Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедри-на и в поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо.

Тип: сочинение
Категория: Литература
Скачать
Купить
Образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедри-на и в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".Автор: Салтыков-Щедрин М.Е.В сказках великого сатирика Салтыкова-Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем "мужик"), эксплуататоры — в образах хищников. Символом крестьянской России является образ Коняги — из одноименной сказки. Коняга — крестьянин, труженик, источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел — вечный каторжный труд. "Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования!.." — восклицает сатирик. До предела замучен и забит Коняга, но только он один способен освободить родную страну. "Из века в век цепенеет грозная неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге"... Эта сказка — гимн трудовому народу России, и не случайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину демократическую литературу. Обобщенный образ труженика — кормильца России, которого мучают сонмища паразитов-угнетателей, — присутствует и в самых ранних сказках Щедрина: "Как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик". "А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит — это он самый я и есть!" — говорит генералам их спаситель-мужик. Щедрин горько смеется над тем, что мужик по приказу генералов сам вьет веревку, которой они его затем связывают. Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью и благородством. Мужик честен, прямолинеен, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает "океан-море". И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки "Как один мужик двух генералов прокормил" выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном-мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они ничего не понимают, они грязны физически и духовно, трусливы и беспомощны, жадны и глупы Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи. Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности. Такова, например, сказка "Соседи". Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки ("Не давши слова — крепись, а давши — держись!", "Двух смертей не бывать, одной не миновать", "Уши выше лба не растут", "Моя изба с краю", "Простота хуже воровства"). Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, злобную реакционерку воблушку, ханжу попа, беспутную канарейку, трусливого зайца... В творчестве Некрасова центральное место занимает крестьянин, его быт и судьба. И поэма "Кому на Руси жить хорошо" — это крестьянская эпопея. И хотя образ народа в этой поэме противоречив, в целом главный вопрос поставлен прямо: кто же такой крестьянин на Руси — грешник или мученик?.. Большое количество народного фольклора сближает поэму Некрасова со сказками Салтыкова-Щедрина. Туги былины, и пословицы, и сказочные персонажи, и песни, и басни. В прологе Некрасов использует фольклорные мотивы и образы: пеночка (птица счастья), скатерть-самобранка, корявая Дурандиха (ведьма), леший — корова с колокольчиком, — персонажи сказок; зайка серенький, лисица хитрая, ворон — герои басен; а черт — это одновременно и сказочный, и инфернальный персонаж. Сами мужики-богатыри являются героями былин и сказок. Даже семь мужиков — традиционные герои русских сказок, как и путь-дорожка, на которой они постоянно ищут счастье. Множество параллелей возникает при чтении поэмы. Разговор крестьян с попом, например, напоминает сказку Пушкина "О попе и его работнике Балде". В конце главы Некрасов использует народный апокриф:Так с бородой козел Гулял по свету ранее, Чем праотец Адам, А дураком считается И посейчас козел!..В последующих главах ("Сельская ярмарка" и "Пьяная ночь") как бы заговорил сам народ. Каждая реплика свидетельствует об определенном характере, каждый герой выражается народным языком, у каждого яркая и индивидуальная речь. Образы крестьян передают многообразие ситуаций и судеб. В конце главы упоминаются популярные в народе лубочные герои: "шут Балакирев" и "английский милорд". Даже балаганная комедия на ярмарке — с Петрушкой, козой, барабанщицей и не с простой шарманкой, а с настоящей музыкой — представляет собой настоящее народное творчество. Недаром перед рассказом о комедии Некрасов упоминает Гоголя, у которого в "Мертвых душах" тоже есть лакей Петрушка. В поэме Некрасов использует и народные частушки:В деревне Босове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!..А фраза Ивана "Я спать хочу" взята из свадебной венчальной песни. Получается, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" насквозь народная и для народа. Как и сказки Салтыкова-Щедрина....
Другие файлы:

Образ русского народа в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Краткая биография Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), особенности изображения русского народа и народных заступников в его произведениях. Анали...

Образы помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо и в сказках Салтыкова-Щедрина

Образы помещиков в поэме Н.А.Некрасоеа Кому на Руси жить хорошо и в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрин

Образ крестьянки в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Тема социального и духовного рабства (по поэме Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")
Свобода как освобождённость от всех зависимостей. Сущность понятия "рабство", предпосылки возникновения. Характеристика поэмы Н. Некрасова "Кому на Ру...