Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Жанровое разнообразие поэмы Пушкина "Руслан и Любмила"

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико-драматическая и др.Существует много различных мнений критиков насчет жанровой принадлежности “Руслана и Людмилы”. Критик Маймин Е.А. писал, что “по своему жанру “Руслан и Людмила” — шуточная и ироническая поэма-сказка”. “В литературе о Пушкине,— считает Б.Бурсов,—достаточно выяснен вопрос о том, что в “Руслане и Людмиле”, по своему жанру близкой одновременно и сказке и исторической поэме, явно преобладает исторический интерес над сказочным…”.На мой взгляд, “Руслан и Людмила” — оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.Сюжет поэмы — сказочный, в нём все дышит молодостью и здоровьем, печальное не печально, а страшное не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, а страшное становится смешным.Похищение невесты, поиски ее, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения, счастливый конец — все это похоже на сказку. Но по ходу повествования, внутри сюжета, происходит постоянное столкновение сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор — немощным стариком. Торжество правды над коварством, злобой и насилием — вот содержание поэмы. “Руслан…” — только сказка, с обычным в сказках резким противопоставлением добрых и злых персонажей и со счастливой развязкой. Картины боевые чередуются с мирными, веселые и смешные с мрачными и страшными. Сочетание их приобретает иногда резко контрастный характер. В поэмах Пушкина действует тот же закон контрастов, что и в его лирике. Вот нежная, трепетная сцена брачной ночи. Стих льется плавно и певуче:Вы слышите ль влюбленный шепот, И поцелуев сладкий звук, И прерывающийся ропот Последней робости?..(Песнь первая)И вдруг резкий переход к страшному и таинственному. Внезапность события подчеркивается переносами и темпом стиха; идут быстрые, обрывистые фразы:... Супруг Восторги чувствует заране;И вот они настали... Вдруг Гром грянул, свет блеснул в тумане, Лампада гаснет, дым бежит, Кругом все смерклось, все дрожит, И замерла душа в Руслане... Все смолкло. В грозной тишине Раздался дважды голос странный,И кто-то в дымной глубинеВзвился чернее мглы туманной...(Там же)Или:В то время доблестный Фарлаф,Все утро сладко продремав,Укрывшись от лучей полдневных,У ручейка, наедине,Для подкрепленья сил душевных,Обедал в мирной тишине.Как вдруг он видит: кто-то в поле,Как буря, мчится на коне;И, времени не тратя боле,Фарлаф, покинув свой обед,Копье, кольчугу, шлем, перчатки,Вскочил в седло и без оглядкиЛетит — а тот за ним вослед.(Песнь вторая)К чертам исторической поэмы относятся имена, которые восходят к “Истории государства Российского” Карамзина (Рогдай, Фарлаф), и описание реальных исторических событий.В шестой песне поэма наиболее приближается к историческому повествованию: осада Киева печенегами уже представляет собой художественное преображение научного источника. Тон поэмы в шестой песне заметно меняется. Фантастику сменяет история. Сады Черномора заслонены подлинной картиной стольного города перед приступом неприятеля:…КиевлянеТолпятся на стене градскойИ видят: в утреннем туманеШатры белеют за рекой,Щиты, как зарево блистают; В полях наездники мелькают, Вдали подъемля черный прах;Идут походные телеги,Костры пылают на холмах.Беда: восстали печенеги!Это уже достоверное и точное описание войны X века с ее вооружением, тактикой и даже средствами сообщения. Это уже начало исторического реализма. Со сказкой и историей тесно соседствует ирония. Автор не стесняется подшучивать над своей героиней даже в самые трагические для нее минуты. Она плачет, — однако “не сводит взора” с зеркала; решила утопиться — и не утопилась; говорит, что не станет есть,— а затем “подумала — и стала кушать”. Шутки нисколько не нарушают лирического образа героини — напротив, они придают ему “милый” характер. Рогдай в поэме говорит Фарлафу: “Презренный, дай себя догнать! Дай голову с тебя сорвать!”. Сцена борьбы Людмилы с Черномором изображается так: Уж он приблизился: тогда,Княжна с постели соскочила,Седого карлу за колпакРукою быстрой ухватила,Дрожащий занесла кулакИ в страхе завизжала так,...
Другие файлы:

Изучение поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" в средней школе
История создания поэмы А. Пушкина "Руслан и Людмила", ее идея и жанровое своеобразие, сюжетно-композиционная организация. Сказочные герои в поэме. Изу...

Разработка жанра романтической поэмы в творчестве Пушкина
Изучение литературного творчества русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Характеристика сказочной поэмы "Руслан и Людмила" как поэтического воп...

Урок-игра по поэме "Руслан и Людмила" (5 класс)
Главные герои поэмы А.С. Пушкина. Описание старинных доспехов по картинам В. Васнецова "Витязь на распутье" и "Три богатыря". Викторина по поэме "Русл...

Пушкин в Петербурге (1917-1820 гг.)
Участие А.С. Пушкина в деятельности тайной организации "Союз благоденствия" в 1818 г. в Петербурге. Заседания литературного общества "Арзамас". Истори...

Жанровое своеобразие поэмы Мертвые души