Типологические черты рыцарского романа в произведении "Песнь о Нибелунгах"
Министерство образования и науки Украины Севастопольский национальный технический университет Кафедра теории и практики переводарыцарский мораль сага нибелунгКурсовая работаТипологические черты рыцарского романа в произведении "Песнь о Нибелунгах"Севастополь 2006ОглавлениеВведениеГлава 1. Культура рыцарской среды и жанровое своеобразие рыцарского романа1.1 Рыцарская мораль и идеалы1.2 Рыцарский роман как жанрГлава 2. Типологические черты рыцарского романа в произведении "Песнь о Нибелунгах"2.1 Характеристика "Песни о Нибелунгах"2.2 Элементы рыцарского романа в "Песни о Нибелунгах"ЗаключениеБиблиографияВведениеАктуальность данной работы обусловлена вопросом о природе возникновения и взаимовлияния жанров, который является одним из самых спорных и одновременно плодотворных в истории и теории литературы.Материалом нашего исследования стала "Песнь о Нибелунгах". Хотя это произведение принадлежит к жанру героического эпоса, в нём мы можем наблюдать многие черты, характерные для рыцарского романа. Сага о Нибелунгах состоит из двух частей: с одной стороны, мифическая история Зигфрида; с другой – история реальных бургундов. Невозможно сказать, когда и как появился миф о Зигфриде: его корни уходят в незапамятные времена предков германцев. Вторая часть саги основана на историческом событии: разгром бургундского королевства гуннами в 437 году. Естественно, подобное уничтожение целого народа оставляет живой след в памяти современников. Вскоре исторический факт стал обрастать легендами; по неизвестным причинам они объединились впоследствии с историей Зигфрида. Эта объединенная сага о Зигфриде и бургундах стала достоянием всех германских народов, была перенесена ими на разные земли, и там уже каждый народ добавил что-то своё к этой саге. Сага, образовавшись в середине V века на территории Рейна около Вормса, просуществовала в устной форме до IX века. В исландской "Эдде" [самый ранний письменный вариант которой восходит к девятому веку] сохранилась одна из первых версий, созданных скандинавскими народами. Знаменитый же немецкий эпос, "Песнь о Нибелунгах", восходит лишь к XIII веку, т.е. его письменная версия является самой поздней по сравнению с другими эпосами ["Песнь о Роланде", "Беовульф", "Эдда"]. Эти две версии, скандинавская и немецкая, хоть и произошли из одного источника, но за века, прошедшие между их возникновением и временем, когда они были записаны, стали двумя разными историями: характеры героев и мотивы, по которым они действуют, разнятся; каждая версия по-разному трактует события.Это различие объясняется тем, что анонимный немецкий поэт, который объединил существовавшие до него поэтические произведения и сказания, принадлежал к другой эпохе – эпохе рыцарства. Таким образом, "Песнь о Нибелунгах" подверглась переосмыслению в соответствии с идеалами того времени. Следовательно, чтобы выявить черты, характерные для литературного произведения данной эпохи, необходимо рассмотреть культуру и быт, при которых оно было создано.Цель исследования – найти в "Песнь о Нибелунгах" типологические черты рыцарского романа.Данная цель обуславливает следующие задачи:проработать критическую литературу по проблеме исследования;выявить ценности, мораль и идеалы рыцарской культуры;проанализировать жанр рыцарского романа и свойственные ему черты;объяснить причины проникновения черт романа в "Песнь о Нибелунгах".Поставленные задачи объясняют выбор структуры курсовой работы: в первой главе приводится характеристика культуры рыцарства и литературы, присущей этому времени. Вторая глава посвящена собственно исследованию, т.е. поиску в "Песни о Нибелунгах" типологических черт рыцарского романа, их характеристика, объяснение причин их появления в произведении.Глава 1. Культура рыцарской среды и жанровое своеобразие рыцарского романа1.1 Рыцарская мораль и идеалыРыцарство своими корнями уходит в варварскую эпоху, что наложило существенный отпечаток на его мироощущение, образ жизни и культурные ценности. Об этих истоках проговариваются рыцарские прозвища и гераль...