Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Мастерство писателя на примере И. А. Бунина

Тип: сочинение
Категория: Литература
Скачать
Купить
Мастерство писателя на примере И. А. Бунина(по рассказу “Братья”)ТРОПЫМетафора – оборот речи, употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.…беззвучно и несказанно широко распахивалась вокруг парохода голубая бездна бездн… (вместо “море”)Гипербола – преувеличениеИ пошел, пошел мотать его пьяный и с головы до ног мокрый рикша, возбужденный ещё и надеждой получить целую кучу центов.Литота – преуменьшение.Олицетворение – представление неживого в виде живого, наделение неживого чертами и способностями живого.Ночь быстро гасила сказочно-нежные, розовые и зеленые краски минутных сумерек…Перифраз – выражение, описательно передающее смысл другого выражения или слова.Но у рикши ещё долго были круглые глаза, - совсем как у той, страшной, которую он представил себе – медленно, тугим жгутом выползающую из корзины и с шипением раздувающую свое голубым отблеском мерцающее горло.(вместо “змея”)Метонимия – необразный перифраз; оборот речи, замена одного слова другим, смежным по значению.Много этих тел плещется со смехом, криком и в теплой прозрачной воде каменистого прибрежья. (вместо “люди, подростки”)Синекдоха – вид метонимии, название части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот.Ирония – тонкая, скрытая насмешка.Символика – символическое значение, приписываемое чему-н.; совокупность символов (символ – условный знак какого-л. понятия, явления, идеи)Аллегория – выражение чего–л. отвлеченного, мысли, идеи в конкретном образе.РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫКонтраст, Антитеза – противопоставление, противоположность.Оксюморон – совмещение несовместимых по смыслу определения и определяемого словаЭпитет – яркое определениеАнафора – повторение слова, выражения в начале строки, строфы, абзаца, части.Эпифора - повторение слова, выражения в конце строки, строфы, абзаца, части.Рефрен – стих, строфа, фраза, предложение, регулярно повторяющийся в произведении; мотив, проходящий через всё произведение.Синдетон – бессоюзие.Полисиндетон – многосоюзие.Градация – последовательность, постепенность (обычно нарастающая) в расположении чего-л., при переходе от одного к другому.Эллипсис – пропуск (на письме - тире).Энжанбеман – перенос на другую строкуРеминисценция – смутное воспоминание; отголосок, влияние чьего-л. творчества в худ. произведении.С красным текстом – РАССКАЗ КАК ЖАНР,синим – МАСТЕРСТВО ПИСАТЕЛЯ,черным –общее.Пояснение: если Вы пишите сочинение на тему МАСТЕРСТВО ПИСАТЕЛЯ, то смело переписывайте текст целиком, просто пропуская фразы, помеченные красным, для сочинения РАССКАЗ КАК ЖАНР – пропускайте предложения, помеченные синим цветом.И. А. Бунин – признанный мастер слова. Но ведь среди его читателей не только литературоведы, но и люди, практически не знакомые с теорией литературы, тем не менее, любящие его за нежное, мягко-туманное течение его прозы, за скрывающуюся в глубине шуршащих, звенящих, влекущих фраз философию, которую читатель чувствует, несмотря на то, что Бунин практически никогда не ставит прямых вопросов и никогда не отвечает на них прямо. Как достигает автор этого взаимопонимания с читателем? Живут ли его приемы жизнью, параллельной теме рассказа, являясь отражением ее? Попробуем ответить на эти вопросы, рассмотрев динамику одного из тропов, перифраза, и его разновидности – метонимии, в рассказе “Братья”.ДЛЯ ЖАНРА: И. А. Бунин – признанный мастер слова. Но его рассказы притягивают не только литературоведов, но и неискушенных читателей нежным, мягко-туманным течением повествования, скрывающейся в глубине шуршащих, звенящих, влекущих фраз философией, которую читатель чувствует, несмотря на то, что Бунин никогда не ставит прямых вопросов и никогда не отвечает на них прямо. Как достигает автор этого взаимопонимания с читателем? И почему именно рассказы, а не более крупные формы, так привлекают читателя в Бунине? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим один из рассказов писателя – “Братья” - и найдем в нем особенности этого жанра.Сначала обозначим рамки понятия “рассказ”: рассказ – это маленькая эпическая форма, раскрывающая общечеловеческие проблемы, ставящая на первый план не только самого героя и события, как правило, выраженные не так ярко, как в крупных формах, но и выразительные средства языка, жизнь которых четко просматривается именно в небольших произведениях. Итак, любой рассказ обладает двумя сторонами повествования: непосредственно содержанием и его художественным оформлением.Еще при первом прочтении читатель ясно различает два плана рассказа: Цейлон с его первобытностью, жарой и неуместными здесь европейскими костюмами и окриками по-английски и пароход, на котором один из героев рассказа, англичанин, уплывает от “земли прародителей” в Европу. Какую роль играет выбранный нами троп в изображении этих двух контрастных частей рассказа? Такая двуплановая композиция, где части контрастны одна другой, характерна не только для Бунина (“Господин из Сан-Франциско”), но и для других авторов XX века: двучастные рассказы мы встретим у Солженицына, яркие противопоставления событий найдем в некоторых рассказах Андреева (в “Бездне” вечерняя прогулка противопоставляется ночному происшествию) и в произведениях других писателей. Этих авторов объединяет одно: использование двух полюсов рассказа для раскрытия тех самых “общечеловеческих проблем”, о которых мы говорили выше.Но – вернемся к “Братьям”. Наиболее самостоятельным тропом, создающим будто параллельный, а на самом деле тесно переплетенный с содержанием мир в рассказе является перифраз, и первая ласточка его - Первая<...
Другие файлы:

Иван Алексеевич Бунин
Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина. Взаимоотношения писателя с родителями. Ранний период творчества И.А. Бунина. Выход в большую литературу....

Роль пейзажа в произведениях И.А. Бунина
Биография Ивана Алексеевича Бунина. Особенности творчества, литературная судьба писателя. Тяжёлое чувство разрыва с Родиной, трагедийность концепции л...

Жизнь и творчество И.А. Бунина
Детские годы писателя И.А. Бунина, его учеба в гимназии и первые "пробы пера". Женитьба, переезд в Полтаву и очарование землей Малороссии. Путешествия...

Жизнь и творчество И.А. Бунина
Детство и юношеские годы И.А. Бунина - известного русского писателя и поэта. Его обучение в Елецкой гимназии. Работа Бунина в редакции газеты "Орловск...

Художественное мастерство А. И. Куприна (на примере полесских рассказов писателя)