Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Философия эпохи Возрождения (Ренессанс) (XV-XVI века)

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Исторические и социокультурные предпосылки Ренессанса. Основные направления эпохи Возрождения: антропоцентризм, неоплатонизм. Основные идеи протестантизма. Гуманизм Эразма Роттердамского. Философия Николо Макиавелли. Утопический социализм Т. Мора.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Философия эпохи Возрождения (Ренессанс) (XV-XVI века)

Название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для подражания. Идеалом знания становится знание светское, а не религиозное. Ренессанс - это переходный период от средневековья к новому времени.

Ренессанс - это время зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, глубоких социальных и религиозных конфликтов, бурного развития естествознания и великих географических открытий. Это период преодоления длительной стагнации производительных сил. Это переход от ремесла к мануфактуре. Формируется капиталистическое производство.

Исторические и социокультурные предпосылки Ренессанса

· ослабление религиозной идеологии;

· рост реформаторских учений;

· стремление буржуазии освободиться от влияния церкви;

· появление интеллигенции, связанной с наукой, искусством, а не с церковью;

· изменение системы образования (светское сменяет теологическое);

· меняется взгляд на человека. Человек - это индивидуальность, обладающая способностями, развитие которых зависит от нее самой.

В средневековой философии человек рассматривается прежде всего с греховной стороны (он виноват в грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога - «…все зло мира на нем!»). В эпоху Возрождения делается акцент на богоподобии человека. Разум, творчество, красота, свобода - все это отражение Бога в человеке.

Философы Ренессанса - высокообразованные люди, владеющие древнегреческим и латынью, знакомые с трудами философов античности.

Основные направления эпохи Возрождения

1. -гуманизм (антропоцентризм);

2. -неоплатонизм

3. -натурфилософия;

4. -реформационное (протестантизм, лютеранство, кальвинизм);

5. -социально - политическое (макиавеллизм и пр.);

6. -социалистическо-утопическое (утопический социализм).

Антропоцентризм

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность). В общем смысле гуманизм - это стремление к человечности и создание условий достойной человека жизни.

В узком смысле - это идейное движение, сформировавшееся в эпоху ренессанса.

Основные черты гуманизма

1. антропоцентризм - человек, как центр мироздания, превозношение его сил и возможностей;

2. антицерковная и антисхоластическая направленность;

3. стремление уменьшить всемогущество Бога, утвердить самоценность человека;

4. жизнеутверждение, оптимизм человека.

Начало итальянского гуманизма связано с именами Франческо Петрарки (1304-1374) и Данте Алигьери (1265 - 1321). В трактате «О невежестве собственном и многих других» Петрарка отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость и предлагает принципиально новый подход к оценке античного наследия. Но прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее.

Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек был тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало социальным нормам. Человек эпохи Возрождения более ценен как индивидуальность.

Данте Алигьери в своих произведениях «Божественная комедия», «Пир» и «Монархия» предлагает новое понимание божественного и человеческого. Эти два начала он видит во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован двояко: Богом и природой. К блаженству есть два пути: философское поучение (человеческое) и духовное поучение (от Святого Духа). Не случайно своим проводником по загробному миру автор избрал язычника Вергилия.

Гуманизм Данте выражается и в том, что свои произведения он писал на итальянском, а не на латыни. Данте утверждает, что человек сам ответственен за свою судьбу. Задача человека реализовать все возможности в нем заложенные и в первую очередь возможности его разума, а затем воплотить это на практике. Он требует четкого разграничения светского и церковного: «Богу - богово, кесарю - кесарево», поддерживая идею секуляризации, отделение религии от науки, политики и морали.

На первое место выдвигается человек и природа. Человек толкуется как существо природное, телесное. Ценность человеческой личности для гуманистов определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Идеи гуманизма развивает голландец Эразм Роттердамский (1469-1536) «Вольтер XIV века». В книге «Похвала глупости» он критикует схоластическое мышление и мораль. Схоластика - это словесная псевдоученость, формализм и догматика. Весь мир Земной пронизан глупостью, грешили апостолы, грешил Христос. Глупость покоится на чувственности, она непреодолима. Разум не находит в этом мире счастья. Мир принадлежит глупцам, нужно прислушаться к разуму, ибо он в природе человека.

