Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Инновационные методы преподавания литературы

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основу их классификации кладется содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем. Взгляд на урок с современных позиций требует пересмотра традиционных типов форм организации занятий и их структуры. Все чаще предлагалось заменить традиционные уроки формами обучения, у которых нет строгой структуры, но они открывают простор для творческой фантазии учителя. Однако на практике это не привело к конкретным позитивным сдвигам в методике школьного обучения, поскольку на таких уроках нередко проявлялись хаотичность, бессистемность, несоответствие цели. При этом допускалось ошибочное понимание современной интерпретации урока. Хоть проблема заключается не в структуре, а в том, что между сущностью учебного познания и методическим инструментарием урока должна быть точность, соотнесенная с целью обучения. С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям; ситуация не улучшилась и сегодня. Отлучение учеников от познавательной работы педагоги пробовали остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, главной целью которых является пробуждение интереса школьников к учебной работе. Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру. Взгляды педагогов на нетрадиционные уроки различаются: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают эти шаги опасным нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов под натиском учеников, которые не хотят и не умеют серьезно работать.Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков:Урок-"погружение"Урок-деловая играУрок-пресс-конференцияУрок-соревнованиеТеатрализованный урокУрок с групповыми формами работыУрок-взаимообучение учениковКомпьютерные игрыУрок-творчествоУрок-консультацияУрок-аукционУрок, который ведут школьникиУрок-зачетУрок-сомненияУрок-творческий отчетУрок-формулаУрок-конкурсБинарный урокУрок-обобщенияУрок-фантазияУрок-играУрок-"суд"Урок поиска правдыУрок-лекция "Парадоксы"Урок-концертУрок-диалогУрок - "следствие ведут знатоки"Урок-ролевая играУрок-конференцияУрок-семинарИнтегральный урокУрок - "круговая тренировка"Межпредметные урокиУрок-экскурсияЛегко заметить, что в число нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы. Формы обученияНетрадиционные формы обучения, в первую очередь, требуют поисков учителя с целью разнообразить формы урока. Любые поиски нужно приветствовать, только нужно не забывать, что поиски без издержек бывают редко. Но в подготовке разных видов и типов уроков по изучению поэзии есть сложности. Особенного внимания, на наш взгляд, требует философская лирика, потому что правильно построенное обсуждение не только заставит учеников задуматься над проблемой, но и поможет становлению гуманистической, гражданской, жизненной позиции школьника. Под правильным управлением учителя на таком уроке вырабатываются моральные принципы подростка."Педагогическая деятельность - творческая деятельность: учитель при подготовке нетрадиционного урока волен в выборе методов, приемов и форм обучения, которые, по его разумению, обеспечивают эффективность дидактического процесса. Однако это не означает, что педагогическая деятельность не регламентирована определенными требованиями, правилами, нормами" [Гуляков, 2006: 89].У каждого вида профессиональной деятельности есть своя технология. У педагогической работы тоже есть своя технология - правила организации нетрадиционного урока. Чтобы урок литературы был эффективным, нужно:1. Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.2. Обозначить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.3. Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.5. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.6. Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развертывания деятельности учителей и учеников.7. На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.8. Установить демократический стиль управления учебой детей, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности учителя и ученика.Пришло время, чтобы учитель включился в процесс создания индивидуальных программ, чтобы именно педагоги поднимали актуальные проблемы преподавания литературы в школе.Считаем наиболее эффективным следующий тип урока литературы: урок-деловая игра. Педагогическое осмысление приводит к выводам о том, что подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В проект такого урока входят: цели обучения, развитие и воспитание учеников, формулировка изучаемой проблемы, план деловой игры, содержание деятельности членов игры, правила игры. Деловая игра включает следующие этапы:1. актуализация базовых знаний, мотивация деятельности учеников, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;2. формирование творческих групп по 3-5 человек, презентация команд (обсуждение названия, девиза, эмблемы каждой команды). В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);3. создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;4. работа в творческих группах.Каждая команда получает творческое задание и материалы, необходимые для его выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы:1.общее обсуждение проблемы: на данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы.2. анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности всех участников группы.3. домашнее задание.Методическое осмысление и рекомендации.Урок в форме деловой игры в 7 классе по теме: "Сквозь столетия в будущее" (Сонеты Уильяма Шекспира, сонеты Александра Пушкина).Цели:
  • познакомить учеников с такой классической формой литературы, как сонет, его разработками, структурой, формой на примере шекспировских и пушкинских сонетов;
  • развить навыки художественного чтения стихотворений, пересказа, усовершенствовать умение анализировать материал и делать самостоятельные заключения и выводы;
  • Другие файлы:

    Инновационные методы преподавания психологии

    Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах
    Литература как культурно-исторический феномен. Характеристика программ по литературе для старших классов, стандарты изучения современной литературы. М...

    Основные этапы развития преподавания методики литературы
    Заслуги Ломоносова в области преподавания литературы. Открытие первых светских учебных заведений в XVIII в., основные предметы - риторика и поэтика. П...

    Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах
    Программы по литературе для старших классов, стандарты, методы и приемы изучения современной литературы в школе. Формирование новых подходов к изучени...

    Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах
    Роль литературы в формировании человека. Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах средней школы на примере произведения Набоков...