Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Краткая история китайской литературы

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Краткая история китайской литературыКитайская литература одна из древнейших, ее история измеряется тысячелетиями. Как и вся китайская культура, литературная традиция отличается непрерывностью своего развития, за очередным периодом «сжигания книг» всегда следовал период восстановления древних знаний. Текст подлинника был священен, не подлежал изменениям, и комментарий, в отличие от европейской литературы, всегда четко отделялся от основного текста.Зарождение китайской литературы относится к эпохе Шан, когда появились «гадательные словеса» – буцы: пиктографические знаки наносились на панцири черепах и постепенно, с течением времени, видоизменяясь, превратились в иероглифы. Таким образом китайская письменность изначально имела зрительную природу и развивалась отдельно от устной речи. Эволюция письменности не привела к появлению алфавита. С этим связан ряд особенностей китайской литературы. Во-первых, словесность, как и для многих древних народов, неотделима от понятия «узора», поэтому поэзия и каллиграфия – высшие из искусств. Во-вторых, части предложения согласуются не связующими словами, а по смыслу: фразы разбиваются на одинаковой длинны части, смыслы которых соответствуют друг другу или противоречат.Понятие о буквальном и переносном смыслах чужды китайской литературной теории. Смысл существует как игра смысла. Например, есть обычай политические пристрастия высказывать в виде исповеди влюбленной женщины. Назначение литературного текста не в том, чтобы прямо высказывать мысль, а в том, чтобы в равной мере выражать и скрывать, называть и утаивать. С этим и связана трудность понимания комментариев к текстам, где используются уподобления вместо объяснения по существу. В стихах слово имеет символический смысл, так, ива может обозначать страдающую в разлуке женщину.Поэзия всегда считалась в Китае основным литературным жанром и истолковывалась традицией как единение слов и душевных движений. «Поэзия – это выражение устремлений. Прибывая в сердце, она соответствует устремлению; выражаясь в словах она становится поэзией. Когда внутри рождается чувство, оно ищет выразить себя в словах; когда слов становится недостаточно, оно печалуется об этом и выражает себя в стихах; не находя удовлетворения и в стихах, оно заставляет человека непроизвольно пускаться в пляс» Ши-цзин (Книга Песен). Кроме того, в китайской литературной теории существует представление о том, что субъективное переживание поэта силою поэзии претворяется во вселенское вневременное состояние и, таким образом, в поэзии находят выражение основополагающие законы бытия.Основные жанры древнекитайской поэзии: оды, песни и лирические стихи окончательно сформировались в эпоху Хань. Древнейшие памятники китайской поэтической литературы – Ши-цзин и Чу-цы. Первая книга – это сборник любовных, свадебных, пиршественных, трудовых и военных народных песен. Традиция приписывает «Книгу Песен» Конфуцию, который собирал народные песни и гимны и, выбрав около трехсот лучших, составил Ши-цзин. Интересно, что в книге почти нет упоминаний о божествах, духах, а также болезнях, старости и смерти, что подтверждает возможность конфуцианской цензуры. Чу-цы (Чусские строфы) сборник поэзии южных областей древнего Китая. Здесь, напротив, нередки красочные описания богов и богинь, фантастических существ и растений, чудесных странствий за пределы земного мира. Классическая поэзия древних народных песен и гимнов послужила основой для развития всей позднейшей поэзии.Древнейшие стихотворения написаны в жанре фу. Оды фу являются по сути ритмической прозой, они варьируются по объему и малые их формы представляют собой лирические произведения. Песни юэфу – это литературно обработанные народные песни, форма которых сохранилась, заимствованная песнями цы. Однако наибольшее влияние на развитие поэзии оказали стихи ши, которые представляют собой восьми- или четырехстишия, рифмованные по четным строкам. Отдельно стоит отметить некоторые особенности китайской рифмы. В шестом веке появились первые словари рифм, где давались все варианты допустимой рифмы, а слова группировались по следующим признакам: одинаковый тон (в китайском языке их 4), гласный звук и конечный согласный, в стихотворении можно было использовать слова только одной группы. Например, к одной группе могли относится слова: дун – восток, чжун – середина, тун -вместе, кун – пустота и фэн – ветер. Существовал даже специфический жанр «подражание рифмам», когда новое стихотворение писалось с теми же рифмами, что и образец. По тематике стихи ши делят на официальную поэзию, лирическую, поэзию придворного стиля, стихи посвященные дружбе, развратную поэзию, причем в разряд «развратных» попадали стихи о любви вне брака и о любви мужчины к женщине.