Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Бедность не порок 2

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Бедность не порокАвтор: Островский А.Н.Комедия в трех действиях ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Г о р д е й К а р п ы ч Т о р ц о в, богатый купец. П е л а г е я Е г о р о в н а, его жена. Л ю б о в ь Г о р д е е в н а, их дочь. Л ю б и м К а р п ы ч Т о р ц о в, его брат, промотавшийся. А ф р и к а н С а в и ч К о р ш у н о в, фабрикант. М и т я, приказчик Торцова. Я ш а Г у с л и н, племянник Торцова. Г р и ш а Р а з л ю л я е в, молодой купчик, сын богатого отца. А н н а И в а н о в н а, молодая вдова. М а ш а | Л и з а } подруги Любови Гордеевны. Е г о р у ш к а, мальчик, дальний родственник Торцова. А р и н а, нянька Любови Гордеевны. Гости, гостьи, прислуга, ряженые и прочие. Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Небольшая приказчичья комната; на задней стене дверь, налево в углу кровать, направо шкаф; на левой стене окно, подле окна стол, у стола стул; подле правой стены конторка и деревянная табуретка; подле кровати гитара; на столе и конторке книги и бумаги. ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Митя ходит взад и вперед по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает "Бову Королевича". Егорушка (читает). "Государь мой батюшка, славный и храбрый король, Кирибит Верзоулович, ныне идти за него смелости не имею, потому что когда я была во младости, то король Гвидон за меня сватался". Митя. Что, Егорушка, наши дома? Егорушка (зажимает пальцем то место, где читает, чтоб не ошибиться). Никого нет; кататься уехали. Один Гордей Карпыч дома. (Читает.) "На то сказал дщери своей Кирибит Верзоулович..." (Зажимает пальцем.) Только такой сердитый, что беда! Я уж ушел - все ругается. (Читает.) "Тогда прекрасная Милитриса Кирбитьевна, призвав к себе слугу Личарду..." Митя. На кого же он сердит? Егорушка (опять зажимает). На дяденьку, на Любима Карпыча. На второй-то праздник дяденька Любим Карпыч обедал у нас, за обедом-то захмелел, да и начал разные колена выкидывать, да смешно таково. Я смешлив ведь больно, не вытерпел, так и покатился со смеху, а уж на меня глядя и все. Дяденька Гордей-то Карпыч принял это себе за обиду да за невежество, осерчал на него, да и прогнал. Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку ему и созорничал, пошел да с нищими и стал у собора. Дяденька-то Гордей Карпыч говорит: осрамил, говорит, на весь город. Да теперь и сердится на всех без разбору, кто под руку подвернется. (Читает.) "С тем намерением, чтобы подступил под наш град". Митя (взглянув в окно). Кажется, наши приехали... Так и есть! Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна, да и гости с ними. Егорушка (прячет сказку в карман). Побежать наверх. (Уходит.) ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ Митя (один). Эка тоска, Господи!.. На улице праздник, у всякого в доме праздник, а ты сиди в четырех стенах!.. Всем-то я чужой, ни родных, ни знакомых!.. А тут еще... Ах, да ну! сесть лучше за дело, авось тоска пройдет. (Садится к конторке и задумывается, потом запевает.) Красоты ее не можно описать!.. Черны брови, с поволокою глаза. Да, с поволокою. А как вчера в собольем салопе, покрывшись платочком, идет от обедни, так это... ах!.. Я так думаю, и не привидано такой красоты! (Задумывается, потом поет.) Уж и где ж эта родилась красота... Как же, пойдет тут работа на ум! Все бы я думал об ней!.. Душу-то всю истерзал тосковамши. Ах ты, горе-гореваньице!.. (Закрывает лицо руками и сидит молча.) Входит Пелагея Егоровна, одетая по-зимнему, и останавливается в дверях. ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ Митя и Пелагея Егоровна. Пелагея Егоровна. Митя, Митенька! Митя. Что вам угодно? Пелагея Егоровна. Зайди ужо вечерком к нам, голубчик. Поиграете с девушками, песенок попоете. Митя. Премного благодарен. Первым долгом сочту-с. Пелагея Егоровна. Что тебе в конторе все сидеть одному! Не велико веселье! Зайдешь, что ли? Гордея-то Карпыча дома не будет. Митя. Хорошо-с, зайду беспременно. Пелагея Егоровна. Уедет ведь опять... да, уедет туда, к этому, к своему-то... как его?.. Митя. К Африкану Савичу-с? Пелагея Егоровна. Да, да! Вот навязался, прости Господи! Митя (подавая стул). Присядьте, Пелагея Егоровна. Пелагея Егоровна. Ох, некогда. Ну да уж присяду немножко. (Садится.) Так вот поди ж ты... этакая напасть! Право!.. Подружились ведь так, что н-поди. Да! Вот какое дело! А зачем? К чему пристало? Скажи ты на милость! Человек-то он буйный да пьяный, Африкан-то Савич... да! Митя. Может, дела какие есть у Гордея Карпыча с Африканом Савичем. Пелагея Егоровна. Какие дела! Никаких делов нет. Ведь он-то, Африкан-то Савич, с агличином всё пьют. Там у него агличин на фабрике дилехтор - и пьют... да! А нашему-то не след с ними. Да разве с ним сговоришь! Гордость-то его одна чего стоит! Мне, говорит здесь не с кем компанию водить, всё, говорит, сволочь, всё, видишь ты, мужики, и живут-то по-мужицки; а тот-то, видишь ты, московский, больше всё в Москве... и богатый. И что это с ним сделалось? Да ведь вдруг, любезненький, вдруг! То все-таки рассудок имел. Ну, жили мы, конечно, не роскошно, а все-таки так, что дай Бог всякому; а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то. Перенял, перенял, уж мне сказывали... все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно - хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Да, да!.. Надень, говорит, чепчик!.. Ведь что выдумает-то!.. Прельщать, что ли, мне кого на старости, говорю, разные прелести делать! Тьфу! Ну вот поди ж ты с ним! Да! Не пил ведь прежде... право... никогда, а теперь с этим с Африканом пьют! Спьяну-то, должно быть, у него (показывая на голову) и помутилось. (Молчание.) Уж я так думаю, что это враг его смущает! Как-таки рассудку не иметь!.. Ну, еще кабы молоденький: молоденькому это и нарядиться, и все это лестно; а то ведь под шестьдесят, миленький, под шестьдесят! Право! Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русской-то наш обычай испокон веку живет! Старики-то не глупей нас были. Да разве с ним сговоришь, при его же, голубчик, крутом-то характере. Митя. Что говорить! Строгий человек-с. Пелагея Егоровна. Любочка теперь в настоящей поре, надобно ее пристроить, а он одно ладит: нет ей ровни... нет да нет!.. Ан вот есть!.. А у него все нет... А каково же это материнскому-то сердцу! Митя. Может быть, Гордей Карпыч хотят в Москве выдать Любовь Гордеевну. Пелагея Егоровна. Кто его знает, что у него на уме. Смотрит зверем, ни словечка не скажет, точно я и не мать... да, право... ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего. (Встает.) Заходи, Митенька. Митя. Приду-с. Гуслин входит. ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Те же и Гуслин. Пелагея Егоровна. Вот и еще молодец! Приходи, Яшенька ужо к нам наверх с девушками песни попеть, ты ведь мастер, да гит...
Другие файлы:

Бедность не порок (По стихотворению Р. Бёрнса "Честная бедность")

Бедность не порок

Избранные пьесы
В сборник вошли знаменитые пьесы великого русского драматурга Александра Николаевича Островского:Свои люди - сочтемся; Бедность - не порок; Гроза; Лес...

Пороки сердца
Врожденный порок сердца, его причины и виды. Признаки врожденного порока сердца у новорожденного. Дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок...

Врожденный порок сердца
Сочетанный неклассифицируемый врожденный порок сердца. Дефект межжелудочковой перегородки, дефект межпредсердной перегородки, атрезия трехстворчатого...