить круг художественно-эстетических представлений последнего и то, как формировались его взгляды на искусство вообще и на творчество Шекспира в частности. Затем будет изложена суть очерка «О Шекспире и о драме» и сопоставлена с реальным развитием интереса к Шекспиру в России и иными мнениями о его творчестве. Кроме того, предстоит выяснить, как относится к «Королю Лиру» и к позиции Льва русской литературы шекспироведение - современное ему и современное нам. Основная задача - выяснить объективный смысл толстовской критики Шекспира. Вот почему круг источников довольно широк.

Глава 1. Лев Толстой и его литературно-эстетические взгляды

Трудно представить себе ход критической мысли «льва русской литературы», не ознакомившись с целым рядом его работ по искусству и комментариями к ним. Ведь в критическом очерке «О Шекспире и о драме» прежде всего сказались взгляды Толстого, выраженные им в трактате «Что такое искусство?».*

В трактате «Что такое искусство?» Толстой анализирует большое число эстетических теорий, преимущественно основанных на понятии красоты как главном признаке искусства. В третьей главе писатель привел около 70 различных ее определений, извлеченных из книг по теории и истории искусства, с которыми он познакомился, работая над трактатом. Толстого поразила «странная и заколдованная неясность и противоречивость» в определении красоты у самых разных философов и эстетиков, начиная с книги «основателя эстетики» Баумгартена и кончая сочинениями «новых писателей».

Толстой подверг критике эти определения красоты как предмета искусства и рассматривал их преимущественно в свете своей концепции народности искусства, Толстой нашел, что весь смысл этих эстетических теорий состоял в том, чтобы оправдать вкусы людей господствующих классов общества. Толстой утверждал: «Какие бы ни были безумства в искусстве, раз они приняты среди высших классов нашего общества, тотчас же вырабатывается теория, объясняющая и узаконяющая эти безумства.». Чтобы расчистить дорогу для верного определения искусства, Толстой предложил «откинуть путающее все дело понятие красоты». Это его предложение породило немало кривотолков и недоразумений. Многим читателям трактата казалось, что его автор ведет борьбу с прекрасным в жизни и в искусстве, они находили эстетику великого писателя «недостаточно всеобъемлющей».В действительности же Толстой предлагал отбросить лишь такие определения красоты, которыми прикрывались и прикрываются всевозможные «безумства» в искусстве.

Всего перу Толстого принадлежит около двух десятков литературно-критических работ. Двадцать глав социологического трактата писателя «Так что же нам делать?» посвящены вопросам искусства и науки. Эти вопросы с большой остротой поставлены также в знаменитой «Исповеди» и других публицистических работах позднего Толстого. Теоретические работы Л.Н. Толстого, посвященные искусству включены в 15 том ПСС из 22 томов 1983 г. Туда вошла также критика русских и зарубежных писателей. Том дает полное представление о литературно-эстетических взглядах Толстого, как они складывались и развивались в продолжение его более чем полувековой творческой деятельности. Еще совсем молодым, в пору создания повести «Детство», Он пишет первую статью по эстетике: «Для чего пишут люди?» (1851). Этот вопрос надолго станет важнейшим в эстетике Толстого.

Позднее писатель связал его со многими другими вопросами науки об искусстве, входившими в круг его размышлений. В чем состоит сущность искусства? Каковы его назначение и роль в жизни людей? Какое искусство надлежит признать настоящим, истинным, необходимым людям? В чем сходство и различие научной и художественной деятельности? В чем состоят «внутренние законы» подлинного творчества и чем отличается настоящее художественное мастерство от всевозможных подделок под него? Какое искусство является нравственным и подлинно народным? В чем правда в искусстве? В каком положении находятся искусство и литература в классовом обществе, основанном на порабощении и эксплуатации народных масс? Когда и как произошло раздвоение единого всенародного искусства на искусство «господское», обслуживающее художественные потребности людей, принадлежащих к высшим классам общества, и народное искусство? Какими станут искусство и литература в будущем обществе, когда «рабы капитала» добьются полного освобождения?* Все эти вопросы в какой-то степени объясняют, с какой меркой подойдет Лев Николаевич к оценке пьесы «Король Лир» - работа шла накануне крестьянской революции 1905 г.!

Лев Николаевич постоянно сетовал, что духовные ценности, созданные на протяжении многих веков развития культуры, присвоены малой кучкой сытых и обеспеченных. Патриарх Слова проникся гневом к устройству жизни, когда большая часть человечества лишена самого необходимого. В целом, можно сказать, что Толстой, сам будучи величайшим мастером культуры, против неё и ополчился: раз культура и искусство недоступны и непонятны простому народу - они ему не нужны.

Глава 2. Основные положения критического отзыва Л.Н. Толстого о пьесе Шекспира «Король Лир»

Вопрос об отношении Л. Толстого к произведениям Шекспира имеет много сторон. Это и психологическая проблема, и проблема социально-культурная, и проблема эстетическая.*

Одной из крупнейших литературно-критических работ Толстого, тесно связанных с его эстетическим трактатом «Об искусстве», является критический очерк «О Шекспире и о драме» (1904, гл. I-VIII). Толстой написал его через пять лет после опубликования трактата об искусстве. Здесь, как и в трактате об искусстве, классик русской литературы ставит и по-своему решает важнейшие эстетические вопросы: в чем сущность искусства, каковы роль и взаимосвязи содержания и формы в художественных произведениях, определяет нравственные задачи искусства. Здесь эти проблемы решаются на основе опыта мировой драматургии и, в частности, творчества Шекспира. Естественно, что в ней Толстой говорит и о специфике драматического искусства, его законах.

Лев Толстой не только не признал Шекспира гениальным художником, но заявил, что даже никогда не понимал, чем восхищаются люди в произведениях Шекспира.

Свое неприятие Шекспира Толстой мотивировал тем, что английский драматург считается «великим среди высших классов нашего общества», то есть русский классик отказывал английскому в главном - в народности. В статье «О Шекспире и о драме» этот тезис получил дальнейшее развитие.

Толстой работал...

Другие файлы:

Яснополянская школа Льва Николаевича Толстого
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого. Идея создания и организация Яснополянской школы для крестьянских детей, особенности ее работы....

Антигерой в пьесе В. Шекспира "Король Лир"
Особенности исследования проблематики семейных отношений, общественного и политического в трагедии В. Шекспира "Король Лир". Цель, роль и значение ант...

Два товарища
Сборник басен Льва Толстого для дошкольного возраста. Переводы басен Эзопа Толстой сближал то с пословицей, то с народной сказкой, то превращал ее в б...

Духовные искания, движение к истине Льва Николаевича Толстого (жизненный и творческий путь)
Исследование художественного и литературного наследства Льва Николаевича Толстого. Описания детских годов, отрочества, юности, службы на Кавказе и Сев...

Педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого и ее реализация в Яснополянской школе
Причины и обстоятельства, натолкнувшие Л.Н. Толстого на создание его педагогической концепции. Основные положения и взгляды Льва Николаевича на предме...