Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Тема свободы у Пушкина

Тип: сочинение
Категория: Литература
Скачать
Купить
Тема свободы у ПушкинаТема свободы – одна из важнейших тем в лирике Пушкина. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась “святым провиденьем”, когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы (“И.И. Пущину”). Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом – предметом “похвального слова” (“Хочу воспеть Свободу миру”), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками (“звезда пленительного счастья”), то шагом от заблуждений и суетной жизни к “блаженству” истины и мудрости (“Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить”), то смыслом поэтической “жертвы” (“Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей”) и обозначением душевного состояния поэта (“тайная свобода”).Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.Петербургский период. Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Пушкин нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.Аллегории свободы противопоставлены аллегорическим образам “Тиранов мира”, “Неправедной власти”, “увенчанного злодея”... “Вольность” – весь мир, а не только Россия лишен свободы, а поэтому нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Но это также взгляд просвещенных дворян. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В ни хон видит источник несвободы... ...с апелляцией к разуму монарха...Поэт – противник насилия, свобода не может быть достигнута в рез-те революции (акт возмездия тиранам).В “Деревне” свобода не абстрактная идея всеобщего блага, а конкретно – свобода русского крестьянства..В “К Чаадаеву” на первый пан выходит внутренняя свобода, без которой не мыслится свобода общественная. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге.Романтическая лирика 1820-1824. Тема свободы – центральная. Кинжал – “тайный страж свободы” (“Кинжал”), “Наполеон”, К морю” – пронизывает мотив свободы. “К Дельвигу” – “одна свобода мой кумир”. Свобода для Пушкина в годы изгнанничества – один из политических символов, готовился к дороге “в дыму, в крови, сквозь тучи стрел”, ведущей к торжеству свободы.В 1823 – разочарование, пессимистические настроения из-за: 1) поражение европейских революций; 2)в заговорщиках, которые не решались посвятить...3) сомнения в возможности скорой революции. “Свободы сеятель пустынный...” – кризис веры в возможность скорого достижения общественной свободы (люди оказались не готовы к восприятию “живительного семени” свободы.)Ведущим стал мотив личной свободы. “Узник” – на воле есть все, что ассоциируется с личной свободой – тучи, гора, “морские края”, ветер. Узник – это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный, не сдавшийся. “К морю” – море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, всегда ассоциировались со свободой. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Море – еще и символ человеческой жизни, которую может “вынести” куда угодно, к любой “земле”. Но теперь его понимание свободы стало другим – т.к. свобода – благо, неугодное тиранам, он жаждет свободы стихийной, ее идеал всегда живет в сердце человека. “Во глубине...” – послание написано языком политических аллегорий, близких и понятных декабристам. Конец 20-х – 30-е. Свобода – личная независимость, “достоинства личного”. Любое нарушение прав личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление личности человека, стремление унизить его, низвести до положения раба.Свобода для Пушкина – это свобода иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать “громкие права, от коих не одна кружится голова”. К личной неприкосновенности относятся и семья, дом творческий путь. Итог. “Я памятник...”. Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека, Пушкин пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведениями искусства, созданные художниками – людьми, вдохновленными Богом.