Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Вопросы из новых примерных билетов по литературе для 9 класса.

Тип:
Категория: Литература
Скачать
Купить
О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ
ЭКЗАМЕНА

ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9
КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОСУЩЕСТВИВШИХ ПЕРЕХОД

НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Письмо Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки

от 18 января 2007 г. №
01_14/08_01



ЛИТЕРАТУРА



В соответствии с Положением о
государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов
общеобразовательных учреждений форму проведения устных экзаменов
устанавливает общеобразовательное учреждение. На этапе окончания
основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают
его, как правило, в устной форме (собеседование, защита реферата, ответы
на вопросы экзаменационного билета).



Собеседование предполагает развернутый ответ
учащегося без предварительной подготовки по одной из ключевых тем курса
(перечень тем известен ему заранее). Собеседование целесообразно
проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету,
поскольку оно строится в форме свободного диалога между экзаменуемым и
членами экзаменационной комиссии, которые вправе задать любой вопрос
обобщающего или частного характера в рамках изученного курса.



Сдача экзамена в форме защиты реферата
рекомендуется учащимся, проявившим интерес к самостоятельной
деятельности по предмету. Не позднее начала второго полугодия учащийся
под руководством учителя выбирает тему реферативной работы и собирает
материал по избранной проблеме, регулярно консультируясь с педагогом. В
реферате излагается суть проблемы, формулируются выводы на основе
исследованного материала, дается список использованной литературы. Не
позднее чем за неделю до экзамена реферат предоставляется выпускником на
рецензию учителю. Во время экзамена аттестационная комиссия знакомится с
рецензией на работу и выставляет итоговую оценку выпускнику после защиты
реферата. Проведение устного экзамена с использованием билетов является
наиболее распространенной формой итоговой аттестации за курс основной
школы.



Примерные экзаменационные билеты составлены
с учетом государственного образовательного стандарта основного общего
образования по литературе (приказ Минобразования России от 5 марта 2004
г. № 1089). Экзаменационный материал отражает новые подходы,
зафиксированные в указанном документе. Вопросы билетов включают
теоретико-литературные термины и понятия, которые входят в
соответствующий раздел стандарта. Некоторые изменения (в сравнении с
предыдущим комплектом примерных билетов) коснулись отбора литературных
произведений. Так, в соответствии с новым стандартом в комплекты билетов
включены вопросы по романам «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего
времени» М.Ю. Лермонтова, по поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя (в прежних
образовательных минимумах обстоятельное изучение этих произведений
предполагалось в рамках программ средней (полной) школы).



Большая часть вопросов экзаменационных
билетов базируется на литературном материале, который изучается в 9
классе, однако в ряде случаев задания опираются на произведения,
традиционно изучаемые в 7–8 классах, например: «Повести Белкина» и роман
«Капитанская дочка» А.С. Пушкина; поэмы «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри»
М.Ю. Лермонтова; комедия «Ревизор» и повесть «Шинель» Н.В. Гоголя;
сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, рассказ «После бала» Л.Н. Толстого и др.



В настоящем документе представлены 2
комплекта билетов: один предназначен для сдачи экзамена по выбору
выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений с русским языком
обучения, другой отражает специфику программ школ с родным (нерусским)
языком обучения. Оба комплекта билетов ориентированы на названный выше
нормативный документ и не нацелены на какую-либо из конкретных авторских
программ.



В основу обоих комплектов заложены общие
подходы к проверке уровня обученности выпускников по предмету. Помимо
общих подходов, в каждом комплекте билетов есть свои особенности.



Комплект билетов для школ с родным
(нерусским) языком обучения отражает специфику преподавания русской
литературы в нерусской языковой и этнокультурной среде. В вопросы
билетов для итоговой аттестации выпускников школ с родным (нерусским)
языком обучения включены задания по тем произведениям русской литературы
(в ряде случаев в образовательном стандарте они обозначены курсивом), в
которых наиболее ярко отображены обычаи, традиции русского народа, факты
русской культуры, особенности русского национального характера
(например, русские народные сказки, былины, жития, рассказы Н.С.
Лескова, раскрывающие тип «героя-праведника»).



