Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Философские аспекты процесса мышления

Тип: курсовая работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
Философия как научная дисциплина, ее содержание и значение. Законы и формы мышления как предмет изучения логики. Современное состояние вопроса о связи логики и мышления. Техника критического мышления и методика "мозгового штурма", ее эффективность.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Актуальность исследования обоснована необходимостью показать неразрывную связь мыслительного процесса и логики на примере техники критического мышления и метода «мозгового штурма» - современных методик, применяемых во всех отраслях знания.

Целью исследования являлось выявить связь языка и мышления и на этом основании определить логико-языковую природу высказывания.

Задачи исследования:

- сделать обзор литературы по данной проблеме;

- определить предмет логики;

- выявить связь логики и мышления;

- выявить связь языка и мышления;

- выявить сущность логико-языкового высказывания;

- проанализировать прием техники критического мышления на базе общих законов связи логики и мышления - на примере методики «мозгового штурма».

Объектом исследования является мышление как предмет логики в аспекте философской науки.

Предметом исследования является логико-языковое высказывание, двуединая сущность которого определяется наличием, с одной стороны, языковых аспектов, связанных с мышлением и речью, с другой - философских, связанных с логикой, а, следовательно, с мышлением. Таким образом, логико-языковое высказывание - предмет мышления.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что законы и формы мышления, в частности техника критического мышления и метод «мозгового штурма» являются предметом логики.

Методы исследования - изучение и теоретический анализ литературы, обобщение, систематизация, классификация теоретического материала, наблюдение, анализ.

1. Философские аспекты процесса мышления. Мышление как предмет логики в аспекте философской науки

1.1 Что мы понимаем под философией?

Философия - «любовь к мудрости», как наука зародилась в Древней Греции много веков назад. Яркими представителями философской мысли были Платон - объективный идеалист, Гегель, считавший, что в основе всего лежит Абсолютный Дух, что все течет - все изменяется., Кант - родоначальник немецкой классической философии, полагавший, что в основе познания лежит метод критического философствования, Сократ, провозгласивший «Все тайное становится явным», Ф. Бэкон, возвестивший о том, что, что «Знание - сила». Каждый из них внес значительный вклад в философскую науку.

Понятие «любовь к мудрости» состоит из двух лексем - любовь и мудрость, очень важных с семантической точки зрения. Попытаемся проанализировать каждый компонент. Во-первых, концепт Мудрость - София (греч.), подразумевает некий логически обоснованный аспект. Мудрость - противопоставляется Глупости. Единство знания, опыта, логики, добра - вот что такое мудрость. Любовь к мудрости - проповедование добра, логики, знаний. Философы - мудрецы, почувствовавшие необходимость в проповедовании своего жизненного опыта и логики. Недаром философия лежит в основе всех наук, поскольку любая наука - синтез знания и опыта.

На вечный вопрос философии: что первично - материя или сознание - все философы отвечают по-разному, исходя из собственных оценок и ощущений. Известно, что великие философы прошлого, считавшие сознание (разум) первичным по отношению к материи (бытию) - находились в постоянной идеологической оппозиции, в борьбе за истину. Толчком к материалистическому пониманию философии послужила Милетская школа (VI в.д.н.), возникшая в Древней Греции, основанная Фалесом. Представители этой школы полагали, что все в мире - одушевленные и неодушевленные предметы в равной степени - имеет единую первооснову - космос, воду или воздух. Принцип «нечто не возникает из ничего» - основной принцип философов того времени. Для Фалеса, например, первоосновой мира являлась вода. Земля, по его мнению, как доска, плавает в океане воды. Все представления о мире связывались с единой первоосновой. Все имеет душу, даже магнит или янтарь: например, магнит - потому как притягивает предметы, а, значит, имеет душу. Для кого-то первоосновой был воздух или космос - неважно. Главное, что у всего на свете всегда есть свое начало - «начало всех начал».

На протяжении веков философия развивалась, приобретая новые черты, новые формы и направления. Однако, главная ее функция - научная. Как наука философия прочно вошла во все сферы человеческой жизни. Безусловно, философия связана с теологией (учением о боге), социологией (наукой об обществе), а также педагогикой, психологией и медициной, поскольку процесс человеческого познания охватывает комплексное восприятие действительности, и объясним лишь именно с этих позиций.

Однако понятие «философия» имеет не одно значение. Сегодня под философией понимают определенную отрасль научного знания, важнейшую составляющую идеологии, систему теоретических рассуждений, разрабатываемую профессиональными мыслителями. Однако это не единственная «сфера бытия» философии. По мнению М.С. Коган, «есть и еще один важнейший пласт бытия философии… - это общие принципы жизненного поведения, которые вырабатывает человек под влиянием своего и чужого опыта, проходящего через его сознание». Философские взгляды формируются не сразу; только жизненный опыт дает возможность и право на собственные суждения, только возраст прибавляет мудрости - а мы знаем, что философия переводится с греческого языка, как «любовь к мудрости».

