Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Роль ремарок в пьесе Островского "Гроза"

Тип: сочинение
Категория: Литература
Скачать
Купить
Роль ремарок в пьесе Островского "Гроза"“Народная трагедия” Островского “Гроза” относится к драматическому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. В этой драме затрагиваются многие важные аспекты жизни мещанства и купечества в конце 50-х годов XIX века, и автор не может не выразить своего мнения, но для драматического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны: через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и т. д.По мере развития русской драматургии изменялась и роль ремарок. У Грибоедова это в основном описание действий, а у Чехова они несут и очень большую смысловую нагрузку. Пьесы Островского предназначались и для чтения, поэтому ремарки его хотя и состоят из довольно коротких вставок, но несут большой внутренний потенциал.Ремарки в “Грозе” описывают пейзаж, обстановку, героев и их поведение.Лексика, используемая в комментариях действий, придает им более определенное значение: “Кабанов бросается бежать”, и не “бежит”.Пейзаж описывается подробно только в нескольких случаях: действия I и IV с видом на Волгу и овраг (сц. 2, д. III). В этих сценах Катерина освобождается от человеческих законов и обычаев и отдается природным порывам.Можно дополнить вид на Волгу в “Грозе” (“Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид”) пейзажем из “Бесприданницы”, действие которой тоже происходит “на высоком берегу Волги”: “Вид на Волгу, на большое пространство: леса, села и проч.”. И мы видим, насколько жестокий, замкнутый мир Кали-нова отличается от внешнего, безудержно-огромного мира, мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами (“Вылетела бы в поле и летала с василька на василек по ветру, как бабочка”).Чувство иной свободы - раскованности, вседозволенности - вызывает в нас ночной пейзаж оврага (“Овраг, покрытый сверху кустами; наверху забор сада Кабановых и калитка; сверху тропинка”). Этот овраг создает ощущение безвыходности, смягчаемое ночной тьмой.Отсутствуют ремарки, описывающие дом Кабановых. С одной стороны, это значит, что дом Кабановых такой же, как и многие другие, то есть подчеркивается типичность семьи. Но с другой - можно предположить, что комнаты пусты, а если дом символизирует души своих владельцев, то и души Кабанихи и Тихона пусты.Лишь немного описывается дом Кабановых в III действии, сцена 1: “Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка”. Но это описание внешнее, без подтекста.В течение пьесы характеры героев не изменяются, а раскрыва ются, но прямых описаний персонажа (как, например, у Гоголя и Ревизоре”) нет.Главные герои - Катерина и Кабаниха - раскрываются на протяжении всей пьесы, а у некоторых персонажей характера вообще нет.Это Борис, которого, по мнению Добролюбова, следует отнест! скорее к обстановке; и Тихон, о котором в списке действующих ли1 сказано просто: “ее (Кабанихи) сын”, действительно, предстае' перед нами лишь как сын Кабанихи, а не личность.Об одежде ремарки очень общие: “Все лица, кроме Бориса одеты по-русски” (с помощью этого выделения Бориса Островскш показывает, что сначала Борис отличался от жителей Калинова, н< Калинов затягивает в себя и не отпускает, и даже одежда не защи тила Бориса от всепроникающей обстановки города.Только один раз автор конкретно говорит об одежде: “Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, поту пив глаза в землю”. Эта ремарка в целом очень значительна и сим волична. Платок Катерины белый, поэтому хорошо виден даж< ночью, т. е. Катерина надеялась, что кто-нибудь ее заметит и удер жит от необдуманного шага, потому что сама она остановиться уж' не могла. На символичном уровне Катерина спускается вниз, в тем ный овраг, чтобы совершить страшный грех - изменить мужу. Он, как будто спускается в Ад, падает с высоты почти ангельского по лета. Белый платок может быть птичьими крыльями, которые Ка терина в бессилье сложила.Ремарки в пьесе “Гроза” служат для раскрытия авторской пози ции и авторского мнения, для характеристики героев и описаню природы и являются одной из незаменимых частей пьесы.
Другие файлы:

Калинов и его обитатели (по драме А.Н. Островского "Гроза")
Лирическое раскрытие картин волжского пейзажа города Калинов в пьесе А.Н. Островского "Гроза". Литературное воссоздание быта Калинина в пьесе: образ у...

Роль ремарок в пьесе Островского "Лес"

Островский а. н. - Роль ремарок в пьесе а. н. островского

Образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Проблема перелома общественной жизни, смены социальных устоев в пьесе А. Островского "Гроза". Образ Кулигина - простого мещанина, механика-самоучки, б...

Феномен и концепции любви в драматургии Н.А. Островского 40-х годов ("Лес", "Бесприданница", "Гроза")
Драма любви в творчестве А.Н. Островского. Воплощение идеи о любви, как о враждебной стихии, в пьесе "Снегурочка". Пьесы как зеркало личной жизни драм...