Читаем " Вишневый сад"
Читаем " Вишневый сад"Все это значило, друзья, "С приятелем стреляюсь я". (А. С. Пушкин, Евгений Онегин)То их понюхает, то их полижет - очки не действуют никак. (И. А. Крылов. Мартышка и очки.)В. Хализев в пояснительной статье к пьесе Чехова "Вишневый сад" (Москва, Искусство, 1969) пишет: (стр 390) Сопоставляя Раневскую, Лопахина, Трофимова с окружающей их средой, автор "Вишневого сада" решительно выступает в качестве их адвоката. Благодаря беглым характеристикам так называемых "внесценических персонажей" читателю становится ясно, что Раневская, Лопахин и Трофимов живут среди "чужих" - в окружении людей ничтожных и черствых, грубых и своекорыстных... Героев пьесы стеной обступает вопиющее бескультурье.(стр 391) И центральные персонажи пьесы, показанные на фоне удручающего русского бескультурья, естественно вызывают у нас еще больше сочувствия и уважения. Всей своей духовной сутью они враждебны царящим вокруг жадности и грубости, тупости и распущенности.(стр 392) Сопоставляя главных героев с второстепенными и "внесценическими персонажами"... Чехов побуждает задуматься, какими немногочисленными и слабыми являются ростки культуры в России., как теряются оазисы интеллигентности в пустыне умственной отсталости и духовного примитива. Видя, что культура в стране - достояние еще очень немногих, он, естественно, испытывает симпатию ко всем, кто тяготится повсеместной грубостью и непорядочностью, кто способен тонко чувствовать, серьезно думать, кто дорожит своим человеческим достоинством.... рисуя Раневскую, Лопахина, Петю Трофимова "недотепами", он, вместе с тем, дает понять читателю, что это люди чудесные и превосходные, каких очень мало, что их легкомыслие и узость кругозора, незрелость и чудачество - не столько вина, сколько беда, беда тяжелая и неминуемая, ибо, в конечном счете, порождена она царящими в стране бескультурьем и отсталостью. И неудивительно, что в пьесе настойчиво звучит тревожный мотив разобщенности между людьми. Ведь при всем взаимном расположении Раневской, Лопахина и Трофимова, они совершенно неспособны по-настоящему понять друг друга: каждому из них желания, намерения и цели других представляются странными и непонятными. ... (стр 393) Как видно, о каком либо единении между Раневской, Лопахиным, Трофимовым и речи быть не может. Эти люди подобны крыловским лебедю, раку и щуке...Итак, Хализев делит мир на хороших людей и плохих людей.Где же проходит граница между хорошими и плохими? Хализев указывает: по Культуре. Культурный значит хороший. Некультурный - значит плохой. Но Культура при этом выглядит только ЯРЛЫКОМ, БРЭНДОМ.При этом все позитивные определения Хализев свалил в одну кучу (тонко чувствовать, серьезно думать, дорожить своим человеческим достоинством), а все негативные - в другую кучу (жадность, грубость, тупость, распущенность).Для того кто согласен с указанной выше логикой пьеса тривиально проста, Лопахин. ...(о Раневской): Хороший она человек. Легкий, простой человек. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой, покойный - он тогда здесь на деревне в лавке торговал - ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу... Мы тогда вместе пришли зачем-то во двор, и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. "Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет... "Итак, отец Лопахина - пьяница и бьет сына по лицу кулаком - это плохой человек. Сын - жертва, значит он - хороший человек. Раневская жалеет молодого Лопахина, значит она тоже хороший человек. Аня любит маму (Раневскую), мама любит Аню. Аня любит Петю, Петя любит ее и ее маму. Раневская любит Петю. Значит все они - хорошие люди. Фирс их всех любит и они его. Значит, Фирс хороший.Яша желает Фирсу сдохнуть, значит Яша плохой.Яша: Надоел ты, дед. (Зевает.) Хоть бы ты поскорее подох.Гаев не любит Лопахина и не любит Варю.Лопахин: Ухожу, ухожу... (Уходит.)Гаев: Хам. Впрочем, пардон... Варя выходит за него замуж, это Варин женишок.Значит Гаев - плохой. Гаев и сестру свою (Раневскую) не очень жалует, хотя и стесняется этих своих мыслей.Гаев: ...вела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении.Ярославская тетка не любит Раневскую - значит тетка плохая.Гаев: Не реви. Тетка очень богата, но нас она не любит.Аня тоже не любит тетку - и правильно.Аня: Я теперь покойна. В Ярославль ехать не хочется, я не люблю бабушкуНо это все - слова. Персонажи оценивают друг друга в меру своей проницательности и склонности. В сторону слова, поговорим о делах. Вспомним о тех немногих поступках персонажей, которые нам достоверно известны из текста пьесы:Бабушкины деньгиРаневская: ...Я уезжаю в Париж, буду жить там на те деньги, которые прислала твоя ярославская бабушка на покупку имения - да здравствует бабушка! - а денег этих хватит ненадолго. Перед этимЛюбовь Андреевна: А Леонида все нет. Что он делает в городе так долго, не понимаю! Ведь все уже кончено там, имение продано или торги не состоялись, зачем же так долго держать в неведении! Варя (стараясь ее утешить): Дядечка купил, я в этом уверена. Трофимов (насмешливо). Да. Варя. Бабушка прислала ему доверенность, чтобы он купил на ее имя с переводом долга. Это она для Ани. И я уверена, бог поможет, дядечка купит. Любовь Андреевна. Ярославская бабушка прислала пятнадцать тысяч, чтобы купить имение на ее имя, - нам она не верит, -Перед этимАня. Приезжаем в Париж, там холодно, снег. По-французски говорю я ужасно. Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно.
|