Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Учение Гегеля о государстве, праве, гражданском обществе

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Краткая биография Гегеля, характеристика философского учения о гражданском обществе. Особенности политического учения Гегеля. Знакомство с основными трудами философа. Знакомство с ключевыми уровнями развития понятия права: мораль, нравственность.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Учение Гегеля о государстве, праве, гражданском обществе

гегель философский право нравственность

Введение

Философия Гегеля явилась кульминационным моментом развития немецкой философии, начавшегося с Канта. Гегель создал грандиозную философскую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. Хотя Гегель часто критиковал Канта, его система никогда не могла бы возникнуть, если бы не существовало системы Канта. Его влияние, теперь уменьшившееся, было очень сильным, и не только в Германии. Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положения послужили теоретической основой и дали мощный толчок развитию либеральных и радикальных концепций, в том числе младогегельянского движения. В конце XIX века ведущие академические философы, как в Америке, так и в Великобритании, были в большинстве своем гегельянцами. Помимо чисто философии, многие протестантские теологи приняли его учение, а его философия истории оказала глубокое влияние на политическую теорию. Маркс, как всем известно, был в молодости учеником Гегеля и сохранил в своей системе, в ее окончательном виде, некоторые существенные гегельянские черты.

Целью исследования данной работы является анализ философских взглядов Г.В.Ф. Гегеля на государство, право и гражданское общество.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

1. проанализировать работы Гегеля и труды других авторов о его философии;

2. классифицировать полученную информацию по трем основным категориям философии Гегеля: “государство”, “право” и “гражданское общество”;

3. показать значимость философии Гегеля для мировой науки.

1. Биография Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штутгарте в семье крупного финансового чиновника Рассел Б.. История западной философии. Книга 3. Часть 2. От Руссо до наших дней. М., 2001 г. Глава XXII. Гегель. Предки его были родом из Каринтии, но в XVI в. бежали в Швабию, спасаясь от католической реакции на принятие протестантства. В семь лет он поступил в штутгартскую гимназию, где у него проявились способности к древним языкам и истории. Получив в гимназии первоначальное образование, он в 1788 г. поступил в теологический институт в Тюбингене, поскольку отец Гегеля хотел, чтобы сын стал пастором. В тюбингском институте, где в преподавании основное внимание уделялось лейбнице-вольфианской мысли, Гегель прослушал философские, теологические курсы и защитил написанное сочинение о нравственных обязанностях в духе лейбнице-вольфианской мысли.

Здесь же он подружился с Гёльдерлином и Шеллингом, вместе с которыми посадкой «дерева свободы» приветствовал Французскую революцию, произведшею на него сильное впечатление. В этот период Гегель выступал противником феодальных порядков в Германии, был сторонником республики и ожидал в ближайшем будущем новых революций, уничтожающих деспотизм остальной Европы. В пылу юношеского максимализма Гегель отрицает государство - «орудие подавления свободы человека», «Любое государство, - пишет он в ранней работе «Первая программа системы немецкого идеализма», - не может не рассматривать людей как механические шестеренки, а этого как раз делать нельзя, следовательно, оно должно исчезнуть». Одновременно подвергаются резким нападкам церковь за союз с государством и официальная вера, противоречащая разуму. По его словам, «государство, которое подчиняется церкви, либо отдано на произвол фанатизма и погублено, либо в нем вводится поповский режим».

Впоследствии Гегель изменяет взгляды, прибегает к абсолютизации роли государства, связывает с ним утверждение юстиции, правопорядка, законности, «всеобщей воли», которой должна подчиняться индивидуальная воля во имя сохранения «целого» (целостности народа). Государство - «действительность нравственной идеи», «разумная, объективно себя сознающая и для себя сущая свобода».

В 1793 Гегель получает степень магистра философии. В том же году он завершает образование в институте, после чего работает домашним учителем в Берне и Франкфурте. В этот период, кроме философии, он усердно занимается религиозными и политическими предметами. В написанной им «Жизни Иисуса» оригинально его отношение к чудесам; в то время как современные ему богословы отрицательного направления старательно занимались «рациональным» объяснением библейских чудес. Гегель, справедливо признавая несостоятельность всех этих натянутых объяснений, просто умалчивает о чудесных фактах, передаваемых в Евангелии. Кроме того, он создает так называемые «теологические работы», опубликованные лишь в 20 веке - «Народная религия и христианство», «Позитивность христианской религии».

Несмотря на то, что интересы Гегеля сосредоточились на философии еще во время его учебы в институте, заниматься ею профессионально он начал позже. И только наследство отца и собственные сбережения из педагогических заработков дали ему возможность посвятить себя науке.

