Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Счастья в творчестве А. Платонова

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Содержание
  • Введение.
  • Проблематика счастья и несчастья в творчестве Платонова на примере повести «Джан»
  • Проблема построения всеобщего и отдельного счастья в повести А. Платонова «Джан».
  • Заключение.
  • Список использованной литературы.
  • Введение Андрей Платонов – первый русский писатель, который обратил внимание на утрату «сокровенности» в человеке и забил тревогу. Особо обращает на себя внимание проблема построения всеобщего и отдельного счастья в творчестве А.Платонова. Изучением творчества А. Платонова занимались: Е.Д.Шубина, Т.А.Никонова, Будаков В., Буйлов В. «Андрей Платонов и язык его эпохи», Золотоносов М., Евдокимов А., Елисеев Н., Ковров М., Лангерак Т., Ласунский О.Г., Матвеева И.И. , Найман Э. , Орлов Ю.В. и другие.Цель данной работы – изучение проблемы всеобщего и отдельного счастья в творчестве А. Платонова на примере повести «Джан». Задачи данного исследования:1. Изучение проблемы счастья и несчастья в творчестве Платонова на примере повести «Джан»2.Исследование проблемы построения всеобщего и отдельного счастья в повести А. Платонова «Джан».Поэтому работа состоит из двух частей.В заключении подведены итоги проведенного исследования.
  • Проблематика счастья и несчастья в творчестве Платонова на примере повести «Джан»
  • Подлинным шедевром мировой прозы является повесть "Джан". Такую веру в человека, такую силу исторического оптимизма в художнике XX века трудно с чем-либо сопоставить. Человек среди песков, среди особого пространства, где он стоит ровно столько, сколько "стоит" его мужество, его душа, где нельзя быть иждивенцем, перекладывающим все трудности на других. В пустыне надо видеть мир очень зорко — не физическим зрением, а с помощью памяти, воображения. Пустыня безмолвна, не "говорлива", но сколько неизреченных слов услышит здесь чуткое сердце, какие глубокие "вздохи" донесутся отсюда до него! Восток лишь дремал тысячелетиями, вздыхая среди солнечного изобилия, но сколько великих идей рождалось среди этих вздохов, в кажущейся его лени. И в сущности, весь подвиг главного героя "Джан" коммуниста Чагатаева, выводящего народ "джан" — символический образ всех одиноких, брошенных, обездоленных — из плена бесплодной впадины в пустыне, был победой над этими "тормозами" покорности, разобщения, обессиливавшими людей. На опыте народа джан Платонов показывает, что проблема счастья и его достижения не является простой и легко решаемой, несмотря на то, что Назару Чагатаеву, казалось бы, удалось "устроить на родине счастливый мир блаженства". Но спасение от голодной смерти людей - это лишь самый первый этап, создающий предпосылки для обретения полного и подлинного человеческого счастья. Идеал не достижим одним усилием воли героя. Слезы Назара Чагатаева по поводу разошедшегося в разные стороны народа джан -не только проявление его печали и разочарования. Он, конечно, глубоко переживает момент, когда народ джан перестал подчиняться его разуму и воле и начинает действовать самостоятельно. Но в переживании героя отражается и его прозрение, он теперь по-новому понимает и судьбу народа, и свою собственную миссию: "Он (Чагатаев) ведь хотел из своего небольшого сердца, из тесного ума и воодушевления создать здесь впервые истинную жизнь, на краю Сары-Камыша, адова дна древнего мира. Но самим людям виднее, как им лучше быть. Достаточно, что он им помог остаться живыми, и пусть они счастья достигнут за горизонтом..." . А спустя некоторое время Назар, вернувшись в аул после безрезультатных поисков людей из племени джан, находит свой народ в новом единстве, готовым к качественно иной жизни. Таким образом, под пером Платонова идея о благостном рае и спасителе-избавителе получает совсем особое наполнение, а проблема поиска счастья из разряда общественных переводится на уровень личностных и философских исканий: это "поиск пути к истинному, историческому освобождению человеком самого себя".Несмотря на то, что взгляды А. Платонова и его художественная система находились в постоянном развитии, мир писателя, по мнению многих исследователей, оставался всегда целостным и прочитывался как "единый текст". Однако при этом одной из постоянных характеристик творчества создателя "Джан" в разные периоды является его противоречивость и двойственность. Например, противоречия и эклектичность в раннем творчестве А. Платонова отмечают Т. Лангерак и В. М. Акаткин; о сложности, а порой и раздвоенности платоновского мировосприятия во второй половине 20-х годов свидетельствуют наблюдения Е. Толстой-Сегал, Н. Г. Полтавцевой, Л. Карасева и некоторых других. Наиболее сложной представляется проблема выражения авторской позиции в произведениях писателя 1930-х годов, которую затрагивают в своих статьях и монографиях Н. В. Корниенко, В. А. Свительский, О. Меерсон, М. Золотоно-сов и др.Искусство А. П. Платонова настолько своеобычно, что ему трудно найти какую-либо параллель в русской литературе.<...
    Другие файлы:

    Проблема счастья в романе А. Платонова «Счастливая Москва»

    Художественная проза А. П. Платонова: жанры и жанровые процессы
    Монография посвящена исследованию жанров и жанровых процессов в творчестве Андрея Платонова, одного из талантливейших русских прозаиков ХХ века. Интер...

    Исследование творчества А.Платонова. Баршт "Поэтика прозы"
    Проблема становления и эволюция художественного стиля А. Платонова. Систематизация исследований посвященных творчеству А. Платонова. Вопрос жизни и см...

    Гуманизм в творчестве Андрея Платонова на примере рассказа Потомки солнца

    Мотивика прозы Андрея Платонова
    Монография представляет собой опыт прочтения прозы Андрея Платонова 1920-1930-х гг. сквозь призму орнаментики мотива - т.е. сочетаемости наиболее знач...