Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

“И мгла исчезает. . . ”

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
“И мгла исчезает. . . ”Мотивная структура элегии В. А. Жуковского «Море»Александр ШуралёвКушнаренковский педагогический колледжРеспублика БашкортостанНаряду с разными видами лингвистического и литературоведческого анализа небезынтересно и, думается, небесполезно рассмотреть на уроке текст элегии В. А. Жуковского «Море» с культурологической точки зрения, выявив его мотивную структуру в её взаимосвязи со сходными мотивами других литературных произведений. В первой строчке — “Безмолвное море, лазурное море”, содержащей начало обращения лирического героя к морю, мы обнаруживаем 1) мотив диалога человека и природы. Причём это весьма своеобразный диалог, который строго терминологически мы должны были бы назвать монологом, поскольку, во-первых, весь текст — это обращение лирического героя к морю, то есть монолог лирического героя, во-вторых, уже самое первое слово текста — “безмолвное” — как бы подчёркивает, что ответов от моря не будет. Но море — это часть природы. Частью природы является и сам человек. По мере развития монолога мы видим желание лирического героя постигнуть тайну моря, проникнуть в глубинный смысл его бытия, как бы посмотреть на мир глазами моря. Задавая морю, по сути, риторические вопросы, лирический герой сам же на них и отвечает, то есть это уже не только монолог в исконном смысле термина. Также мы видим, как от строчки к строчке море всё более отражает человеческую сущность, происходит взаимопроникновение духовного мира человека и моря. Следующая особенность обращения человека к морю, которая сразу же бросается в глаза, — это то, что лирический герой говорит с морем на “ты” и тем самым подчёркивает близость и биологическое, и духовное родство человека и моря. Человек видит в море себя и море в себе. Таким образом, здесь просматривается следующий мотив — 2) мотив близости, биологического и духовного родства человека и природы, их взаимосвязи, взаимоотражения, взаимопроникновения. Во второй строчке — “Стою очарован над бездной твоей” — мы обнаруживаем 3) мотив чарующего воздействия природы на человеческое сознание (вспомните аналогичное пушкинское “Очей очарованье!”, “очарованный странник” Н. С. Лескова). В третьей и четвёртой строчках:Ты живо, ты дышишь; смятенной любовью,Тревожною думой наполнено ты. . . —мы обнаруживаем 4) мотив любви ко всему живому и сущему, выражающийся в одушевлении моря, и 5) мотив наделения природы разумом. Следующая строчка — “Открой мне глубокую тайну свою” — содержит 6) мотив проникновения в тайны природы как пути открытия и осмысления своего предназначения в жизни и поисков смысла жизни вообще. Проделаем такую же работу с последующими строчками элегии. Что движет твоё необъятное лоно?Чем дышит твоя напряжённая грудь? —7)мотив вечного движения как способа существования материи и стремления открыть первопричину этого движения, первопричину возникновения жизни на земле;Иль тянет тебя из земныя неволиДалёкое, светлое небо к себе? —8)мотив вечной устремлённости земного к небесному, к идеалу, вечного стремления к неземной свободе, вечного конфликта души и тела, вечной неудовлетворённости земным бытием;Таинственной, сладостной полное жизни,Ты чисто в присутствии чистом его. . . —9)мотив нравственного очищения посредством следования возвышенным идеалам; 10)мотив сочетания полноты жизни и чистоты её (чем полнее жизнь, тем она чище, и чем чище жизнь, тем она полнее);Ты льёшься его светозарной лазурью. . . —11)мотив вторичности земного по отношению к небесному;Вечерним и утренним светом горишь. . . —12)мотив бесконечности света; 13)мотив чередования вечера и утра, заката и восхода, цикличности земного существования (вспомните — “И был вечер, и было утро”);Ласкаешь его облака золотые. . . —14)мотив лелеяния человеком своей даже недостижимой мечты; 15)мотив постоянной потребности наделять кого-либо своей лаской, мотив источения нежности;И радостно блещешь звездами его. . . —16)мотив сопричастности радости другого живого существа, умения радоваться за других;Когда же сбираются тёмные тучи —Чтоб ясное небо отнять у тебя. . . —17)мотив трагичности существования живого на земле;Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу. . . —18)мотив вечной борьбы добра и зла, светлых и тёмных сил;И тьма исчезает, и тучи уходят. . . —19)мотив духовного оптимизма (вспомните — “Завтра будет лучше, чем вчера”), торжества добра над злом, светлых сил над тёмными;Но, полное прошлой тревоги своей,Ты долго вздымаешь испуганны волны. . . —20)мотив отражения какого-либо события в его последствиях (эффект брошенного в воду камня); 21)мотив неразрывности прошлого, настоящего и будущего;И сладостный блеск возвращённых небесНе вовсе тебе тишину возвращает. . . —22)мотив личного участия земных существ в творении своей судьбы; 23)мотив вечного изменения, метаморфоз, перехода из одного состояния в другое;Обманчив твой неподвижности вид. . . —24)мотив неадекватности внешних проявлений земных существ их внутреннему состоянию;Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,Ты, небом любуясь, дрожишь за него. . . —25)мотив ответственности земных существ за всё происходящее во вселенной, сопричастности каждого живого существа всей вселенной жизни.
Другие файлы:

Законы исчезновения
В разбросанных по Обитаемому Космосу Мирах правит бал Демон Исчезновений. Исчезает брат, исчезает враг, исчезает друг... На поиски исчезнувших отправл...

Война в потемках
Кто выдумал, будто общая беда объединяет даже врагов, заставляя в дружном противостоянии ей забыть старые обиды? Мгла накрыла планету, оторванную от с...

Метафора как средство оптимизации понимания художественного текста
Различные подходы к рассмотрению роли метафоры в художественном тексте. Метафора как эффективное средство выражения художественной мысли писателя, лин...

Когда исчезает страх
Скачать:...

Награда рыцаря
Когда на землю опускается ночная мгла, нежная и кроткая леди Мириел становится таинственной благородной разбойницей... Кто бы мог в это поверить? Никт...