Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Философское учение Платона о бессмертии души

Тип: контрольная работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
Произведение Платона "Федон", проблема смерти в диалоге с точки зрения философской концепции философа. Образ Сократа в диалоге. Душа и тело, их роль в смерти и бессмертии по Платону. Система доказательств бессмертия души в произведении Платона "Федон".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Начну свою работу с таких слов. Что есть Смерть? И, в чем заключается учение Платона о бессмертии души? рассматривает ли философию как культуру, подготавливающую к смерти Данная работа лишь слабая попытка ответа на вопросы, которые пытаются разгадать веками.

Тема смерти и умирания зачаровывала человека с незапамятных времен, едва ли не с того самого момента, как его интеллект развился до осознания что он «царь» в окружающем мире. Наука, занимающаяся изучением вопросов смерти и умирания, называется танатологией (от греческого смерть - танос).

Я начну с изложения диалога Платона. Платон (430-348 гг. до нашей эры) - великий греческий философ, родился в Афинах, я думаю, что Платон поставил в нашем диалоге целью показать, что желания философа состоят в желании смерти - в желании сделаться чистым духом. "Вечность души, - говорит он, - есть условие возможности истинного знания, и обратно - действительность познания есть основание, из которого скорее и положительнее всего можно убедиться в вечности души". Платон влагает в уста умирающего Сократа рассуждение о бессмертии, то он видит в этом не более, как только гениальную мысль.

Цель исследования - изучить проблему смерти и философию как культуру подготовки к смерти в концепции Платона.

Задачи исследования:

Изучить произведение Платона «Федон».

Проанализировать тему проблемы смерти в диалоге Платона «Федон» и рассмотреть ее с точки зрения философской концепции Платона.

Сформулировать основные выводы философского учения Платона о бессмертии души на примере диалога Платона «Федон».

Объект исследования - философское учение Платона о бессмертии души.

Предмет исследования - проблема смерти и культура подготовки к смерти в диалоге Платона «Федон».

Методы исследования: При написании работы мною были использованы следующие методы. В первой главе использовался метод анализа. Во второй главе - анализ, индукция, дедукция, синтез. В заключительной, третьей главе - методы обобщения и синтеза.

Основная гипотеза исследования - в понимании Платона, философия является культурой подготовки к смерти.

Глава 1. Произведение Платона «Федон»

В «Федоне» описывается последняя беседа Сократа со своими учениками и друзьями. Он начинает с утверждения, что хотя каждый, кто достойным образом занимается философией не только, не будет бояться смерти, но наоборот, будет приветствовать ее, однако он не покончит жизнь самоубийством, потому что это считается незаконным. Друзья спрашивают Сократа, почему самоубийство считается незаконным, его ответ является почти тождественным тому, что мог бы сказать христианин: “Сокровенное учение гласит, что мы, люди, находимся как бы под стражей и не следует ни избавляться от не своими силами, ни бежать”. Сократ сравнивает отношение человека к Богу с отношениями скота к своему владельцу. Разве ты не рассердился, говорит Сократ, если бы твой бык, воспользовался возможностью лишить себя жизни, и, следовательно, “совсем небессмысленно, чтобы человек не лишал себя жизни, пока Бог каким-нибудь образом его к этому не принудит, вроде как, например, сегодня меня”. Сократ без огорчения относится к своей смерти, так как убежден, что отправляется к иным богам - мудрым и добрым. К умершим, которые лучше живых, идет он туда с верой в то, что умерших ждет новое будущее.

В диалоге «Федон», отразился, на мой взгляд, весь жизненный путь Сократа, который как бы подводит итог своим философским рассуждениям, делает выводы, связанные с прожитой жизнью и готовит своих учеников к последующей, возможно, более лучшей жизни. Мыслитель прекрасно знает о том, что через несколько часов он умрет, но встречает смерть на удивление спокойно, и даже радостно. Он словно давно ждал свою смерть, и вот она наконец-то пришла за ним.

Однако его ученики не могут понять своего учителя, они считают, что любой человек должен всеми силами держаться за эту жизнь, ведь и душа, как и тело, после смерти умирает.

И именно в этот грозный и трагический день Сократ показал свою истинную силу духа и характер настоящего философа. Вместо того чтобы поддаться общему настроению уныния и страха, он, с присущим ему спокойствием и рассудительностью начинает беседовать с учениками о жизни и смерти, душе, успокаивает и ободряет, их ищет и доказывает четырьмя главными аргументами тезис о бессмертии души.

В этом диалоге Сократ предстает перед нами как философ - исследователь, который легко находит ответ на, казалось бы, совсем не разрешимые вопросы. В качестве примера можно привести эпизод дискуссии Сократа, Симмия и Кебета, когда ученики подвергли сомнениям его доказательства о бессмертии души и как ловко учитель смог доказать свою правоту. Разъясняя ученикам то или иное явление или понятие, Сократ всегда использует всегда очень яркие, но в тоже время и очень убедительные доказательства, которые заставляют учеников поверить в тот или иной факт правоты своего наставника.

