Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Образ Медного Всадника в поэзии конца XX века

Тип: реферат
Категория: Литература
Скачать
Купить
Образ Медного Всадника в поэзии конца XX векаТатьяна Шелыгановашкола №135 Санкт-ПетербургПетербургская поэзия, склонная к перечислению городских доминант, к постоянным архитектурно-литературным цитатам, неравнодушна к “кумиру на бронзовом коне”. Наиболее явственно эта тема прозвучала в поэме А.С.Пушкина “Медный Всадник”, которую можно считать ядром так называемого петербургского текста русской литературы.Каждое поколение по-своему прочитывает эту поэму, проверяя себя и эпоху обращением к монументу и к его метафизической истории, так как Пётр, постоянно напоминающий о себе памятником на Сенатской площади, стал тем первоначалом, которое определяет жизнь любого петербуржца 1. О каждой эпохе, и не только литературной, можно судить по тому, что увидела она в облике памятника Фальконе и как прочитала его литературный двойник – поэму Пушкина.В противовес XIX веку в начале века XX в литературе уже не было однозначного и окончательного взгляда на памятник, на ПетраI и его историческую роль. На первый план вышло единоборство Петра и змея, зазвучала тема возмездия (поэма Блока “Возмездие”), тема исторической провокации (роман А.Белого “Петербург”). Позднее Пётр становится двойником лирического героя раннего Маяковского (“Последняя петербургская сказка”), а Осип Мандельштам ощущает своё родство с другим героем пушкинской поэмы – Евгением (“Петербургские строфы”).Современная нам эпоха, ориентируясь во многом на культуру “серебряного века”, даёт свой, насыщенный цитатами и реминисценциями комментарий к пушкинской поэме.Восприятие Петра и, как следствие, памятника ему у современных авторов многопланово. Присутствуют историософская (А.Городницкий, стихотворение “Петербург”), фольклорно-лубочная (В.Шефнер, “Пётр”), метафизическая (всадник-фантом из “Петербургских стансов” Г.Марка), легендарная (всадник-страж города из стихотворения В.Лелиной “Залив заливается...”) традиции восприятия этого образа. Как и в прежние времена, современные поэты ощущают в создании Фальконе–Пушкина имперское начало. По-прежнему грозен Пётр, несущийся в бездну времён; по-прежнему бросает вызов Всаднику Евгений, маленький человек, бессильный перед огромным государством. Он и сегодня герой “русской трагедии”, которая идёт, по словам А.Городницкого, “не первый век и не последний год на фоне европейских декораций” (“Санкт-Петербурга каменный порог...”). Эту трагедию каждый поэт воспринимает по-своему:...красуйся град втемяшенный Петрапорфироносной фиговой ботвой!ужо не выкрикну, но выхаркнупостой!(А.Скидан. “СО-ДОМ”) 2.Жёсткий монолог героя в духе “Записок сумасшедшего” в стихотворении В.Сосноры “По городу медленно всадник скакал...”:По городу медленно всадник скакал.Копыто позванивало как стакан.Зрачок полыхалснежно-белая цельна бледно-зелёном лице.Икона! Тебя узнаю, государь!В пернатой сутанесова-красота!Твойгород! Тебе рапортующий порт.Тыбоцман Сова, помазанник Пётр.Из меди мозги, из меди уста,коррозия крови на
Другие файлы:

Образ дома и двери в рок-поэзии
Поэзия русского рока - коллективный молодежный эпос конца 20 - начала 21 века. Анализ применения образов дома и двери в отечественной рок-поэзии. Мест...

Производство медного купороса из медного лома
Характеристика и способы производства медного купороса. Физико-химические характеристики основных стадий процесса. Грануляция медного лома. Растворени...

"Печальну повесть сохранить": об авторе и читателях "Медного всадника"
В книге проводится исторический, литературоведческий, языковой анализ текста поэмы «Медный всадник»; рассматривается влияние пушкинских героев на лите...

Анализ творчества Бэрримена
Американский постмодернизм. Джон Берримен - творческий путь. Стилистические особенности поэзии Д.Бэрримена. Берримену удалось создать свой стиль в поэ...

Город в творчестве Брюсова, Блока, Маяковского
Темы поэзии Серебряного века. Эпоха больших перемен, серьезных катаклизмов. Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Город в творчестве Блока. Г...