О том, как растет и созревает человеческое сознание, как оно соотносится с возрастом, пишет М.С. Коган в своей книге, пережившей не одно издание. Несмотря на то, что философия как наука анализирует мировоззрение человека, его мышление и даже мироощущение, она на самом-то деле богаче и мудрее простого анализа или констатации фактов, поскольку предметом ее анализа является любой предмет, феномен, например, даже она сама - философия.

Философски взглянуть на вещь или предмет означает продумать причины и следствия его возникновение, наше отношение к нему, связь его с другими предметами реального мира. Да и это еще не все, так как необходимо определить место исследуемого предмета в историческом процессе, его роль и значение не только для философской мысли, но и для обыкновенного человеческого бытия. Строго говоря, философия является такой формой постижения мира, которая не может быть сведена ни к какой другой форме познания. У нее отличные от науки методы обращения к эмпирическому материалу, свои способы его обобщения и проверки.

В диалогах Платона, в которых выразителем его точки зрения, как правило, выступает Сократ, философия представлена в художественной форме. Диалоги Платона занимают особое место в контексте древней философской мысли. Они даже больше напоминают пьесы или интермедии. По сравнению с литературой средневековья они намного живее, жизненнее и остроумнее. Философия Платона имеет художественную форму, сравнимую с произведениями великих творцов, таких как Гете или Тарковский. Подобная форма философии, назовем ее креативной философией, прослеживает связь философии как формы логико-теоретического мышления с искусством как формой художественно-образного осмысления мира. В результате можно говорить о теоретической философии и практической философии, в которой художественная составляющая не так видна, однако передаваемый подтекст говорит о глубине и зрелости философской мысли. При этом не следует забывать о существовании еще одной формы философии - философии, пронизывающей произведения классиков, таких как Толстой, Скрябин, Врубель, Уайльд.

Платон считал, что познать можно только существующие идеи и никак иначе. Поскольку способность к познанию присуща каждому человеку (в той или иной степени), она «живет» в душе человека и помогает ему осуществлять Познавание мира. Подлинный же философ - это тот, кто способен возвыситься до Познавания красоты. Красота универсальна, как и любая другая идея, «она прекрасна всегда, везде и решительно для всего». Такими же идеями являются идеи добра, справедливости и блага. Идея блага - центральная идея в философии Платона.

Платон считал философом того, кто «созерцает прекрасное, … кто любит усматривать истину…Философ познает не мнения, а бытие и истину». Тот, кто познает, познает уже существующее: ребенок начинает познавать предметы, окружающие его потому, что они уже существует. Сначала рождается идея предмета или вещи, потом сам предмет и только после этого человек в состоянии его познать, ведь предмет уже существует, причем независимо от его (человека) сознания. Такова природа познания. Этот мыслительный (познавательный) процесс Платон назвал Познаванием в отличие от мнения, которое только мнит. Знанию же отведена роль для постижения бытия. Какое оно, бытие? Для Платона, прекрасное не сравнимо ни с какой вещью, однако по своему содержанию красота «продолжает быть творчеством вещей, то есть тем или другим состоянием самих вещей». При этом, когда речь заходит о красоте идеальной, то она тоже мыслится как некоторая осуществленность… Когда происходит созерцание прекрасного, тогда рождается эстетическое сознание. Труды-диалоги Платона, основного греческого философа, мы можем созерцать.

Интересно отметить, что известный английский писатель Оскар Уайльд («профессор эстетики», философ, проповедник гедонизма, эстетизма, любви к прекрасному), считавший себя последователем Платона, заявлял, что «философ - тот, кто созерцает прекрасное, …кто способен видеть природу красоты самой по себе». Корни его философии уходят в античную философию, в царство платоновских ид...

Другие файлы:

Институционализация социокультурной и экономической жизни общества: социально-философские аспекты
Социально-философские аспекты феномена институционализации как способа функционирования институтов в рамках социальных систем. Формирование культурных...

Виды мышления
Возникновение, формирование и протекание процесса мышления. Психологическая природа мыслительного процесса. Основные операции и фазы как стороны мысли...

Особенности процесса мышления
Нейрофизиологические механизмы мышления человека. Структура процесса мышления, вербальный и невербальный интеллект. Возникновение и развитие субъектив...

Этико-психологические аспекты построения деловых отношений при проведении переговоров
Различные подходы к характеристике переговорного процесса. Переговоры как образ мышления: культура переговорного процесса. Типичные модели поведения н...

Исследование образного мышления
Теоретические основы исследования образного мышления. Понятие о мышлении. Виды мышления. Сущность, структура и механизмы образного мышления. Теоретиче...