Гуманизм Эразма - в стремлении обосновать природное равенство людей. Одаренность людей зависит от их образования и воспитания. Мудрость состоит в соблюдении принципа «ничего сверх меры». В противном случае мудрец станет дураком, а мудрый правитель - тираном.

Мишель де Монтень (1533 - 1592). Основная работа - «Опыты». Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума. Все, что относится к природе - дело разума, все, что относится к религии - дело веры. Разум, однако, не всемогущ. Он может и заблуждаться. Девиз Монтеня - «Что я знаю!». Сомнение - двигатель знания и науки. Здоровый скепсис не мешает, а помогает развитию науки. Знание - процесс, а не догмат. Знания историчны, относительны, ограничены возможностями органов чувств. Человек - природное существо и подчинен законам природы, он - часть всего живого и должен жить в гармонии со всем живущим на земле и с природой. Свобода человека - это его действия в соответствии с природой и ее законами. Философия - это наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Добродетель - это не аскетическое бегство от мира, а жизнь по законам природы, стремление к счастью, покою и физическому комфорту. Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. Смерть неизбежна, бессмертие души спорно. Поэтому ради возможности бессмертия души нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим.

Неоплатонизм

Неоплатонический период связан с формированием гносеологии. Классическим представителем этого периода был Николай Кузанский (1401 - 1464). Кузанский порвал с ортодоксальной средневековой схоластикой и создал новое учение о мире и новую диалектику.

Разделяя принципы христианского монизма он отвергает античный дуализм Платона. Единое есть все, где единое - это Бог. Бог есть все в свернутом виде, а мир - это то, что разворачивается из Бога. Развивая учение о противоположностях, Кузанский вводит понятие max и min, а также беспредельное. Он считает, что единое тождественно беспредельному и как таковое не имеет противоположностей. В беспредельном противоположности совпадают. Кузанский доказывает это математически: бесконечное увеличение диаметра окружности превращает ее в прямую.

Кузанский выдвигает проблему относительности и противоположности, у него же мы находим тезис о бесконечности как о мере всего сущего. В бесконечном мире, конечное не может быть мерой. «Все материальные вещи не тождественны божественным, мир вещей - это мир сотворенный, мир кажимости, за ним скрывается подлинная сущность. Вселенная - это развертывание божественного первоначала. Это развертывание и есть движение, или вечное развитие материи. Соотношение Бога и мира - это первотолчок и вечное движение.

Человек является совершенным творением. Он превыше всех других тварных существ. Познание возможно, но его нельзя ограничить только трактовкой Библии. Возможность познания заложена в человеческой практической деятельности. Также как Бог развертывает в себе мир, человек развертывает из себя предмет познания. Способность к познанию присуща человеку априорно (доопытно).

Идею Кузанского использует Джордано Бруно (1548 -1600 г.г.). Рассматривая идею о первооснове мира, Бруно приходит к выводу о наличии двух видов вещества. Вещество земли - это земля, вода, воздух и огонь. Вещество неба - это эфир. В мире нет пустоты. Все есть материя. Материя совпадает с Богом (пантеизм).

Основной философской системой эпохи Возрождения является пантеизм. Пантеизм - философское учение, исходящее из тождества бога и природы. (дословный перевод: «пан» - всё, «теос» - бог: «всё есть бог»). Пантеизм мыслит бога и природу единым целым. В пантеизме бог имманентен миру (находится внутри мира), а не трансцендентен (находится вне мира), как в средневековой философии. Бог мыслится энергийным началом мира, мир - живым, саморазвивающимся.

Натурфилософия

Натурфилософия - философия природы. Задача этого периода - создание целостной картины мира. Перенесение греческих теорий в 15 век способствовало развитию экспериментальной науки.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519) утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но п...

Другие файлы:

Основные идеи и направления философии Возрождения
Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне разви...

Тесты с ответами по Философии
1.1. Что такое философия?1.2. Восточная философия1.3. Античная философия1.4. Средневековая философия1.5. Философия эпохи Возрождения1.6. Философия Нов...

Философия эпохи Возрождения
Предпосылки возникновения новой культуры. Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Натурфилосо...

Философия эпохи Возрождения
Человек эпохи Возрождения: специфика мироощущения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Мистический пантеизм Николая Кузанского. Социальная доктрина Возр...

Философия эпохи Возрождения
Общая характеристика эпохи Возрождения: принципы антропоцентризма и гуманизма, человеческая индивидуальность, проблема бытия. Политическая философия Н...