Говоря об образе Сократа в данном диалоге Платона, следует обратить внимание вот на какой момент. Проводя свою доказательную линию, Сократ всегда тщательно подбирает слова и выражения, от него не услышишь непродуманного высказывания, он словно пытается исследовать проблему с разных точек зрения, приходя, однако, в заключении к одному и тому же выводу. Поражает также и его манера вести беседу.

Если внимательно вчитываться в диалог «Федона», то можно заметить, что на протяжении всего действия диалога говорит практически сам Сократ, причем в свойственной ему манере задавать риторические вопросы. Получается, что философ, по сути, ведет разговор сам с собой, а ученики присутствуют лишь в качестве “декораций”, они как бы начинают философские дебаты, но главная роль, естественно, принадлежит не им, а их учителю.

Интересны также и другие особенности диалога «Федон».

Сократ выступает здесь в качестве первооткрывателя Вселенной, он впервые поставил вопрос о том, что Земля на самом деле круглая, на ней есть горы, впадины и т.д., также он впервые поставил вопрос о реинкарнации (перевоплощении души после смерти) и бессмертии.

Мне хотелось бы обобщить основные положения моих выводов и тезисов.

Итак. Первое, о чем следует сказать, анализируя эти диалоги - это об образе Сократа, как о человеке, который готов бросить вызов обществу.

Второе - образ Сократа можно отождествить с Иисусом Христом, в связи с их очень схожим отношением к смерти и жизни.

Третье. Мыслитель изображается в диалогах, как настоящий философ, который не боится смерти, а наоборот, спокойно выпивает приготовленную для него чашу с ядом.

Четвертое. В своих беседах с учениками, используя риторические вопросы и метод выведения причинно - следственных связей, приходит к доказательству какого-либо понятия.

Пятое. Впервые в античной философии поставил вопросы об устройстве Вселенной, о жизни и смерти, о бессмертии души, доказав этот тезис своими знаменитыми аргументами. (Взаимный переход, противоположностей).

2. Проблема смерти в диалоге Платона «Федон» с точки зрения философской концепции Платона

Платон в юные года обладал незаурядным талантом поэта, драматурга, живописца. Изящные эпиграммы, которые связывают с именем юного Платона, до сих пор производят впечатление чистейших жемчужин поэзии. И даже тот страстный порыв, который толкнул Платона навстречу Сократу и перечеркнул его увлечение искусством, говорит нам о глубоко восторженном и творческом начале в характере Платона. Здесь сказалась присущая Платону эмоциональность и чуткое ощущение жизненной стихии.

Отказываясь от разных областей искусства и их профессиональной разработки, Платон не перестал быть поэтом и художником, который, однако, воспринимал бытие, обогащенное нелегким опытом жизни, уже не в безмятежных, а в остродраматических тонах.

Отсюда, из этого драматизма жизненных ситуаций, рождается форма платоновского диалога, для того чтобы укрепиться и развиться в дальнейшей истории философии и литературы, не только античности, но и Нового времени.

Действительно, поразительная вещь: Платон совершает целый переворот в манере философского изложения. Древнегреческая философия до платоновского времени. Излагала свои идеи в форме часто загадочно-афористического мудрого поучения, в стихах или прозе.

Также, по моему мнению, написание Диалога «Федон» на Платона повлияли, рассуждение Сократа, а как Платон был впечатлительным человеком, его захватывало поведение Сократа, и вдохновляла. По форме и достоинствам изложения диалоги Платона неоднородны. Часть из них написана в драматической форме. Это блестящие сцены из умственной жизни Афин, изображение сталкивающихся и борющихся философских воззрений.

Действующие герои этих диалогов - ярко очерченные характеры и лица - философы, в центре которых стоит личность Сократа, софисты, поэты, рапсоды, политические деятели. Таковы, например, диалоги, «Федон», «Пир». Диалоги эти принадлежат истории древнегреческой литературы не в меньшей степени, чем истории древнегреческой философии.

Смерть, говорит Платон устами Сократа, есть отделение души от тела. Разграничение между духом и материей, ставшее распространенным как в философии, так и в обыденном мировоззрении возникло как...

Другие файлы:

Восточные влияния на учение Платона о бессмертии души

Философское учение Платона
Жизнь и сочинения Платона. Его социально-философские взгляды. Онтология Платона: учение об идеях. Основные периоды философской деятельности Платона: у...

Рассуждение на тему афоризма Платона
Анализ изречения Платона о бессмертии человека, признаки дуализма в нем. Споры о бессмертии души и тела. Существование смерти, связь с болезнями и ста...

Учение Платона о душе
Освещение вопросов о божественном происхождении, принципах очищения и об особенностях отхода человеческой души в мир иной в философских работах Платон...

Философское учение Платона