Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Крушение идеи Раcкольникова. Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание"

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Крушение идеи Раcкольникова. Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание"Беспредельность желанна и разрушительна одновременно. Обратная дорога из этого запретного мира почти невозможна. Герою предстоит перенести слишком многое, чтобы вернуться в мир людей. Способен ли на это возвращение Раскольников?В финале романа Достоевский дает надежду на такое возвращение - лишь надежду. Самое главное и самое сложное для героя - раскаяться: чтобы снова начать жить, смотреть на мир иными глазами, необходимо покаяние.Гордец должен смириться. Покаяние - это не просто признание своей ошибки (простите, я больше не буду!), но древнейший обряд очищения души, дающий согрешившему надежду на спасение, шанс начать жизнь еще раз.Покаяние - это страдание: потому что уже ничего нельзя поправить. Покаяние - это самоотречение, за которым следует искупление. Это мучительно долгий путь.Даже на каторге Раскольников не хочет отступить от своей теории. Просто - думает он - у него, именно у него, не получилось. А идея его - неподсудного людскому суду героя - так и осталась в мире.Все изменяется лишь в эпилоге.Достоевский ищет истоки раскольниковской теории, глубоко и подробно исследует, как могла зародиться эта идея в человеке, насколько изменила его личность. А параллельно с этим идет не менее напряженный поиск выхода из тупика, в который попала обольщенная дьявольской идеей душа, поиск пути назад - из бездны морального беззакония в мир людей.Зародившись в воспаленном мозгу измученного героя, теория начинает самостоятельную жизнь, порабощая и разрушая его личность, парализуя его волю. Избавиться от власти этой идеи можно, лишь представив себе ее логическое завершение, въяве или мысленно "прожив" ее до конца. И Достоевский заставляет своего героя - а с ним и читателей - пройти этот путь.Вооружившись топором, идет Раскольников на "пробу" - убивать мерзкую старуху, несущую только зло. Но жизнь нарушает разработанный героем сценарий: в квартиру к старухе неожиданно приходит ее сестра - беззащитная, безобидная Лизавета. Раскольников вынужден убить и ее. То, что Лизавета - юродивая, блаженненькая, очень важно. В народе юродивые почитались Божьими людьми, и посмеяться над таким человеком, а уж тем более обидеть его считалось делом недостойным и тяжким грехом. Убийство же юродивого воспринималось как особо изощренное вероотступничество... Все это знал Раскольников и убивать Лизавету не хотел, но - отступать было уже некуда: все его движения подчинены отныне не свободной воле, но идее.Лизавета гибнет - пролилась безвинная кровь. Гибнет и ее неродившийся ребенок: ведь Лизавета, вероятно, беременна. К убийству юродивой добавляется и убийство младенца.Идея заставила Раскольникова против его воли пролить человеческую кровь, стеной встала между ним и миром, навеки отделила от матери и сестры. Он страдает, он мечется в исступлении, чувствуя, что происходит что-то непредвиденное, что-то страшное: "Разве я старуху убил? Я себя убил!" Душу свою убил, уничтожил Бога в себе. Его преступление - есть истинное переступание запретной черты, морального закона. И вот во сне происходит новое убийство: Раскольникову снится, что старуха снова жива - и он вновь опускает топор на ее голову, вновь ее убивает, добивает с ожесточением! Вспомните, ведь даже преступника не казнили вторично, если почему-либо казнь не свершилась: оборвалась веревка, пуля лишь ранила. Считалось, что сам Господь вмешался в людское правосудие. Но в душе Раскольникова рухнули моральные преграды: он снова убивает ту, на кого однажды уже поднял руку.А количество его жертв растет: "взяли" некоего Миколку, обвинив в убийстве Алены Ивановны, - уже четвертая жертва. Пятой станет Пульхерия Александровна - она не смогла пережить случившегося с любимым сыном.И наконец, Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением-предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга - и все меньше живых остается на нашей планете, охваченной вирусом наполеоновской идеи. Пустая земля, где люди перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается - может наконец начаться - его путь к людям.Список литературыМонахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.2. - М.: "Марк", 1994.Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.- М.: "Художественнаялитература", 1986.М.М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского. М.: "Алконост", 1994....
Другие файлы:

Достоевский - "Преступление и наказание"
Дубаков Сергей, 132 гр.`САМООПРАВДАНИЕ ИЛИ САМООБМАН РАСКОЛЬНИКОВАСочинение по роману Ф.М.Достоевского"Преступление и наказание"В своем романе "Престу...

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
Центральным героем романа Ф М. Достоевского "Преступление и наказание" является Родион Раскольников. Что же это за идея? Достоевский-психолог раскрыл...

Ф.М. Достоевский, роман "Преступление и наказание". История создания и жанр произведения
История работы великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского над романом "Преступление и наказание". Обращение к проблеме преступления и...

Преступление и наказание. Достоевский Ф.М.

Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание"