Поэтика жанра антиутопии в творчестве Кира Булычева ("Любимец", "Перпендикулярный мир")
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева»Филологический факультетКафедра литературы и МПЛВыпускная квалификационная работаПоэтика жанра антиутопии в творчестве Кира Булычёва(«Любимец», «Перпендикулярный мир»)Студентки 5 курсаТ.Ю.Никитина очной формы обученияМеньших Анастасии НиколаевныНаучный руководительЮ.А.ТарабукинаТобольск 2009СодержаниеВведениеГлава 1. Антиутопия как жанр фантастической литературыГлава 2. Поэтика антиутопии в романе «Любимец» и повести «Перпендикулярный мир» Кира Булычёва2.1 Полемика с утопическими идеалами2.2 Псевдокарнавал как структурный стержень2.3 Пространственно-временная организация2.4 Отношения социальной среды и личности как основа конфликтаЗаключениеБиблиографический список использованной литературыВведениеИзучение творчества Кира Булычёва (1934-2003) в современном литературоведении является достаточно актуальным.Творчество Кира Булычёва привлекательно не только детскому, но и взрослому поколению. Фантаст умеет создать произведение, где соединены увлекательность, научность, фантастичность и развлекательность. Это подчинено авторскому желанию создать оригинальное произведение. Его яркие, смелые и непосредственные герои, такие, как Алиса Селезнёва, Кора Орват и Андрей Брюс, запомнились и полюбились многими читателями.Интересен тот факт, что под псевдонимом Кир Булычёв скрывается видный ученый, востоковед, доктор исторических наук, лауреат Государственной премии СССР, член Географического общества СССР Игорь Всеволодович Можейко. В советское время подобная ситуация – учёный пишет фантастику – была воспринята неоднозначно: интеллигенция возмущалась, читатели были удивлены разносторонностью писателя.Вот что говорит об этом сам писатель: «Как я совмещаю работу в институте и литературу? Они друг дружке периодически мешают, но не враждуют. Я обе работы люблю. Может, потому, что они очень разные» [Булычев 1988: 43].И: «В литературе через фантастические коллизии я стараюсь рассказать о наших сегодняшних проблемах, а в истории я стараюсь понять, какие же проблемы были у людей, живших в давние времена» [Ратман 1998: 11].Кир Булычёв создаёт свои произведения в жанре научной фантастики. В них заметен интерес к будущему, и рисует он будущее, исходя из настоящего, соединяя фантастику с наукой и социологией. В изображении будущего он обращается и к утопической поэтике, и к антиутопической.В настоящее время ученых интересует жанр антиутопии в литературе XIX-XX вв. Указанный период памятен многими трагедиями: войны, революции, теракты, экологические катастрофы. Обойти стороной трагические моменты жизни человечества литература, в том числе и фантастическая, не могла. Стремительное развитие науки имеет свои негативные последствия.Внимание привлекают имена Ф.М.Достоевского, Е.И.Замятина, О.Хаксли, Р.Бредбери, но в этот ряд не попадает Кир Булычёв. В романе «Любимец» (1993) и повести «Перпендикулярный мир» (1989) создан мир, построенный на принципах антиутопии. И роман, и повесть после публикации остались незамеченными критиками и литературоведами.Предлагаемая работа посвящена рассмотрению своеобразия антиутопии в творчестве Кира Булычёва.Объект исследования – фантастические произведения Кира Булычёва: роман «Любимец» и повесть «Перпендикулярный мир».Предмет исследования – поэтика антиутопии в фантастических произведений «Любимец» и «Перпендикулярный мир» (полемика с утопическими идеалами, пространственно-временная организация и т.д.).Цель – исследовать типологические черты жанра антиутопии в творчестве Кира Булычёва.Задачи:обосновать правомерность отнесения антиутопии к фантастической литературе;проследить полемику с утопическими идеалами в произведениях «Любимец» и «Перпендикулярный мир» К.Булычёва;проанализировать псевдокарнавал как структурный стержень антиутопии в произведениях «Любимец» и «Перпендикулярный мир» К. Булычёва;выявить пространственно-временную организацию в произведениях «Любимец» и «Перпендикулярный мир» К. Булычёва;исследовать отношения социальной среды и личности как основу конфликта в романе «Любимец» и повести «Перпендикулярный мир»;доказать, что роман «Любимец» и повесть «Перпендикулярный мир» являются антиутопиями.В работе использованы следующие методы исследования: историко-литературный, культурологический и структурно-типологический.Методологической основой нашего исследования явились работы Е.Шацкого, Ю.Кагарлицкого,<...