В начале 1801 года Гегель приезжает в Йену, где после защиты двух диссертаций преподает в местном университете как приват-доцент. Он сотрудничает с Шеллингом в издании «Критического философского журнала» и пишет работу «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга», в которой поддерживает Шеллинга (потом их взгляды разошлись). В том же 1801 он защищает диссертацию «Об орбитах планет». Гегель много работает над созданием собственной системы, пробуя самые разные подходы к ее обоснованию, например, утверждает, против Кеплера, что между Марсом и Юпитером нет необходимости предполагать какое-нибудь планетарное тело: однако в том же году первый астероид «Церера» был открыт итальянским астрономом Пьяцци в Палермо.

После 1803 г., когда Шеллинг переселился в Баварию, Гегель, не изменяя ничего в содержании своей системы, признал необходимым излагать ее чисто философски, через диалектическое развитие понятия, а не основываться на одном проблематическом «умственном созерцании» истины. В этом пункте он разошелся с Шеллингом, хотя продолжал еще несколько лет с ним дружескую переписку. В университете Гегель после отъезда Шеллинга стал читать курс философии - totam philosophiae scientiam, состоявший из трех частей: логика (с метафизикой), философия природы и философия духа; уже тогда сущность его учения вошла в свою окончательную форму. Смутное время, наступившее в 1806 г., когда Йена была занята сначала прусскими, а потом французскими войсками, причем Гегель сочувствовал более французам, нежели пруссакам, побудило его покинуть этот город. В это время он впал в такую бедность, что Гёте поручил одному их общему приятелю ссудить его суммой до 6 талеров.

В 1807 он публикует «Феноменологию духа», первую из своих значительных работ. Ряд ярких образов «Феноменологии» (часть рукописи которой Гегель чудом спас при вторжении французских войск в Йену) - «диалектика раба и господина» как этюд о свободе, возможной только через рабство, концепция «несчастного сознания» и др., а также мощно заявленное учение об историчности духа сразу привлекли к себе внимание и обсуждаются по сей день.

Покинув Йену, Гегель (при помощи своего друга Ф. И. Нитхаммера) устраивается редактором «Бамбергской газеты» в Баварии, которую вел в официозно-французском духе, так как Бавария была тогда в вассальных отношениях к Наполеону. Уже после его ухода газета закрылась по цензурным соображениям.

В 1808 году Гегель становится директором гимназии в Нюрнберге, где по тогдашнему уставу должен был, между прочим, преподавать в старших классах философию, чем он очень ревностно занимался в течение 8 лет. В 1811 он женится (в браке он имел несколько детей, был у него и внебрачный сын), а вскоре публикует одну из центральных своих работ - «Науку логики» (в трех книгах - 1812, 1813 и 1815).

Находясь в Нюрнберге, Гегель получает приглашение в Гейдельбергский университет (1816 - 1818). Здесь была опубликована «Энциклопедия философских наук» (из трех частей), включающая в себя сокращенный и переработанный вариант «Науки логики» (так называемой «Малой логики», в отличие от «Большой логики» 1812-1815), «Философии природы» и «Философии духа» (при жизни Гегеля «Энциклопедия» дважды переиздавалась - в 1827 и 1833). Это была первая в Германии основательно разработанная юриспруденция, важнейшее достоинство которой - метод диалектики.

До 1818 Гегель работает в Гейдельберге, а с 1818, будучи признанным крупнейшим немецким мыслителем, приглашается на кафедру философии университета в Берлине, где на некоторое время становится его ректором Пиотковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1963 г. с. 8. В Берлине Гегель становится «официальным философом», хотя и не во всем разделяет политику прусских властей. Он публикует «Философию права» (1820, на титуле - 1821), ведет активную лекционную деятельность, пишет рецензии, готовит новые издания своих работ. У него появляется множество учеников.

«Гегель был весьма необычным человеком. С трудом, подбирая слова, при разговоре на обыденные темы, он интересно рассуждал о сложнейших вещах. Размышляя, он мог часами стоять на месте, не обращая внимания на происходящее. В рассеянности он мог не заметить башмаков, оста...

Другие файлы:

Учение Гегеля о гражданском обществе
Гражданское общество как одно из объединений, формирующих нравственное сознание. Отношение Гегеля к классовому расслоению, законодательной власти, пра...

Основные учения о праве
Политическая свобода как главная тема всей политико-правовой теории Ш.Л. Монтескье. Учение Локка, И. Канта, Гегеля, Г. Гроция, Цицерона, Фомы Аквинско...

Гегель
В книге дается анализ философской системы Гегеля — великого немецкого мыслителя конца XVIII—начала XIX в. Автор критически излагает все разделы гегеле...

Сроки в гражданском праве
Понятие и классификация сроков в гражданском праве. Исчисление и правоприменение норм о сроках в гражданском праве, значение времени в гражданских пра...

Учения Канта и Гегеля о государстве и праве