Золотым веком китайской поэзии считают эпоху Тан, когда число знаменитых поэтов достигло 2 тысяч, а число сохранившихся до наших дней стихотворений – 48 тысяч. Простота и ясность образов, живость слога, ставшие отличительной чертой танской поэзии, все-таки скрывали некий морализаторский и книжный подтекст. В эту эпоху жили величайшие поэты древнего Китая Ли Бо, Ду Фу, Мэн Хао-жань и Ван Вэй. Причем, последний стал родоначальником целого направления в китайской поэзии – пейзажной лирики. В эпоху Тан отшельнические мотивы были довольно популярны. Ли Бо, например дважды удалялся в горы. Об одном из таких моментов было написано стихотворение:«Пытали однажды:мол, что за нужда -В нефритовых скалахгнездо себе вью?В ответ улыбнулсяи промолчал,А сердце запело:свободу люблю…Стремнинаперсиковых лепестков,Летящих с обрывав ущелье теней.Лишь здесь – небеса,и земля – только здесь,А не среди людей.»Основной жанр, развивавшийся в эпоху Сун – стихи цы. Жанр цы возник как песенная музыкальная традиция, стихи писались на одну из 660 мелодий, которые задавали поэтический размер, число строк и слов в строке. Их можно было исполнять с музыкальным сопровождением, и цы лишь с течением времени стали исключительно литературным жанром. Названиеми для стихов этого жанра часто служили названия мелодий, поэтому заглавия китайских стихотворений часто никак не связаны по смыслу с содержанием. Иногда в названии описывалась ситуация, в которой стихотворение было написано, например, «Совершаю прогулку на озеро Эху, и , выпив вина, пишу стихи на стене трактира» или «Написал в год цзихай правления Чун-си на банкете в беседке Сяошаньтан по случаю моего перемещения с должности распорядителя продовольствием в провинции Хубэй, на ту же должность в провинции Хэнань, а также в честь моего преемника Ван Чжэн-чжи». По своей природе и художественным особенностям цы близки европейскому романсу. Стихотворение Бо Цзюй-и в жанре цы может служить примером:«Цветок не цветок,Туман не туман,В полночь пришла,Исчезла с рассветом.Как сон весенний,пришла…И вдругЛегким облачком поутруСкрылась бесследногде-то.»Развитие китайской прозы началось с исторических хроник, которые могли быть как записями цветастых, красочных по слогу памфлетов, речей и деклараций, так и довольно сухим и простым изложением известных исторических фактов (например, «Записки историка» Сыма Цяня). Повествовательная проза Китая сформировалась под влиянием буддизма и привнесенных им индийских литературных традиций, темами таких прозаических сочинений были разнообразные чудеса, явления божеств и духов, путешестви...
Другие файлы:

Библиотека китайской литературы. Книжная серия в 11 томах
Прекрасные творения основоположников и классиков китайской литературы и поэзии являются художественным выражением могучих моральных сил китайского нар...

Сон в красном тереме. В 2-х томах
Описание: Роман "Сон в красном тереме" (или "История камня") - вершина китайской классической литературы. В этом крупнейшем романе Цао Сюэ-циня (1724-...

История древнекитайской литературы в вопросах и ответах. Период XVII в. до н.э – I в. до н.э.
Книга будет интересна всем интересующимся традиционной китайской культурой. Первая часть книги («Вопросы») представляет собой тест, который будет поле...

Становление китайской философии
Становление и периодизация китайской философии. Классификация философских школ Сымом Танем. Краткая характеристика древнего даосизма, принцип естестве...

Китайская пейзажная живопись периода Сун
История китайской живописи. Особенности одного из периодов расцвета китайской живописи – Сун. Появление пейзажа в китайском искусстве. Особенности тра...