Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Ю. Кристева и литературный семанализ

Тип: научная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Федеральное агентство по образованию РФРоссийский государственный университет им. И. КантаФакультет филологии и журналистикиКафедра истории русской литературыЮ. Кристева и литературный семанализКалининград2010ВведениеЮлия Кристева – известный философ, писатель, исследователь, участница феминистского движения во Франции. Долгое время Ю. Кристева была участницей группы "Tel Quel", которая получила такое название по названию одноименного журнала, который был основан французским писателем Филиппом Соллерсом. Группа "Tel Quel" оказала значительное влияние на работы исследовательницы. Во многом, как и структуралисты, группа сосредоточивала внимание на языке как исходной точке размышлений о субъекте и понимала историю как текст и письмо, не как репрезентацию, а как производство. На этой основе группа пыталась выработать новую концепцию для описания социальной практики.В разные годы Ю. Кристевой были написаны работы: "Полилог", "Разрушение поэтики", "Семиотика" и т.д.поэтика семиотика интертекстуальность генотекстОсновная частьВпервые термин "семанализ" был использован Ю. Кристевой в работе "Семиотика". "Семанализ есть теория текстового значения", изучающая означивающую деятельность и ее типы в тексте, которая была разработана Ю. Кристевой в качестве альтернативы семиологии Ф. де Соссюра. Семиология - "наука, изучающая жизнь знаков в рамках жизни общества", писал Ф. де Соссюр в своей работе "Заметки по общей лингвистике", таким образом, провозглашая основополагающую роль знака в своей теории. Знак, по мнению Ф. де Соссюра, имеет бинарную структуру, где с одной стороны означающее (план выражения), а с другой означаемое (план содержания).Ю. Кристева же отрицала господство знака, предлагая пересмотр самого понятия знак, его исторического развития, "его отношения к различным типам означивающих практик и его роли в них". Эта наука должна быть построена "не как "семиология" или "семиотика", а скорее как критика смысла, его элементов и законов — как семанализ", который будет строиться на "научной теории системы знаков в истории и истории как системы знаков"и будет иметь критическую направленность.Важной для понимания семанализа является категория текста. Текст Ю. Кристева понимала как объект, как результат текстопорождения, где процессом текстопорождения является означивание. Текст – это производство, а не произведение. Исследовательница рассматривает текст как "некое транслингвистическое устройство", как "текстовую продуктивность", которая являясь внутренней мерой литературы (текста), "не есть литература (текст), подобно тому, как любой труд есть внутренняя мера стоимости, но не сама стоимость". Текст не показывает нечто реальное, текст трансформирует реальность.Однако объектом семанализа Ю. Кристевой становится не любое литературное произведение, но только такое, которое имеет отношение к знаковой семиотической практике и, "будучи идеологемой, уже завершено, замкнуто в самом своём начале". "Идеологемой" Ю. Кристева называет пересечение конкретной текстовой организации как семиотической практики с иными высказываниями, которые она вбирает в своё пространство или к которым она отсылает в пространстве внеположных ей текстов. Идеологема представляет собой интертекстовую функцию, задающую структуре текста исторические и социальные координаты.В теории Ю. Кристевой можно выделить два поля - семиотическое и символическое, на пересечении которых возникает "говорящий субъект". Семиотическое представляет собой долингвистическое пространство языка, которое является фундаментальной стадией для формирования субъекта. В его основе лежит знак. Субъект такого дискурса отождествляет себя со знаком. Символическое же формируется под воздействием речи "другого" (адресата). Средние века, говорит Кристева, были эпохой символа, когда любой элемент имел значение в соотнесении с другим элементом при господстве означаемого.Отношения семиотического и символического можно сопоставить с отношениями понятий "генотекст" и "фенотекст".Доязыковые семиотические процессы формируют генотекст. "Понятие генотекста описывает возникновение объекта и субъекта, конституирование ядра значения". Генотекст исследовательница называет бесконечным означающим. ...
Другие файлы:

Юлия Кристева и французская феминистская теория
Феминистская теория в контексте гуманитарного знания XX века. Основные идеи и понятия феминизма 60-х—70-х годов ХХ века. Французский феминизм и критик...

К. Чуковский — журналист и литературный критик
Описание: В книге, предназначенной для широкой читательской аудитории, в том числе и для специалистов по истории русской литературы и литературной кри...

Есенинские осенины. Музыкально-литературный материал для детей 5-8 лет
В пособии представлены сценарии поэтического праздника, беседы-концерта, конспекты тематического, доминантного и комплексного занятий для детей старше...

Литературный язык и его основные признаки
Разновидности литературного языка в Древней Руси. Происхождение русского литературного языка. Литературный язык: его основные признаки и функции. Поня...

Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф
Михаил Ямпольский (р. 1948) - автор многочисленных работ по вопросам киноискусства, семиотики, культурологии. Его новая книга "Память Тиресия" на мате...