В школе с родным (нерусским) языком обучения
предполагается повторное изучение в 10 классе таких произведений, как
романы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.
Лермонтова, поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя. В 9 классе эти
произведения изучаются не в полном объеме. В связи с этим и в билеты для
итоговой аттестации учащихся 9 классов включаются вопросы, которые лишь
частично проверяют знание этих произведений (например, по роману М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени» даны вопросы только по двум новеллам:
«Максим Максимыч» и «Бэла»).



Вопросы экзаменационных билетов,
предлагаемые для данного типа школ, так же как и для школ с русским
языком обучения, базируются на материале, который изучается в 9,
частично в 8 и 7 классах. Однако в ряде случаев в билетах есть вопросы,
требующие от учащихся знания произведений, изученных ранее (например,
включены вопросы по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»).



В приложении к билетам приведены два перечня
произведений (для двух типов школ) для составления образовательным
учреждением комплекта экзаменационных билетов. Данные перечни, с одной
стороны, соотносятся с разделом стандарта основного общего образования
по литературе (обязательный минимум содержания основных образовательных
программ), с другой – включают произведения, рекомендуемые составителями
билетов. Предлагаемые перечни носят рекомендательный характер. Полный
перечень произведений, на основе которых образовательное учреждение
будет формировать комплекты экзаменационных билетов, необходимо
соотнести со школьной программой по литературе и довести его до сведения
выпускников в начале учебного года. С комплектом экзаменационных билетов
(или с кругом основных вопросов, включенных в комплект) учащиеся должны
быть ознакомлены не позднее начала второго полугодия.



Экзаменационные билеты всех предложенных
комплектов носят примерный характер и могут быть использованы при
разработке экзаменационных материалов в соответствии с особенностями
образовательной программы конкретной школы. В предложенный материал
можно внести изменения, исходя из особенностей выбранной учителем
программы по литературе: по-другому сгруппировать вопросы в билетах,
изменить некоторые формулировки, заменить какие-то вопросы новыми,
дополнить экзаменационный материал, а также разработать свои варианты
билетов.



В целях нормализации нагрузки выпускника в
период сдачи экзамена рекомендуется не включать в комплект более 25
экзаменационных билетов (вместе с тем число билетов в комплекте не
должно быть меньше 20).



Порядок экспертизы, утверждения и хранения
аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору
устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления
(традиционно экзаменационные билеты рассматриваются на методическом
совете и утверждаются директором школы).



Предлагаемые экзаменационные комплекты
билетов направлены не только на проверку знаний за курс основной школы,
но и на выявление способности к практическому их применению, степени
сформированности общих и специальных умений выпускников. Билеты
разработаны с опорой на модульный принцип, позволяющий учителю составить
билеты с учетом специфики класса, особенностей образовательной программы
школы. Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание
вопросов определяется задачами изучения литературы в основной школе, а
также спецификой образовательного стандарта для общеобразовательных
учреждений...
Другие файлы:

Ответы на экзаменационные вопросы по литературе для 9 класса 2006г.;

Электронный билет и Serena 2000
Недостатки бумажных билетов. Преимущества электронного билета. Компьютерные системы бронирования. Сайты продаж электронных билетов. Развитие технологи...

Внеклассные занятия по сказкам Х.К. Андерсена как средство развития интереса к литературе у учащихся 5 класса
Технология проектирования внеклассных занятий по сказкам Х.К. Андерсена, способствующих развитию интереса к литературе у учащихся 5 класса. Заочная эк...

Разработка автоматизированного рабочего места кассира по продаже билетов в кассе аэрофлота
Разработка информационной системы учета регистрации пассажиров и реализации билетов в кассе аэрофлота. Изменение учетных данных клиентов аэропорта. Ре...

Диалоговая связь в телеавтоматических системах массового обслуживания
Рассмотрены особенности интенсивно развивающегося класса автоматизированных систем управления — телеавтоматических систем массового обслуживания. Типи...