Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л.Н. Толстого

Тип: сочинение
Категория: Литература
Скачать
Купить
Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л.Н. ТолстогоВ России, да и на всём земном шаре, я думаю, немного было писателей-классиков, кому судьба подарила такую долгую жизнь, которую прожил Лев Николаевич Толстой. Это жизнь гениального художника, глубокого мыслителя, «деятеля по страсти», как назвал писателя его друг – художник И.Е. Репин. Интересная и, по-своему, поучительная судьба каждого человека, сделавшего что-то нужное людям. И вдвойне интересна и значительна жизнь того, кто «был самым сложным человеком среди всех крупнейших людей девятнадцатого столетия».М. Горький, которому принадлежат эти слова, определяя масштабы деятельности писателя и характеризуя сложную противоречивость его личности, нашёл удивительно ёмкую и краткую формулу: «Толстой – это целый мир». «Великим писателем русской земли» называл Толстого Тургенев. Ни одному из писателей минувшего века не удалось так широко и мощно войти в жизнь своих современников, как Толстому.Прожив более восьмидесяти лет он явился свидетелем и участником многих крупных и важных событий. Соответственно, творчество Л.Н. Толстого охватывает большой период времени – с пятидесятых годов девятнадцатого века до десятых годов двадцатого века. Оно выросло на почве современности, стало её зеркалом и правдивой летописью, её могучим рупором.«Почти в каждом новом произведении, - писал о Толстом Н.Г. Чернышевский, - он брал содержание своего рассказа из новой сферы жизни… Как расширяется постепенно круг жизни, обнимаемой произведениями графа Толстого, точно так же постепенно развивается и самое воззрение его на жизнь.» Эти две стороны идейного и творческого развития молодого писателя, проницательно отмеченные Чернышевским, характерны и для всего последующего пути Толстого в литературе.Как меняется сам гений и его взгляды на жизнь так менялись сами герои его произведений.Изображение духовного роста человек, «диалектики души» - самое пожалуй, характерное в творчестве Толстого. Но этим истинно человеческим качеством – богатством душевного мира – он наделяет только симпатичных ему людей. Эта своеобразная традиция прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир; человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера.В «Казаках», какими они сложились в конечном счете, молодой московский дворянин Дмитрий Оленин, никем не гонимый и не утесняемы, покидает, как ему представляется, навсегда Москву, свет. Покидает потому, что в Москве ему не любится и не живётся, молодость проходит напрасно. Он едет на Кавказ, чтобы полюбить там «женщину гор», начать всё заново и совсем по другому.Толстой отправляет своего героя в подобном настроении именно на Кавказ, помня, что здесь природа обладает особенной силой воздействия на человека, а простые люди не испытывали крепостной зависимости, совместная, общая жизнь их не была нарушена, от горький впечатлений от отношений с «господами» они свободны.Таким образом, встреча Оленина с жителями казачьей станицы могла явить собою поставленный в самом чистом виде и при наилучших условиях опыт сближения человека из «образованного сословия» с миром простых людей. Горы Кавказа, а потом природа сразу же очищают душу Оленина. Он становится вольней, естественней во всех своих поступках, в поведении. Казаков он многим привлекает к себе: Ерошку тем, что проявляет внимание и интерес к рассказам старого казака, Марьяну – нежностью, мягкостью своего обращения с ней. Духовный мир гребенских казаков ясен, чист, ему чужды сомнения, терзающие душу Оленина. В «Казаках» уже довольно ясно проявляется толстовская «мысль народная», мысль о том, что искания лучших людей приводят их к глубинам народным, как и источнику самых чистых и благородных побуждений.Губительность для самих людей образованного круга их отдаленности от народа, от народных нужд – тема комедии «Плоды просвещения». Мужики пришли к господам за землёй, но те, оказывается, отгородились от главного, насущного, погрязли в никчемных, неленых занятиях, стали верить в духов и прочую чепуху, ни к чему серьёзному уже неспособны и заслуживают лишь всяческого осмеяния – оно то пьесой и предлагается в форме острой и выразительной.Толстой показал множество сфер бытия, в которых протекает жизнь человека: мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый; мир семьи; мир отдельного сословия; мир всех людей, живущих на земле; мир природы в её самостоятельном развитии. Каждый человек живет во множестве этих миров, так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, обществе…Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми. Его любимым героям свойственно стремление обрести гармонию в общении с людьми. Все они в конченом итоге приходят к мысли о необходимости единения людей. Это важнейший критерий нравственной оценки личности. Эта мысль очень ярко показана в «Войне и мире».«Война и мир» - итог нравственных исканий Толстого, вершина мастерства изображения «диалектики души», жизни сердца и интересов мысли». Толстой прослеживает сложную духовную эволюцию своих любимых героев. Постоянная неудовлетворенность действительностью, стремление жить так, чтобы восстановить внутреннюю гармонию, приводит князя Андрея к мысли, что нельзя жить «в надоевшем ему мире интриг и женщин, французских фраз и пустоты». Он начинает понимать, что может найти смысл в армии, среди солдат.Герои толстого не чужды противоречий, в них происходит упорная внутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. Вот Пьер – натура эмоциональная. Его жизнь – это путь открытий и разочарований, путь сложный и драматический. Путь особенный, неповторимо личный – и вместе с тем, исполненный глубокого исторического значения. Пьера отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Его главная черта – поиски «успокоения, согласия с самим собой», поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение.Вспомним одну из важных вех в жизни Пьера. Женившись на Элен Курагиной, Пьер всё больше осознает, что семейная жизнь его дурна, что жена его безнравственная женщина. В нём растёт недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя.В результате большого морального напряжения происходит взрыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову, повернувшись назад, пошёл в лес, шагаю по снегу, и вслух проговаривая непонятные слова: «Глупо… глупо! Смерть… ложь… - твердил он, морщась». «Глупо» и «ложь» - это опять относится только к нему самому.После всего, что произошло с ним, Пьер был ввергнут в душевный кризис. Кризис, переживаемый героем – это сильное недовольство собой, и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить её на новых, добрых началах.Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, задаёт себе трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я…». Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен. Баздеев и масоны предлагают Пьеру путь нравственного совершенствования. Пьер принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. В нравственном очищении для Пьера заключалась правда масонства и, увлеченный ею, он на первых порах не замечает в масонстве того, что было ложью. Но затем идеи масонства перестают удовлетворять Пьера, и он разочаровывается в нём. Желая разделить судьбу народа, России, Пьер, не будучи военным, принимает участие в Бородинском сражении – его глазами Толстой передаёт своё понимание важнейшего в народной исторической жизни события. И вот, пожалуй, главная веха на пути нашего героя – его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта ознаменовала приобщение героя к народу, народной правде. В плену Пьер обретает «то спокойствие и довольствие собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он «… узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья что счастье в нём самом…».Пьер всегд...
Другие файлы:

Взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого на мораль и духовный мир человека
Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого. Добро и зло в романе "Преступление и наказание". Стремление к нравственному идеалу. Отражение нравстве...

Образы Болконского и Безухова в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего к...

Нравственные категории в рассказе Толстого После бала

Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого После бала

Творчество Льва Толстого
Реалистичное воспроизведение хода военных действий в творчестве Толстого. Раскрытие темы "человек и война": самоутверждения личности, ее морального ис...